Натурфилософская картина мира
В VII – VI вв. до н.э. появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических преставлений. Древнегреческая наука связана с именами следующих философов Древней Греции.
ФАЛÉС (640/624-548/545 до н.э.) – древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия) (рисунок 1). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Именем Фалéса названа геометрическая теорема.
Имя Фалéса уже в V в. до н.э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называют уже в его время.
Достоверно известно только то, что Фалéс был знатного рода, и получил на родине хорошее образование. Сообщается, что Фалéс был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу.
Предание рисует Фалéса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалéс пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии.
Некоторые источники утверждают, что Фалéс жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие – что был женат, имел сына Кибиста; третьи – что, оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.
Относительно времени жизни Фалéса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н.э.. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, – 585 до н.э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н.э., во время войны между Лидией и Мидией).
Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей – вода; начало и конец Вселенной – вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения – дух, «гнездящийся» в воде.
Важные замечания, встречающиеся у разных комментаторов: 1) Фалес выделяет воду из четырёх основных стихий как «главную»; 2) Фалес считает слияние смешением элементов, приводящим к качественному изменению, «для соединения, затвердения и образования внутримирных тел»; 3) если даже Фалес и говорит, что все состоит из воды, он подразумевает взаимопревращение элементов; 4) одно (единственное) движущее начало Фалес считает «конечным».
По замечанию Гераклита: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь во всевозможные тела, принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалéс объявил воду наипричиннейшим элементом».
Фалéс полагал, что Космос – один (един). Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой).
АНАКСИМА́НДР МИЛЕ́ТСКИЙ (610-547/540 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалéса. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввел термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).
Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.
Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» божественное начало – апейрон (ἄπειρον) – которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, это то из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени.
Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т.д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» – Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи – огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твердую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается. При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звезд, а самими звездами становятся поры во внешней оболочке.
Заключительный этап возникновения мира – появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землей» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.
Анаксиме́н Миле́тский (585/560 – 525/502 до н. э., Милет) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.
Анаксимен – последний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма – поиск естественных причин явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается».
Анаксимен материализует апейрон, чисто абстрактное определение своего учителя. Для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Анаксимен по-прежнему использует субстанциональный термин Анаксимандра, но атрибутивно. Воздух у Анаксимена так же беспределен, то есть апейрон; но первоначало у Анаксимена понимается уже в дополнении с прочими свойствами, которые есть у воздуха. Соответственно статика и динамика первоначала определяется такими свойствами.
Воздух Анаксимена одновременно отвечает идеям и Фалеса (абстрактное первоначало, мыслимое как конкретная природная стихия) и Анаксимандра (абстрактное первоначало, мыслимое как таковое, бескачественно). Это самая бескачественная из всех материальных стихий; прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух – это качественное первоначало, хотя во многом является образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, универсальным содержанием.
Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) – ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Выбор Анаксименом воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса стоит на принципе параллелизма микрокосма и макрокосма: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.
Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и те́ла, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание. Августин сообщает, что «Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием… Анаксимен… говорил, что началом является неограниченный воздух, и что из него возникает все что есть, что было, что будет; божьи и божественные вещи; и что все последующее возникнет из потомства воздуха». Но Анаксимен, сообщает Августин, был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха». Таким образом, боги Анаксимена – модификация материальной субстанции (и соответственно, в представлении ортодоксальной теологии, небожественны, то есть собственно не суть боги). А божественен – не материальный воздух, как он характеризовался в то время.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (544-483 гг. до н. э) – древнегреческий философ.
Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». Однако точный перевод с греческого означает: «Всё течёт и движется, и ничего не пребывает».
Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе приблизительная дата его рождения около 540 г. По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), потомков Андрокла, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.
Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем». Он, по-видимому, был знаком с воззрениями философов Милетской школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноименного платоновского диалога.
Начиная с античности, в первую очередь, благодаря свидетельствам Аристотеля, Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:
1. Огонь есть начало или первоначальная материальная причина мира.
2. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.
3. Всё есть поток.
4. Тождество противоположностей.
5. Нарушение закона противоречия. Данная доктрина является скорее следствием из 3 и 4, чем самостоятельным положением учения Гераклита.
Учение об огне Гераклита можно понимать как ответ ранним ионийским (милетским) философам. Философы Милета (город недалеко от Эфеса), Фалес, Анаксимандр, Анаксимен полагали, что существует некоторое исходное первовещество или первоэлемент, которое становится любыми другими вещами. Мир, каким мы его знаем, является упорядоченным соединением различных элементов или веществ, производимых первоэлементом, первоматерией. Для милетцев объяснить мир и его феномены означало просто показать, как все происходит, возникает или трансформируется из исходного вещества, как это происходит в случае с водой Фалеса или воздухом Анаксимена.
Гераклит, как кажется, следует этому образцу объяснения мира, когда рассматривает мир как «вечно живой огонь» и утверждает, что «Молния управляет всеми вещами», намекая на управляющую силу огня. Но выбор огня в качестве исходного первовещества крайне странен: первовещество должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя свои сущностные качества, тогда как огонь непостоянен и предельно изменчив, являясь символом изменений и процесса.
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь – наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода –лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла.
Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых».
СОКРАТ (469 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., там же) – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность – поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.
Он убеждал людей изучать самих себя, чтобы выяснить, каковы же люди по своей природе. Все остальное, по его мнению, было второстепенным.
ДЕМОКРИТ (460-371 гг. до н. э.) греческий философ. Это был первый человек, который понял, что мир вокруг нас не имеет конца и что он представляет собой скопление мельчайших частиц – атомов, из которых состоит и каждая звезда на небе, и каждая песчинка на земле.
Демокрит был родом из греческого города Абдера во Фракии. Его отец, Дамасипп, был одним из самых богатых горожан. Поэтому Демокрит получил хорошее по тем временам образование. Его учителями были персидские мудрецы, жившие в Абдере во время пребывания там персидского царя Ксеркса. Но настоящим учителем Демокрита стал Левкипп, глава философской школы в их городе. Именно он познакомил Демокрита с сочинениями греческих философов. После смерти отца, который оставил сыну значительное наследство, Демокрит отправился в путешествие. Он посетил Вавилон, оттуда поехал в Египет, и всюду он встречался с мыслителями, с египетскими жрецами и вавилонскими магами. Из этого можно сделать вывод, что мировоззрение Демокрита формировалось под влиянием многих культур как нового, так и древнего мира. От каждой из них он взял что-то важное для себя и создал собственную философскую систему.
Вернувшись в Абдеру, Демокрит начал сам преподавать философию и писать философские произведения. Позже Диоген Лаэртский составил каталог сочинений Демокрита, который содержит более 70 названий трудов. Широта интересов философа просто поражает. Очевидно, не было такой области знаний, какую бы он оставил без внимания.
Известно, что в своем городе Демокрит пользовался такой славой, что еще при жизни ему была поставлена бронзовая статуя. Рассказывали также, что он был одним из известнейших ораторов своего времени. Это обстоятельство побудило его заняться филологией и даже составить руководство по красноречию.
Второе длительное путешествие Демокрит совершил в Афины, где в то время работали самые знаменитые греческие философы. Диоген рассказывал, что философ встречался с Анаксагором и Сократом. Но они не разделяли философские взгляды Демокрита, отрицавшего существование богов.
Вернувшись в Абдеру, он составил философский труд под названием «Большой Диакосм». В нем он изложил свою концепцию устройства мира. Согласно его теории, все предметы состоят из мельчайших частиц – атомов. Пока их было немного, они двигались свободно. Постепенно они начали притягиваться друг к другу, подобно тому как собирались в стаи птицы – голуби с голубями, журавли с журавлями. Так образовалась Земля.
Демокрит различал два типа свойств всех явлений. Одни представляют «вещи в себе» – величина, образ, масса, движение, твердость. Другие свойства связаны с органами чувств человека – цвет, яркость, звук, запах. Согласно Демокриту, все, что происходит в мире, можно объяснить различными движениями атомов.
Как утверждают античные источники, Демокрит также написал и много математических работ. До нашего времени дошли несколько фрагментов, в которых содержатся выведенные им формулы объема некоторых фигур, например конуса и пирамиды.
Естественно, что в мире, каким его представлял себе Демокрит, не было места богам. Он считал, что люди их придумали как воплощение явлений природы и человеческих свойств. Так, например, Зевса он отождествлял с Солнцем, а богиню Афину считал олицетворением разума.
Хотя большинство сочинений Демокрита были впоследствии утрачены, мы знаем о них по трудам других философов, которые разделяли его взгляды или оспаривали их. Воззрения Демокрита оказали огромное влияние на Тита Лукреция Кара, а также Галилео Галилея и Лейбница, которых мы называем основоположниками новой концепции устройства Земли. Более того, Нильс Бор, создатель современной атомной физики, однажды заметил, что предложенное им устройство атома целиком следует из трудов Демокрита.
АРИСТО́ТЕЛЬ (384 до н.э., Стагир – 322 до н.э., Халкидика) – древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. – воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу).
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития – социологию, науку, философию, политику, логику. Его взгляды на физическую сторону мира имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до Р.X. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминта III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, где врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Мальчик получил прекрасное образование и в возрасте семнадцати лет отправился в Афины, где стал слушателем в Академии Платона. Там он провел двадцать лет, сначала как слушатель, а затем как преподаватель и член содружества философов-платоников.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».
После смерти Платона в 347 году до н. э. Аристотель покинул Афины и некоторое время путешествовал по Греции. Вначале он отправился в Трааду, на полуостров Малая Азия, а затем на остров Лесбос, где поселился в городе Метилене.
С 343 года до н. э. Аристотель состоял воспитателем и преподавателем тринадцатилетнего Александра Македонского. Он учил будущего царя истории, философии, логике, ораторскому искусству. Вместе с ним Аристотель совершал и военные походы, в частности, побывал в странах Востока.
Примерно с 334 года до н. э. Аристотель вновь поселился в Афинах, где преподавал в Ликее. Он читал лекции во время прогулок, отчего учебное заведение получило название Перипата, а слушателей стали именовать перипатетиками, т.е. прогуливающимися.
Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества и ввел систему научной терминологии, существующую и поныне. Он не разделял идеалистических взглядов Платона и установил, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение, место, время и образ действия.
Философия Аристотеля:
Физика – наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
Метафизика – учение о первопринципах бытия или первая философия.
Этика – учение о нравственности. Основной добродетелью считал умение найти середину между двух крайностей. Например, добродетель щедрости лежит между крайностей скупости и расточительства.
Политика – учение о государстве. Государство – это общение ради общего блага. Государство противопоставляется семье – общению ради частного блага.
Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование. Из сочинений Аристотеля до нас, к сожалению, не дошли написанные в общедоступной форме. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие – более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам.
Известны два других фундаментальных труда Аристотеля – «Физика» и «О небесах». Он установил, что все предметы состоят из огня, воздуха и земли, и вплотную подошел к мысли о том, что в природе ничто не исчезает бесследно.
Кроме того, Аристотель придерживался теории спонтанного зарождения жизни. Согласно гипотезе Аристотеля, определенные “частицы” вещества содержат некое “активное начало”, которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.
“Таковы факты – живое может возникать не только путем спаривания животных, но и разложением почвы. Так же обстоит дело и у растений: некоторые развиваются из семян, а другие как бы самозарождаются под действием всей природы, возникая из разлагающейся земли или определенных частей растений” (Аристотель).
Значение деятельности Аристотеля заключается в удивительном даре предвидения и обобщения изучаемых явлений. Даже когда развитие науки опровергло многие положения физики Аристотеля, методическое значение его сочинений не уменьшилось. Так, например, следуя его системе описания небесных светил, польский ученый Коперник первым опроверг учение о том, что Солнце движется вокруг Земли.
По некоторым данным, в 323 году до н. э. Аристотель был обвинен в безбожии, бежал и скончался в изгнании.
КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ (ок. 100 – ок. 170) – позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии в римском Египте (достоверно – в период 127-151 гг.), где проводил астрономические наблюдения.
Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях науки – в оптике, географии, математике, а также в астрологии.
Согласно Птолемею, в центре мира – шарообразная Земля. Она неподвижна и расположена в центре всего небесного свода. Небосвод сферичен, тверд и вращается вокруг Земли с периодом в одни сутки. Схема Птолемея как снова земной и астрономической навигации продержалась почти полторы тысячи лет, до второй половины XVI века.
Античные натурфилософы, используя наблюдения, умозаключения и начала математики, сумели создать системные картины материи и устройства мира. От них к нам пришли идеи корпускулярности и непрерывности, идеи метафизики и диалектики, идеи стационарности и эволюции, идея борьбы противоположностей. Они обосновали и создали аксиоматический метод в исследованиях, им же принадлежит очень изящное толкование вопросов причинности. Анализируя естественнонаучные аспекты натурфилософских воззрений, целесообразно помнить, что натурфилософия была системой, включающей не только толкования материи и мира, но и взаимоотношений в обществе – искусство, этику, политику, медицину, собственно философию и многое другое. Вместе с тем необходимо отметить, что в жизни античного общества натурфилософия носила «точечный» характер, ею занимались лишь отдельные личности. Основная масса и свободных граждан, и рабов была занята чисто житейскими проблемами. Познание материи и устройства мира в число животрепещущих проблем жизни античного общества не входило.
Религиозные картины мира
Коренные изменения в социально-экономической структуре европейского и околоевропейского общества способствовали появлению и формированию религиозных монотеистических систем. Религиозное мировоззрение не отрицает необходимости познания. В основе такого познания лежит идея («парадигма») о всемогущем Создателе и Управителе мира. Бог – безусловный владыка всей материи, как её творец. Человеку же Бог вручил господство над материальным земным миром, чтобы через материальные тела и в материальном мире он осуществлял бы свое идеальное назначение – духовное совершенствование с целью служения Богу. Человек – всего лишь «раб божий». Вместе с тем сама религиозная картина мира – это единая система суждений о свойствах и закономерностях природы. Религиозные картины двойственны по определению. В них существует абсолютное бытие и в противовес ему – многообразие естественных, природных сущностей. Абсолют отождествляется с Богом; бытие человеческое им создано. Материя во всех её видах есть не более чем реализация воли Бога. В этом своем качестве материя изучению не подлежит, ибо человеку не дано познать божественный замысел.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.
Его произведения «Summa philosophiae» и «Summa theologiae» представляют наиболее сильную попытку объединить воедино две противоречивые сущности: потребность человечества в познании и философию божественности. Фома Аквинат заимствовал у Аристотеля практически всю метафизику, подчинив её толкование догматам христианской религии. Он утверждал, что понять общее – значит, понять всё, поскольку общее не имеет относительного бытия. Ценность знаний религии не отрицают. Но знание трактуется исключительно как откровение высших сил. Наши мысли есть не более чем отражение божественных замыслов. Это Бог снабдил людской разум способностью образовывать понятия и тем самым понимать божественные откровения и друг друга. Сама по себе личность каждого человека значения не имеет; Аквинат не признает права свободного мышления и свободы речи. Учение Фомы стало идеологической базой инквизиции. Любое инакомыслие жестоко подавлялось. В католической церкви была создана специальная карательно-розыскная структура – «святая инквизиция».
Установившееся в I–XII веках господство теологии соответствовало состоянию личности человека в эти века. Естествознание практически не развивалось, так как оно не приемлет абсолютной веры в догматы и предполагает непрерывную смену гипотез и теорий. Натурфилософия как таковая осталась только как «натуральная» часть теологии.