Основные ступени процесса познания
Критерии истины:
– практика (материализм);
– полезность (прагматизм);
– проверяемость, верификация (позитивизм).
Роль практики в познании
Познание – компонент психики человека, который представляет собой правильное отражение внешнего мира. Оно является также общим историческим процессом духовного и практического овладения человеком действительностью.
Существуют два уровня познания: чувственный (ощущения, восприятия); рациональный (мышление).
Практика – способ включения человека в материальную деятельность путем активного преобразования внешнего мира. Включает в себя:
– реальное преобразование внешней среды;
– общение людей в процессе этого преобразования;
– совокупность норм и ценностей, которые обеспечивают практическую деятельность;
– научный эксперимент.
Практика – чувственно-предметная деятельность человека, направленная на преобразование мира и самого себя.
Практика – основа процесса познания. С нее он начинается.
Практика ставит перед человеком научные проблемы.
Теория – научное обобщение практики.
Практика в медицине носит специфический характер. Ограничено применение эксперимента на пациенте.
Специфика медицинской практики:
– объект исследования (пациент, болезнь, психическое состояние);
– условия клинической деятельности (момент времени, физическая и эмоциональная нагрузка);
– задачи, которые нужно решить (диагноз, клиника, уход).
Требуется особое клиническое мышление. Медицинский работник получает знания и сразу использует их.
Теория истины
Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствие наших знаний о мире самому миру. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности.
Материалисты утверждают, что любая истина объективна. Объективность истины означает, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит ни от сознания субъекта, ни от человека, ни от человечества. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление зависит от особенностей людей, которые формируют данную теорию.
Может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу целиком, полностью? Или, иначе говоря, может ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы знания? Этот вопрос на философском языке формулируется как вопрос о досягаемости абсолютной истины. Абсолютная истина не достигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Утверждение о недостижимости абсолютной истины может привести к выводу о невозможности для человека получения полного и достоверного знания о мире.
Эта проблема в материализме решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. В этом случае термин «абсолютная истина» употребляется в значении, близком значению «объективная истина». Абсолютное – исчерпывающее знание теории. Но теории или другие формы знания носят относительный характер. Они формулируют истину в каких– то исторически конкретных, преходящих формулах, высказываниях, теориях. Развитие познания можно представить как длительный, непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания. Абсолютная истина представляется как бесконечная сумма относительных истин. Этот процесс никогда не может завершиться. В философии существуют крайние позиции отношения к абсолютной и относительной истине. Релятивизм – отрицание абсолютной истины. Догматизм – отрицание относительной истины, неизменность истины.
Следующий вопрос теории познания о критерии истины. Материалистическая философия отвечает на этот вопрос однозначно – практика, хотя не все можно проверить ею, но это наиболее объективный критерий.
В позитивизме для проверки истинности знания предлагается принцип верификации, разложения на простые, проверяемые опытом высказывания.
В прагматизме таким критерием является полезность знания, его практическое значение.
Методы научного познания
Задача научного познания состоит в том, чтобы раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов, законы их развития. Однако сущность, законы не лежат на поверхности явлений. Чтобы обнаружить их, выработана система приемов научного исследования.
Наблюдение и эксперимент. Научное наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде.
Эффективность наблюдения зависит от предварительных знаний исследователя, его умения правильно сформулировать цель исследования. В эксперименте объект наблюдения ставится в искусственные условия. Это позволяет выделить и изучить объект в чистом виде, установить, как объект изменяется под влиянием тех или иных условий.
Анализ и синтез. Всякий предмет есть совокупность (система) различных компонентов, черт, сторон, находящихся во взаимодействии. Анализ (гр. analysis – разложение, расчленение) – это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, с тем чтобы понять их место, выделить из них главные. Анализ может быть предметным, а может быть и логическим, мысленным. Предметный анализ используется главным образом в исследовании как органической, так и неорганической природы. Скажем, молекула путем химического анализа расчленяется на образующие ее компоненты – атомы, ионы. В тех случаях, когда по каким-то причинам нельзя физически расчленить предмет, используется логический анализ. Особенно широко он применяется при исследовании общественных систем.
В отличие от анализа синтез (гр. synthesis – соединение) является вещественным или мысленным объединением частей, сторон предмета, позволяющим раскрыть их внутренние, необходимые связи, а тем самым и присущие предмету закономерности.
Анализ и синтез едины, поскольку едины предмет и его компоненты, стороны. Они являются взаимодействующими моментами единого аналитико-синтетического способа научного познания.
Индукция и дедукция. Индукция (лат. inductio – наведение) – процесс движения мысли от единичных явлений к общим выводам. Закон, как известно, есть общее, повторяющееся в явлениях. Но общее не существует иначе, как в отдельном. Будучи средством получения общего знания из знания об отдельном, индукция является средством раскрытия закономерностей, причинных связей. Дедукция (лат. deductio – выведение) – это процесс движения мысли от общего к единичному. Если имеется знание о всем классе предметов в целом, дедукция позволяет распространить это знание на любой предмет этого класса. Скажем, знание Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева позволяет утверждать, что свойства любого элемента, как открытого, так и не открытого еще, зависят от величины положительного заряда его атомного ядра.
Дедукция используется как способ построения научной теории. В современной науке широко распространен, например, аксиоматический метод, когда научная теория выводится по определенным правилам и законам из совокупности аксиом – положений, принимаемых без доказательства.
Индукция и дедукция взаимосвязаны. Применяя индукцию и дедукцию в их взаимосвязи, исследователь познает действительность в единстве единичного и общего.
Исторический и логический способы познания. Каждый конкретный предмет возникает, развивается и исчезает, уступая место новому. Иначе говоря, конкретный предмет имеет свою историю. Свою историю имеют небесные тела, виды растений и животных. Общечеловеческая история, в свою очередь, заключает в себе историю определенных культур, цивилизаций, континентов, отдельных стран. История – переплетение массы событий: общих и единичных, необходимых и случайных, главных и второстепенных. Исторические процессы изучаются под различным углом зрения, различными способами. Один из них предполагает изучение истории во всех ее подробностях, во всем многообразии событий. Это и есть исторический способ исследования. Другой предполагает изучение общего, повторяющегося в историческом процессе. Это уже логический способ. Логическое есть по сути своей то же историческое, но очищенное от массы подробностей, случайностей, деталей.
Абстрактное и конкретное. Еще одним способом исследования предмета в его движении и развитии, его внутренних связях является восхождение от абстрактного к конкретному.
Абстракция (лат. abstraction – отвлечение) – результат мысленного отвлечения от тех или иных сторон, черт предмета и выделения других, необходимых и важных на данном этапе исследования. В итоге формируются абстрактные понятия, являющиеся, как мы знаем, важной формой логического познания.
В отличие от абстрактного конкретное является результатом воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное. Конкретное являет собой объект, отраженный в мышлении, в единстве его компонентов, связей и отношений.
Абстрактное и конкретное, как логические категории, имеют свою основу в объективной действительности – единство, целостность предметов и явлений мира и наличие в них определенных компонентов, частей, сторон. При этом познание предмета рассматривается как движение мысли от абстрактного к конкретному – от простейших понятий, воспроизводящих те или иные части, стороны предмета, к сложным понятиям, воспроизводящим объект во всей его полноте и всесторонности.
Математические методы. Математика широко используется в естественных науках, проникает она и в науки общественные.
Известно, что все явления и процессы обладают мерой, единством количественных и качественных характеристик. Качества проявляются в свойствах, которые имеют количественную градацию – величину, степень развития. В этом и содержится возможность применения математики в исследовании природы и общества.
Еще одной причиной проникновения математики в другие науки является присущая ей огромная степень абстракции. Ныне существуют целые направления в науках, положения которых нельзя выразить наглядно, обосновать лабораторным экспериментом. Математика же располагает таким набором понятий (функция, множество, группа, бесконечное множество и другие), которые по своей широте и универсальности приближаются к философским, позволяют отразить общие количественные характеристики качественно различных явлений.
Кроме того, математика отличается исключительно строгой внутренней логикой. Если есть определенные посылки, если они истинны, то следствия из них в силу внутренней логики математики являются безошибочными.
Проникновению математики способствует и то, что показатели, которыми она оперирует, не обязательно числовые. Математика располагает целым арсеналом средств (модели, матрицы, функции, графики, символы), которые способны наряду с количественными выражать и определенные качественные черты предметов и явлений мира, раскрывать сложнейшие их связи и взаимные зависимости. Математические методы плодотворны только тогда, когда изучена качественная природа, сущность предметов и явлений. Отсюда необходимость тесного союза математики и других наук.
Моделирование и компьютеризация .Моделирование – упрощенное воспроизведение оригинала, однако это упрощение не должно быть произвольным, чрезмерным, поскольку в этом случае теряется сходство модели с оригиналом и она не дает об оригинале, по существу, никакого нового знания.
Имеются два основных класса моделей. Модели материальные являют собой вещественное воспроизведение исследуемого объекта, таковы, например, электронные модели нервной системы, сердца, почек и других органов и тканей живого организма, которые используются ныне в биологии и медицине. Модели идеальные представляют собой совокупность мыслительных элементов – математических и иных формул, уравнений, логических символов, различного рода знаков.
Электронно-вычислительная техника, как своеобразное моделирование, сегодня стала базой научного прогресса, а компьютерная грамотность – обязательным условием качественной работы во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании и здравоохранении.
11.6. Проблемы познания в «философии науки»
Персонализм. Методология рационализма, о которой шла речь до сих пор, является господствующей в теории познания. Однако в современной философии существует и иной подход к проблемам познания, этот подход представлен рядом школ современного иррационализма, которые критикуют основные установки рационализма за его «абстрактный» характер.
Они выступают против рационалистической традиции разрыва познавательного акта на субъективно-объективные отношения.
Примером реализации этой идеи служит персоналистическая концепция познания как «вовлечения». Познание рассматривается как движение, которое объединяет субъект со всем окружающим миром. Познающий субъект при таком подходе, – считает основоположник французского персонализма Эммануэль Мунье, – уже не выступает как чистое сознание или безличностное бытие, а как человек, который живет и действует: я мыслю с моим телом, моими руками, с моей страной, с моим временем. «Я» начинает свое мышление не с абстрактных идей, изолированных символов, а от опыта, пронизывающего всю жизнь личности. «Современная психология, – писал другой видный персоналист Жан Лакруа, – открыла в любви и вере наиболее совершенные инструменты познания. Любовь утверждает ценность того, на кого направлено это чувство». Любовь, с точки зрения персоналистов, наиболее адекватно раскрывается в вере. Поэтому вере принадлежит важнейшая роль в познавательном процессе. «Вовлеченное познание, – подчеркивает Лакруа, – имеет старое и прекрасное имя – вера». Она предшествует знанию, является движущей причиной и конечной целью познания. Таким образом, в персонализме осуществляется замена гносеологического субъекта психологическим (вера, интуиция).
Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил при недостатке информации или отсутствии достаточных доказательств. Она играет компенсаторную функцию, в качестве положительной эмоции вера позволяет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного.
Интуиция – это есть действие развитого на основе освоения материальной и духовной культуры творческого воображения субъекта. Базой интуитивных прозрений выступает освоенная индивидом общественная культура. Но эта культура начинает «говорить» в индивиде в какие-то особенные моменты, «моменты прозрения». К этому подходу можно отнести и положения русской религиозной философии (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, С. Франк) о роли «веры, нравственности в превращении мышления в живое цельное зрение ума».
Неокантианство. Западная Европа. Начало ХХ в. В неокантианстве выделяются две философские школы, получившие свое название от университетских центров: Марбургская и Баденская.
В Марбургской школе основные усилия были направлены на разработку трансцендентального метода познания.
Трансцендентальный метод в практике Марбургской школы сводился к освобождению научного познания от психологизма, т.е. от антропологического обоснования единства научного знания. Источником научного знания, по их мнению, является не структура сознания познающего субъекта, а логическая структура науки. Природа естествознания вытекает из самих естественных наук. Следовательно, место, где природа обладает реальностью, и есть естественные науки.
В Баденской школе утверждали, что существует принципиальное различие между естествознанием (науками о природе) и обществознанием (науками о культуре или о «духе»). Естественные науки изучают общее, повторяющееся, закономерное в явлениях.
Философия – это нормативное учение, учение о ценностях – аксиология. Ее предметы – изучение отношений субъекта и ценности. Ценности, согласно Генриху Риккерту, образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, «мир трансцендентального смысла ».
Позитивизм. Понятие «позитивизм» (лат. positivus – положительный) обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считали, что философия увлеклась оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Позитивизм возникает в 30–40-х гг. XIX в. во Франции. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798–1857 гг.). Конт является продолжателем идей французского Просвещения. Он сформулировал закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая – теологическая – стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений. Вторая, метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы и общества сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая – разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, научную. Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, метафизики, под которой понимается традиционный философский подход – «Метафизика» Аристотеля.
В начале ХХ в. наступает второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта), созданный Эрнстом Махом (1838–1916 гг.), Рихардом Авенариусом (1843–1896 гг.) и другими.
Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы с засильем метафизических подходов, на изъятии из науки таких «метафизических» понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное». Принципиальное отличие – задача философии в построении научного знания.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается в 20-х гг. ХХ в. Его родоначальниками являются австрийский физиктеоретик Мориц Шлик (1882–1936 гг.), австрийский философ, логик и математик Людвиг Витгенштейн (1889–1951 гг.), немецкий философ и логик Рудольф Карнап (1891–1970 гг.), английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872–1970 гг.). Как и две предшествующие стадии позитивизма, неопозитивизм начинает свою борьбу за «подлинную философию» с критики метафизики философии за неясность рассуждений, за излишнюю усложненность языка, за оперирование полумистическими понятиями типа «чистый разум», «абсолютная идея». Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, которые сложились в современном естествознании и математике.
Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся на три основные категории:
– логико-математические (аналитические);
– эмпирические (синтетические);
– метафизические (научно неосмысленные).
Философия, по мысли неопозитивистов, должна проанализировать высказывания, имеющие хождение в науке. На основе анализа изъять из науки все научно неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения.
Для этого позитивизмом был выдвинут принцип верификации высказываний (лат. veritas – истина). Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида, к «атомарным высказываниям».
Критический рационализм. Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм. Карл Поппер (1902–1986 гг.), Томас Кун (1922–1996 гг.). С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Ее нельзя разбивать на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни: уровень наблюдений (эмпирический) и уровень теории (теоретический). Любое эмпирическое высказывание обусловлено какой– то теорией. В научном знании философские концепции тесно переплетаются с собственно научными. А это значит, что философия не только оказывает стимулирующее (негативное или позитивное) воздействие на науку, а философские положения органически входят в «тело» науки. Наука как целостное явление требует к себе разносторонних подходов: историко-научного, психологического.
В науке действуют по неписаным правилам. Сообществу ученыхпрофессионалов запрещается обращаться к властям или широким массам в качестве арбитров научных споров.
11.7. Проблемы познания в русской философии XIX–XX веков
Одним из вопросов, которые рассматривали русские религиозные философы, было гармоничное сочетание соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Они признавали важную роль в жизни людей рассудочного начала, философских изысканий и призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением. Если наука и философия выдвигаются на первый план, соборное сознание подменяется рассудочным: философия же должна служить усугублению соборного сознания.
Чтобы познать предметы в их живом бытии, считал А.С. Хомяков, субъект должен выйти из своих пределов и перенестись внутрь предмета «нравственною силою искренней любви».
Вначале нужно полюбить сердцем правду Христа и церкви, тогда у человека откроются глаза, он станет обладателем вселенского разума, которым постигнет сверхрациональные начала и их связи с рациональными формами бытия. При этом сохраняется свобода человека, он находит в церкви самого себя, но не в бессилии своего одиночества, а в силе своего единения со своими братьями и со Спасителем.
Соборность обеспечивает свободное единство членов церкви в совместном постижении истины и в совместном спасении, опирающемся на любовь к Христу и правду Божью.
Наиболее подробно проблему сочетания веры и науки рассматривает В.С. Соловьев, и делает он это с использованием принципа всеединства. Все едино в Боге. Бог – «космический разум, особая организующая сила, действующая в мире».
Непосредственный субъект всех изменений – мировая душа, признаком которой является особая энергия, одухотворяющая все существующее. Эта энергия обладает идеей всеединства, которая получила название «София» – мудрость.
В теории познания принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, взаимосвязь знания эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) (табл. 7).
Таблица 7
Познаваем ли мир?
Основополагающим принципом цельного знания является существование абсолютного начала – Бога.
Эмпирическое знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности самого мышления. Однако истина не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Для проникновения в сокровенные глубины бытия необходима особая познавательная способность прорыва в среду потустороннюю. Это состояние одержимости, экстаза.
Утверждение Соловьева об истинном знании как синтезе эмпирического и мистического познания является основанием идеи о единстве науки, философии и религии, подобное единство позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.
Материализм – получение новых знаний, результат отражения субъектом объекта.
Идеализм Нового времени – источник знания в активной творческой деятельности сознания субъекта (Конт, Гегель, Фихте).