Жизненный и творческий путь А. де Сент-Экзюпери, его философские, нравственные и эстетические взгляды
Практическое занятие №
Жанр антиутопии в английской литературе ХХ века.
(О. Хаксли, Д. Оруэлл).
1. В чем сходство и различие жанров утопии и антиутопии? Какова история этих жанров? (Платон, Т. Мор, Свифт, Г. Уэллс).
2. Роман Е. Замятина “Мы” и его влияние на романы О. Хаксли и Д. Оруэлла.
3. “О дивный новый мир”. О. Хаксли как антиутопия, раскрывающая отрицательные тенденции развития буржуазного общества.
4. Роман Дж. Оруэлла “1984” как антиутопия, раскрывающая черты тоталитарного общества.
а) Политический смысл романа Дж. Оруэлла «1984». Структура оруэлловского Ангсоца: Внутренняя партия, Внешняя партия, пролы. Исторические аналогии.
б) Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии (Война — это мир, Свобода — это рабство, Незнание — сила). Образ Старшего брата как метафора режима.
в) Социальные, идеологические и политические функции войны в тоталитарном государстве.
г) Социальный мир романа. Тип нового человека — «человек-функция». Детерминированность поведения героев языком и типом мышления.
д) Основной конфликт романа — столкновение У. Смита и системы и его разрешение.
е) Концепция любви в романе. Любовь-ненависть. Диалектика взаимоотношений — О'Брайен — У. Смит — Джулия. Любовь сакральная и земная.
ж) Принципы и способы подавления личности на уровне мышления, эмоций и способах выражения (новояз).
з) Лингвистическая утопия и ее функции. Идеология «новояза» как языка тоталитаризма. Власть «масс-медиа» и способы манипуляции сознанием.
и) Особенности поэтики романа. Способы выражения авторской позиции. Приемы сатиры.
5. В чем актуальность жанра антиутопия?
Литература
1. Е. Замятин. Мы.
2. О. Хаксли. О новый дивный мир.
3. Дж. Оруэлл. “1984”, “Скотный двор”. Рецензия на роман Е. Замятина “Мы”.
4. Утопия и антиутопия ХХ века. М.: Прогресс, 1990. Статья А. Шишкина “Есть остров на том океане…” Утопия в мечтах и в реальности.
5. В. Недошивин. “Можно ли погасить звезды?” Проза отчаяния и надежды Дж. Оруэлла // Дж. Оруэлл. Проза отчаяния и надежды. Л., 1990.
6. Н. Л. Мортон. Английская утопия. М., 1956.
7. И. Шафаревич. Две дороги к одному обрыву // Новый мир. 1989, №7.
8. А. Зверев. Когда пробьет последний час природы.
9. Гребенникова Н.С. Жанр антиутопии в современной литературе // Гребенникова Н.С. ХХ век. Зарубежная литература. М., 2002.
10. Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия. // И.Л., 1992, №7.
11. Чаликова В. Неизвестный Оруэлл. // И.Л., 1992, №2.
12. Чаликова В. Утопия и свобода. –М., 1994.
Практическое занятие № (2 занятия)
Экзистенциализм во французской литературе.
1. Общая характеристика экзистенциализма как философского направления и отражение его идей в литературе.
2. Т.П. Сартр — философ и художник-экзистенциалист. Рассказ Сартра «Стена» как воплощение основных проблем экзистенциализма. Роман «Тошнота». Драмы Сартра.
3. Роман А. Камю «Посторонний». Проблема экзистенциального героя.
4. Эволюция экзистенциализма в годы антифашистского сопротивления. Роман А. Камю «Чума» как свидетельство этих изменений.
Литература:
1. Ж.П. Сартр. Стена. //И.Л., 1987, №11 (послесловие Ерофеева).
2. А. Камю. Посторонний, Чума, Миф о Сизифе. М., 1969 (предисловие С. Великовского).
3. С. Великовский. Грани несчастного созидания. М., 1973. С.46—150.
4. Е.П. Кумкин. Альбер Камю. М., 1982.
5. Ж.П. Сартр. Тошнота. //И.Л., 1989, №7.
6. Ж.П. Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм (в кн. «Сумерки богов». М., 1989).
7. Л.Т. Андреев. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
Практическое занятие №
Эпический театр Брехта.
1. Теория эпического театра Б. Брехта. Приемы эпизации театра: «Эффект отчуждения» и средства его достижения в пьесах Брехта.
2. Анализ пьес Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана» и «Кавказский меловой круг».
Литература:
1. Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети.
2. Б. Брехт. Добрый человек из Сезуана.
3. Б. Брехт. Кавказский меловой круг.
4. И.М. Фрадкин. Б. Брехт. «Путь и метод»». М., 1965 (конспект).
5. Л. Копелев. Брехт. Жизнь замечательных людей. М., 1966.
Практическое занятие №
Мастерство Э. Хемингуэя-новеллиста
1. Общая характеристика сборника рассказов «В наше время». Тема, образы, композиция.
2. Психологическое мастерство Хемингуэя в новеллах «Кошка под дождём», «Там, где чисто, светло», «Белые слоны», «Дома» и др. Роль подтекста (принцип айсберга), позиция автора, характер сюжета, стиль.
3. Анализ повести Хемингуэя «Старик и море». Новое в мировосприятии и художественной манере автора, характерное для II периода творчества.
Литература:
1. Э. Хемингуэй. Кошка под дождем.
2. Э. Хемингуэй. Там, где чисто, светло.
3. Э. Хемингуэй. Дома.
4. Э. Хемингуэй. Десять индейцев.
5. Э. Хемингуэй. Старик и море.
6. Э. Хемингуэй. Белые слоны и др.
7. Современная литература США. М. С. 111—157 (Мендельсон. Трагедия Хемингуэя).
8. Маянц. Человек один не может. М., 1966. С. 196—229.
9. Кашкин. Хемингуэй. М., 1996 (главы 5, 9, 10).
10. В. Оленева. Современная американская новелла. Киев, 1973.
11. Б. Грибанов. Хемингуэй. М., 1970.
12. Лидский. Хемингуэй. Киев, 1978.
(Законспектировать одну из работ.)
Практическое занятие №
Сюрреализм в зарубежной поэзии 20—30 годов.
1. Сюрреализм как одно из модернистских направлений в искусстве и литературе. Понятие об автоматическом письме. А. Бретон — теоретик сюрреализма. 1 и 2 манифесты сюрреализма. Влияние З. Фрейда.
2. Поэзия сюрреализма, ее особенности, представители и эволюция их творчества (Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, Робер Деснос). Влияние поэтики сюрреализма на их позднее творчество и дальнейшее развитие французской поэзии ХХ века (Тардье, Мишо, Кено, Превер, Гильвик и др.).
3. Выучить наизусть одно из стихотворений и подготовить его анализ.
Литература:
1. Западноевропейская поэзия ХХ века. Б.В.Л., серия 3, т. 171., М., 1977.
2. Л. Андреев. Сюрреализм. М., 1972.
3. Т.В. Балашова. Французская поэзия ХХ века.
4. И.Ю. Подгаецкая. Поэтика сюрреализма. //Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967, с. 177—194.
5. Антология французского сюрреализма. М., 1994.
6. К столетию со дня рождения Андре Бретона. //Иностранная литература. 1996, №8.
7. Поль Элюар. Стихотворения.
8. Робер Деснос. Стихи. М., 1970.
9. Из современной французской поэзии. М., 1973.
10. А. Бретон. Манифест сюрреализма. //называть вещи своими именами (М., 1986) или в кн. «Французские писатели о литературе» (М., 1978. (Фрагменты)).
11. Поэзия сюрреализма. //Иностранная литература. 2002, №5.
12. Л.Т. Андреев. Сюрреализм. //Зарубежная литература ХХ века. Учебник под редакцией Л.Т. Андреева. М., 1996 (и последующие издания).
Практическое занятие №
Экспрессионизм и зарубежная поэзия 20—30 годов ХХ века.
1. Экспрессионизм как одно из модернистских направлений в искусстве и литературе ХХ века (живопись, драма, проза, поэзия). Левый экспрессионизм (активисты). Экспрессионизм как художественный метод, особенности поэтики.
2. Экспрессионизм в поэзии Германии.
3. Темы и проблемы, особенности стиля. Представители немецкого экспрессионизма: К. Моргенштерн, Эльза Ласкер-Шюлер, Эрнст Штадлер, Георг Гейм, Иван Голл, Нелли Закс, Эрнст Толлер, Готфрид Бенн, Георг Тракль, И. Бехер.
Литература:
2. Западноевропейская поэзия ХХ века. Б.В.Л., серия 3, т. 31., М., 1977.
3. Экспрессионизм. Сборник статей. М., 1966.
4. Экспрессионизм. Литература и искусство. М., 1986 (сборник).
5. И. Бехер. Поэзия (особенно ранняя).
6. Б. Брехт. Поэзия (в любом издании).
7. Н.С. Павлова. Экспрессионизм. //КЛЭ., т. 8. М., 1975.
8. Экспрессионизм. //История немецкой литературы, т. 4. М., 1968.
9. Асанова Н.А. Реалистическая и экспрессионистская образность в поэзии раннего экспрессионизма. //Сб. Реализм в зарубежной литературе Х1Х—ХХ веков. Саратов., 1986. С.62–72.
10. Андреева-Попова Н. Поэзия немецкого экспрессионизма. //Р.Ж. (реферативный журнал). Общественные науки за рубежом. Литературоведение. 1985. №1.
11. И.С. Павлова. Экспрессионизм. //Зарубежная литература ХХ века. М., 1996.
Практическое занятие №
Философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
Жизненный и творческий путь А. де Сент-Экзюпери, его философские, нравственные и эстетические взгляды.
П. “Маленький принц”- философская сказка.
1. История создания сказки, связь с эпохой (война, фашизм). Причины обращения к жанру философской сказки.
2. Философские и социально-нравственные проблемы сказки, воплощенные в системе образов (летчик, маленький принц, змея, лис, роза). Гротескные образы, отражающие несовершенство человеческой жизни (король, фонарщик, пьяница и др.).
3. Поэтика сказки (композиция, фольклорные и библейские элементы, символика, поэтичность и афористичность языка).
Ш. Воспитательное значение сказки “Маленький принц”, современность и актуальность проблем, поставленных в ней.
Литература:
1. А.де Сент-Экзюпери “Планета людей”, “Маленький принц”, “Цитадель” (фрагменты). Писатели Франции о литературе.
2. Ваксмахер М.Н. “Часовой в ответе за свою империю”. // Ваксмахер М.Н. Французская литература наших дней. М.,1976, с.30-67.
3. В.Днепров “Поэзия человеческой солидарности. // Днепров В. “Литература и нравственный опыт человека”. Л.,1970,с. 326-356.
4. А.А.Исбах “Что нужно сказать людям” А. де Сент-Экзюпери”. М.,1965.
5. Мижо М. “Сент-Экзюпери”. М.,1961., с.208-222.
6. Шкунаева И. “Действие ради человека”. // Шкунаева И. Современная французская литература. М.,1961, с.208-222.
7. Галлай М. “Не могу не участвовать…// Сент-Экзюпери. Избранное. М. 1987, с.5-13.
8. Моруа А. “Антуан де Сент-Экзюпери” // Литературные портреты. М.,1970.
9. Моруа А. “Шестьдесят лет моей литературной жизни. М.,1977,с.83-89.
10. Буковская А. “Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.,1983, с.146-175.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
1.Модернизм
2.Потерянное поколение
3.Сюрреализм
4.Экзистенциализм
5.Экспрессионизм
6.Эпический театр
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
1. Абстракционизм
2. Абсурд
3. Авангардизм
4. Антиутопия
5. Дадаизм
6. Имажинизм
7. Коллаж
8. Отчуждение
9. Парабола
Самостоятельная работа
Для самостоятельной работы предлагаются темы политической литературы и поэзии 20-30 гг.
1. Творчество К. Чапека. Социально-философские и политические проблемы в романе.
2. Пьеса К. Чапека «Из жизни насекомых» И сопоставление ее с романом Пелевина «Жизнь насекомых». Сходство и различие.
3. Юмор и сатира в романе Гашека «Похождение бравого солдата Швейка».
4. Поэзия Ф.Г. Лорки.
5. Поэзия П. Неруды.
6. Поэзия антифашистского сопротивления во Франции (Л. Арагон, П. Элюар).
По каждому из поэтов предлагается составить композицию и выступить на вечере поэзии.
Вопросы к экзамену по курсу
«Современная зарубежная литература (1917-1945 гг.)»
1. Общая характеристика зарубежной литературы 1917-1945 гг. Основные литературно-художественные направления. Понятие о модернизме.
2. Литература Германии 1917-1945 годов (Л.Фейхтвангер, Г.Манн, Э.М. Ремарк и др.).
3. Э.М. Ремарк — представитель «потерянного поколения Германии. Анализ романов «На западном фронте без перемен» и «Три товарища».
4. Немецкий интеллектуальный роман. Т. Манн, А. Деблин, Г. Гессе.
5. Анализ романа Т. Манна «Доктор Фауст»
6. Немецкий экспрессионизм: поэзия, драма, живопись.
7. Создание эпического театра Б.Брехта: теория и практика.
8. Анализ пьесы Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети» и «Кавказский меловой круг» как пьесы эпического театра.
9. М.Пруст — создатель модернистского психологического романа "В поисках утраченного времени".
10. Идейно-художественное своеобразие творчества А. де Сент-Экзюпери. Анализ романа «Планета людей».
11. Анализ философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
12. Французский реалистический роман 20—30-х гг. (Р. Роллан, Франсуа Мориак, Андре Жид др.).
13. Французская сюрреалистическая поэзия. П. Элюар, Л.Арагон, А. Бертон и др.
14. Французская поэзия в годы антифашистского сопротивления. П. Элюар, Л. Арагон и др.).
15. Поэзия немецкого экспрессионизма. Э. Ласкер-Шюлер, Г.Гейм, И. Бехер, В. Борхерт и д.р.
16. Английский модернизм 20—30-х годов. Д. Джойс.
17. Психоаналитический роман. В. Вулф, Г. Лоуренс
18. Английский реализм 20-30-х гг. (Б. Шоу, К. Мэнефилд, Д. Голсуорси, С. Моэм, И. Во и др.).
19. Английская антиутопия ХХ века. Творчество О. Хаксли. Анализ романа «Дивный новый мир»
20. Английская антиутопия ХХ века. Творчество Д. Оруэлла. Анализ романа «1984» и сказки «Скотный двор».
21. Р. Олдингтон как представитель литературы потерянного поколения. Анализ романа «Смерть героя».
22. Общая характеристика литературы США 20—40-х годов (Т. Вулф, Ф. Скотт Фицджеральд, Т. Уайлдер, Дос. Пассос, Р. Райт).
23. Д. Стейнбек и анализ его романа «Гроздья гнева».
24. Жизненный и творческий путь Э. Хемингуэя (20 годы).
25. Жизненный и творческий путь Э. Хемингуэя (30-50-е годы).
26. Анализ романа «Старик и море».
27. Эволюция У. Фолкнера от модернизма к реализму. Анализ романов «Шум и ярость» и «Деревушка».
28. Анализ повести «Медведь».
29. Т. Драйзер — 2-ой период творчества.
30. Анализ романа «Американская трагедия» в сравнении с романом Ф. Скотт Фицджеральда «Великий Гетсби».
31. Литература Австрии 20—30-х гг. (Р. Лузиль, Г. Брох, С. Цвейг).
32. Ф. Кафка — жизненный и творческий путь. Особенности художественного метода. Анализ романов «Замок» и «Процесс».
33. Анализ новеллы Ф. Кафки «Превращение».
34. Поэзия Испании 20-30-х годов (А. Мачадо, Ф.Г. Лорка)
35. Литература Чехословакии 20—30-х гг. (Я. Гашек, К. Чапек, Ю. Фучин).
36. Французский экзистенциализм. Творческий путь Ж.-.П. Сартра.
37. Французский экзистенциализм. Творческий путь А. Камю.
38. Драматургия США ХХ века. Ю. О'Нил, Т. Уильямс, А. Миллер.
39. Пути развития зарубежной поэзии первой половины ХХ века. Влияние модернизма и национальных традиций. Г. Лорка, П. Неруда, А. Мачадо, В. Незвал и др.
40. Зарубежная литература первой половины ХХ века в школе: учебники и программы.
Литература
Учебники и учебные пособия.
1. История зарубежной литературы ХХ века. 1917-45. - М., 1979
2. История зарубежной литературы. 1945-1980 гг. – М.,1963
3. Зарубежная литература ХХ века. – М.,1996 и М., 2000
4. Зарубежная литература ХХ века. 1917-1945. Хрестоматия. – М.,1986
5. Зарубежная литература ХХ века. 1945-1980. Хрестоматия. – М.,1986.
6. История немецкой литературы. - М., 1976, т.5
7. История французской литературы. – М.,1963, т.4
8. История английской литературы. – М.,1957, т.3
Общие работы
1. Называть вещи своими именами. Программа выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. – М., 1986
2. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. – М.,1987
3. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. – М., 1985
4. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. – М., 1982
5. Днепров В.Д. Черты романа ХХ века. – М.-Л., 1965
6. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. – М.,1973
7. Зверев А. Дворец на острие иглы. – М.,1989
8. Ивашева В. Новые черты реализма на Западе. - М., 1986
9. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. – М.,1986.
Литература Франции
1. Андреев Л.Г. Сюрреализм. - М., 1972
2. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. – М.,1968
3. Антология французского сюрреализма. 10-е годы. – М.,1994
4. Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. - М., 1982
5. Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. - Горький., 1977
6. Григорьев В.П. Антуан Сент-Экзюпери . – Л., 1973
7. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. - М. 1994
8. Великовский С. Грани несчастного сознания. – М.,1973
9. Великовский С. В поисках утраченного смысла. - М., 1979
10. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. – М., 1977.
11. Зонина Л. Тропы времени. - М., 1984
12. Наркиньер Ф.С. Французский роман наших дней. – М.,1980.
13. Бреннер Ж. Моя история французской литературы. – М., 1994.
14. Французская литература 1945-1990 гг. – М.,1995.
Литература Германии
1. Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. – М., 1990
2. Экспрессионизм. – М.,1966
3. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. – М., 1965
4. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М.,1966
5. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. - М., 1982
6. Апт С.К. Над страницами Томаса Манна.- М., 1980
7. Русакова А.В. Томас Манн. – Л., 1975
8. Млечина И. Литература и «общество потребления». – М., 1975
Литература Англии
1. Писатели Англии о литературе Х1Х-Хх вв. – М.,1981
9. Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ в. 1918-1939. – М., 1965.
10. Ивашова В.В. Литература Великобритании. – М., 1984.
11. Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. 1917-1945. – М., 1980.
12. Балашов П. Художественный мир Б.Шоу. – М., 1982.
13. Хьюс Э. Бернард Шоу. – М. 1982
14. Урнов М.В. Ричард Олдингтон. М., 1968
15. Соловьева Н.А. Английский роман за четверть века. – М., 1982
16. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. - Воронеж, 1988
Литература США
1. Зверев А.М. Американский роман 20-30 годов. – М., 1982
2. Зверев А.М. Модернизм и литература США ХХ века. – М.,1979
3. Злобин Г.П. Современная драматургия США. – М.,1968
4. Каули М. Дои со многими окнами. = М.,1973
5. Ромм А.С. Американская драматургия первой половины ХХ века. – М.,1978
6. Анастасьев Н. Фолкнер. - М.,2976
7. Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. – М.,1981
8. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. – М.,1966.
9. Мендельсон М. Американский роман сегодня на пороге 80-х. – М., 1982
10. Морозова Т. Образ молодого американца в литературе США. – М., 1982
11. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. – М.,1980
12. Мулярчик А.С. Спор идет о человеке. – М.,1985
Латиноамериканская литература
1. Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. – М., 1983
2. Мамонтов С.П. Испано-язычная литература стран Латинской Америки.- М., 1976
3. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.
Литература Австрии и Швейцарии
1. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. - М., 1972
2. Павлова Н. Фрифрих Дюрренматт. – М., 1967
3. Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. – М.,1985
Литература Италии
1. Кин Ц. Итальянские мозаики. – М., 1980
2. Потапова З.М. Неореализм в итальянской литературе. – М., 1961
3. Потапова З.М. Итальянский роман сегодня. – М.,1977
Литература славянских стран
1. Бернштейн И.А. Чешский роман ХХ века. – М.,1979
2. Кузнецова Р.Р. Становление романа-эпопеи нового типа в чешской прозе. – М., 1975
3. Пытлик Р. Ярослав Гашек и «похождения бравого солдата Швейка». – Прага, 1983
4. Шубин Г. Ярослав Гашек. - М., 1982
5. Никольский С.В. Карел Чапек – фантаст-сатирик. – М., 1973
6. Пономарева Н.Н. Современная болгарская литература. – М., 1974
7. Пиотровская А.Г. Художественные искания польской литературы. Проза и поэзия 60-70 годов. – М.,1979