IV. Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше

Ницшеродился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия) 15 октября 1844 года в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864 – 1869 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.

Ницше был одним из самым знаменитых последователей Шопенгауэра. Несмотря на то, что Ницше не создал завершенной философской системы, именно он обосновал принципы новой «философии жизни».

Философия жизни строится на 3-х принципах:

1. Признании иррационального начала бытия. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Он предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

2. На принципах объективизма. В качестве онтологического первоначала – непознаваемая объективная сила. Познавательную способность и деятельность субъекта обуславливают внешне глобальные силы: воля к жизни (У Шопенгауэра), воля к власти (у Ницше). Человек не может избавиться от этих объективных сил.

3. На принципах биологизма. Жизнь мира и человека подчиняется органическим законам природы. Человек становится не только социальным, но и, в первую очередь, природным существом.

Современники критиковали философию Ницше за:

1. аморализм;

2. антидемократизм;

3. волюнтаризм (признание воли первоосновой всего сущего).

В творчестве Ницше обычно выделяют 3 основных периода:

1. 1871 – 1876гг. Этот период проходил в условиях осмысления:

а) античной культуры – «Рождение трагедии из духа музыки»;

б) музыкального творчества Рихарда Вагнера – «Казус Вагнера»;

в) философии Артура Шопенгауэра – «Шопенгауэр как учитель».

2. 1878 – 1882гг. Критика христианства, формирование самостоятельной антихристианской и волюнтаристской философии. Основными произведениями в этот период стали: «Веселая наука», «Человеческое, слишком человеческое!»

3. С 1883 года начинается третий этап. На этом этапе были написаны наиболее значительные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» (являлось критикой христианства).

Первым самостоятельным философским произведением Ницше было: «Рождение трагедии и духа музыки», в котором Ницше представил исторический процесс в видепротивоборства 2-х начал:

1. Дионисийского;

2. Аполлоновского.

Со времен античности в истории прослеживается идея господства одного из этих двух начал:

1. либо необузданного, хаотичного, эмоционального дионисийского;

2. либо упорядоченного, разумного, гармоничного аполлонского.

Выражением дионисийского начала Ницше считал музыку. Этому способствовало его знакомство с Рихардом Вагнером, который к моменту их знакомства был уже известен («Кольцо Нибелунга»). Философия Ницше лишена осмысленности, но в его произведениях можно выделить несколько ключевых тем (понятий):

- «Жизнь»;

- «Воля к власти»;

- «Нигилизм»;

- «Вечное возвращение»;

- «Сверхчеловек»;

- «Смерть бога».

Основная форма существования в мире – воля к власти. Это стремление к господству, творчеству, к власти сильных и к самоопределению. Воля к жизни присутствует даже в неживой, инертной природе и является основой бытия. Современная эпоха для Ницше – время ослабления воли к жизни, проявления упадка. Ницше не принимает расчетливости буржуазного государства, он не согласен с идеей демократического равенства и изобличает лицемерие крестьянства. Современную эпоху Ницше называет временем нигилизма, господства «ничто» – всего того, что противоречит жизни. Современный нигилизм проявляется в виде страха перед сильными и гордыми, перед кастой аристократов духа, которые создают все лучшее в культуре. Ницше призывает к переоценке ценностей: любовь к ближнему он заменяет верой к сверхчеловеку (любовь к дальнему).

Человек новой эпохи должен быть беспомощен к слабому, духовному вырождению и морали духовного равенства. Идеал сверхчеловека – центральная тема в философии Ницше. Сверхчеловек воплощает в себе идеал, суть которого в том, что: «Мне все позволено и ничто не должно обладать мной». Сверхчеловек – тот, кто должен заменить умершего бога, тот кто свободен, существует независимо от других. Но в то же время Сверхчеловек утверждает: «Человек есть нечто, что должно превзойти». Сверхчеловек относится к современному человеку, как современный человек к обезьяне. Новый лозунг Ницше: «Бог умер». Ницше признает Иисуса, как сверхчеловека, но его идеи непонятны большинству. Именно поэтому его и распяли. «Новый завет» есть выдумка и попытка к самооправданию его распявших. Если бы Христос появился вновь, его опять распяли бы. Вся история человечества является тому подтверждением. Христианство ничему не учит и является формой защиты слабых. На место христианства Ницше ставит античные ценности – он превозносит все гармоничное, совершенное, чем и является воля к власти. Человек античной эпохи трагичен, но его внутренние противоречия ведут к совершенству. Эти противоречия Ницше выражает в 3-х формах. Человек проходит:

1. состояние верблюда, несущего груз знаний;

2. состояние льва: тотальная критика всего сущего;

3. состояние дитя: человек становится творцом.

Другим философским понятием Ницше является вечное возвращение. С точки зрения Ницше существуют вечные ценности: красота, совершенство, творчество, свобода. История представляет собой вечное возвращение к этим отвоеванным ценностям. Нравственный смысл вечного возвращения заключается в ответственности каждого человека за свои поступки. Несмотря на биологизм философии Ницше, он провозглашает главным предметом философии человека, который является высшим существом в природе. В отличие от Фейербаха и материалистов, антропология Ницше не отождествляет человека с природой и органическими законами. Политические суждения Ницше полны презрения к социализму, мирному сосуществованию, равенству прав.

Термины.

Аполлоновское и дионисийское начала культуры – философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым – в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского". Понятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе – Гегель и Ницше. В своей ранней работе "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше на материалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р. Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рационального, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культуры и, соответственно, двух начал бытия. Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал, Ницше тем не менее склонялся к Д. ипостаси культуры.

Воля к власти – основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете истолковано и к чему все должно быть сведено. Воля к власти – понятие, подвергавшееся в истории философии беспрецедентным искажениям и фальсификациям; оно и по сей день остается объектом самых различных интерпретаций в том числе и потому, что сам Ницше не особо заботился объяснить, что же все-таки он под ним понимает.

Воля к жизни – нет!!!

Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.

Историческая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума, для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.

Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В геологии под формацией понимается способ образования горной породы.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации – первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая – коммунистическая – должна наступить в будущем и является окончательной.

Материя – (от лат. materia – вещество) – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Оптимизм – философское воззрение, считающее, что развитие жизни идет по пути совершенствования, и утверждающее преобладание в мире добра над злом.

Пессимизм – (от латинского pessimus – наихудший) – представление о том, что в мире преобладают негативное начало (хаос и зло), настроения безысходности, неверия в будущее и т.п. Впервые назвал пессимизмом свое учение А. Шопенгауэр.

Сверхчеловек – в реакционной философии Ницше - идеал человека, для которого всё заключается в том, чтобы обеспечить полное развитие только своей личности и считающего подчинение себя какой-нибудь общественной цели пошлым и презренным.

Формы движения материи – основные типы движения и взаимодействия материальных объектов: 1) в неорганической природе - пространственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, изменения в структуре макроскопических тел и т. д.; 2) в живой природе - многообразие проявлений жизни; 3) в обществе - многообразные проявления деятельности людей.

Наши рекомендации