I. Диалектика – учение о всеобщих законах развития
XIII. КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
Понятие и типы развития
Все в мире находится в движении. Движение – это изменение вообще. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменений, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и со-циальной эволюции. Изменения могут быть количественные и качественные. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные всегда связаны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие свойствами, резко отличающимися от свойств прежнего предмета. Последовательность необратимых качественных изменений называется развитием. Развитие может идти с повышением уровня организации объектов, и тогда оно называется прогрессивным развитием или просто прогрессом. Качественные изменения, приводящие к понижению уровня организации, называются регрессом.
Помимо возникновения нового качества развитие характеризуется необратимостью – целым рядом таких преобразований, которые делают невозможным возврат к исходному состоянию. Противоположное этому понятие обратимости связано с круговоротами и функционированием, представляющим собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям. Развитие также характеризуется направленностью.
Таким образом, основные признаки развития – качественный характер изменений, их необратимость и направленность. Ни один из этих признаков по отдельности не достаточен для определения развития. Эти признаки необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменений от хаотических изменений, механических движений, круговоротов, функционирования.
Развитие может быть однолинейным и многолинейным, прямолинейным и зигзагообразным, восходящим и попятным, общим и локальным, ускоренным и замедленным и так далее. Все эти типы, виды и формы могут переплетаться друг с другом в конкретных ситуациях. Главными линиями, или направлениями, развития являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития. Если же оно в том или ином отношении уступает прежнему, то налицо регрессивная тенденция развития. Для определения типа направленности необходимы критерии.
Для неорганической природы достаточным критерием прогресса (или восходящей линии развития) можно считать степень усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение возможностей взаимодействия.
По отношению к системам органической природы приходится обращаться к более сложному критерию прогресса. Его отдельными моментами являются следующие: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого и оптимальная связь этих параметров; увеличение конкурентоспособности; степень эффективности и работоспособности структур и функций живых организмов; степень экономичности всех форм организации живого; увеличение автономизации, или относительной независимости от среды. Эти критерии с разных сторон характеризуют совершенство всего живого и только взятые в комплексе они могут дать правильное представление о степени организации живых систем.
В отношении общества также применяется комплексный критерий прогресса. Фактически каждая его подсистема – духовная жизнь, экономика, социальная и политико-право-вая сферы – требуют своего специфического критерия, и только в совокупности они способны охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами. Социальный прогресс связан с развитием личности и гармонизации интересов общества и интересов индивида. Подлинный гуманизм исходит из общественного человека и человеческого общества. Не может быть прогрессивной система, подавляющая личность, не позволяющая раскрыться ее духовным способностям. Лаконично это выразил поэт: «Все прогрессы – реакционны, если рушится человек». Гармоничное развитие индивидов, их способностей, духовного мира ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.
Основными критериями общественного прогресса являются: уровень развития нравственности, культуры, образования, степень свободы человека, уровень демократизации общественной жизни, степень развития производительных сил, темпы роста производства, производительности труда, уровень благосостояния людей. Прогресс применительно к обществу – это такое повышение степени его системной организации, которое позволяет всем сферам общественной жизни развиваться более высокими темпами и в полной мере способствует развитию человека.
Важным является поиск универсального критерия общественного развития. В наиболее общем виде критерием прогресса является развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. В реальной действительности в качестве критерия в разные исторические эпохи и в разных системах назывались: развитие научного знания, движение к состоянию свободы, уровень развития производительных сил, способ производства материальных благ. В русской философии проблема прогресса увязывалась с духовностью, с религией и моралью. Показательно, что в наше время все больше ученых склоняются к мысли о том, что основным критерием общественного прогресса является состояние духовности, нравственности.
Прогресс всегда относителен. Для определения того, подчинены ли изменения прогрессу, нужна система отчета, относительно которой рассматривается ряд изменений. В результате одно и то же явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным: прогрессивным в одном отношении, регрессивным – в другом. Прогресс неразрывно связан с регрессом. Восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую ветвь. В материальном мире нет ничего вечного. Кроме того, общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.
I. Диалектика – учение о всеобщих законах развития
Закономерности развития изучает диалектика. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы, категории и принципы диалектики.
Закон – это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Все в мире существует, функционирует и развивается благодаря наличию противоположных сторон, сил, тенденций, которые, с одной стороны, взаимоисключают, а с другой, взаимообуславливают друг друга. К примеру: атом есть единство положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов; человек единство тела и духа; движение дискретно и непрерывно; свет – волна и частица.
В физических явлениях происходят процессы притяжения и отталкивания. Химический процесс – это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссоциации (разъединения) атомов. Противоположности имеют место и в живых организмах. Наследственность – это тенденция организма сохранять приобретенные признаки, изменчивость же – это его способность вырабатывать новые свойства, повышающие адаптацию организмов к окружающей среде. Психическая деятельность человека характеризуется противоположными процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Человек пользуется такими методами, как индукция и дедукция, анализ и синтез и другими. Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий и универсальный характер.
Противоположности могут находиться в состоянии единства (равновесия, гармонии), различия (нарушения равновесия одной из сторон) и противоречия (борьбы, конфликта). При развитии явления по восходящей или нисходящей линии доминирует одна из сторон. Разрешение противоречия связано с отрицанием предшествующего этапа и началом нового цикла, но уже на ином качественном уровне.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон раскрывает механизм развития.
Еще в древности люди обратили внимание на то, что незначительные, порой незаметные изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность. Коварна граница перехода от случайных разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании.
Важными составляющими этого закона являются качество, количество, мера, скачок. Качество – такая внутренняя определенность предмета, которая характеризует его как данный предмет и, теряя которую, предмет превращается в нечто иное. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. Количество – это внешняя, пространственно-временная выраженность данного качества. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также величины, объема. Как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность цветов, звуков, темпы общественного и индивидуального развития человека. Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию предмета.
Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своеобразного рода граница, в которой предмет сохраняет свое качество. Нарушение меры приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера – это диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Качественное изменение, в отличие от количественного, выражается понятием скачка. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое. Примеры скачков: при повышении температуры до 100°С вода превращается в пар – качественно новое агрегатное состояние; при достижении определенной массы плутония начинается цепная ядерная реакция; переход к новому типу общественного устройства путем реформ, то есть серии скачков во всех сферах общественной жизни.
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития, указывает на то, что новое всегда отрицает старое, но постепенно оно само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Диалектическое « отрицание» включает в себя триединый процесс: деструкцию (разрушение, преодоление) прежнего; кумуляцию (его частичное сохранение, преемственность); конструкцию (формирование, созидание нового). Отрицание всегда включает в себя ломку старого. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений, но основное в нем все же – утверждение нового. Развитие как восходящий процесс возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, то есть при сохранении и синтезе всего того положительного и жизнеспособного, что имело место в прошлом, и что удерживается, «снимается» для будущего. В противном случае будет происходить простое отбрасывание, игнорирование прошлого. К примеру, в общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отрицание всего и вся.
Утверждение прогрессивного характера развития представляет главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. Однако это не простое возвращение к первоначальной форме, а качественно новый уровень развития. К примеру: смена общественно-экономических формаций, смена поколений, обновление клеток в организме. Многие процессы, функции повторяются, но на новом этапе. Все три закона диалектики взаимосвязаны, отражают разные аспекты развития целостных систем в разных формах бытия.