Виды познания. Чувственное познание

Первый этап познания мира – чувственное познание. Физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезной преградой на пути к познанию внешнего мира. Более того, ограниченность выступает положительным фактором в жизнедеятельности человека, влияя на в развитие технологии и рационального мышления.

Существует три формы чувственного отражения: ощущения, вос­приятия, представления. Ощущения соответствуют отдельным свойст­вам предметов, восприятия — системе свойств предмета (ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восп­риятия, например ощущения холода, темноты, но восприятия невоз­можны вне ощущений. Более полный образ имеется в восприятии.

Следующий этап познания предмета - представление —чувственно-на­глядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. В нем отсутствует непосред­ственная связь с отражаемым предметом это, по сути, тоже восприятие, тот же целостный образ предмета, но при оторванности от наличной ситуации; некоторая обобщенность, усредненность образа - происходит "накладка" на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов; включение в "работу" такой способности человека, как память (способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека; воспроизведение по оставшимся в мозгу "следам").

Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и память позволяют, помимо прочего, комбинировать образы, их элементы; происходит подключение воображения. Что дает возможность как фантастических образов, так и реального предвидения будущего. Возникают так же образы-пред­ставления, как образы-модели, образы-цели, образы-планы, символи­ческие образы.

Роль чувственного отражения действи­тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значи­тельна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непос­редственно связывает человека с внешним предметным миром;

— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию,
ни к мышлению;

— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но
не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действуюших органах чувств, способностью индивида концентрировать
свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который
дают нам органы чувств;

— регулирование предметной деятельности осуществляется прежде
всего с помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот минимум первичной информации,
который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать
объекты, чтобы развивать научное знание.

Абстрактное мышление

На определенном этапе познания мира у человека возникает потребность в отграничении того, что, свойственно объектам самим по себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Кроме того, имеется потребность в диффе­ренциации свойств объектов, в выделении их по степени значимости для существования и функционирования самих объектов и для прак­тической деятельности человека. Все это требовало, в свою очередь, развития способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.

Начинается процесс выработки способности к свободным представлениям, связанным со словом, способности к сопоставлению представ­лений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определенные классы. Благодаря этому становиться возможным формирование особого рода представлений, фиксирующих общие признаки вещей. Это особое "представление" - об отдельных признаках группы предметов, выделяемых по какому-либо общему для них признаку, например, по функциональному. Такие признаки закреплялись в словах "топор", "дом", "ложка" и т.п. Возникли "представления", квалифицируемые как понятия одновременно с этим, формируется и развивается способность людей к абстрактно-мысленному отражению действительности.

Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие - форма мысли, представляющая результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — и в совокупности отличительных для них — признаков.

В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и коли­чественные и т.п. По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия.

Понятия высшего уровня — это понятия-идеи, образующие сферу идеального. Это особый класс понятий, не тождественный другим, выделяемый по своей конструктивной направ­ленности — на преобразование реальности. Например, понятия о будущем устройстве общества или конструируемом воздушном лайнере высту­пают как понятия-проекты, понятия-планы, понятия-программы.

Итак, по отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) понятия могут быть разделены на четыре класса:

1) понятия, отражающие общее в предметах,

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов,

3) понятия, возвы­шающиеся до раскрытия смысла, значения предметов,

4) понятия-идеи.

Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности.

Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается связь между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Понятия являются элементами суждений.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения,представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:

1) способность к отражению общего в предметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ;

2) способность к отражению существенного в предметах: в резуль­тате же сенситивного отражения существенное не отграничивается от
несущественного;

3) способность к конструированию на основе познания сущности
предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию;

4) опосредованное познание действительности — как через посред­
ство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозак­
лючений и благодаря применению приборов.

Мышлениев общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов.Поскольку образы предстают как чувственно-сенситивные и понятийные (теории и гипотезы, с нашей точки зрения, тоже дают понятийные образы), постольку можно рас­сматривать мышление как процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами.

Мышление — это процесс; но мышление также и способность, имеющаяся уже при чувственном отражении действительности. Эта способность включена в чувственно-сенситивную способность, обес­печивая ее трансформацию в способность к абстрактному мышлению. В этом отношении чувственно-сенситивное получает у человека интел­лектуальный аспект.

Языкв этом аспекте определяется как система знаков, имеющих значения.Считается, что знаки и их значения в языке образуют отно­сительно замкнутую и самостоятельную систему, имеющую свои зако­ны, правила и формы связи. Важно то, что язык есть не просто система знаков, не знаки сами по себе, а знаки со своими значениями. В качестве знаков могут выступать звуки, жесты, рисунки, чертежи и т. п. "Знак есть материальный чувственно воспри­нимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, пре­образования и передачи информации о нем"

Один и тот же образ, т. е. одна и та же информация, может быть закреплен в различный знаках. Например, "стол" в русском языке идентичен "der Tisch" в немецком и "Table" в английском языках. Иначе говоря, связь между значением и знаком неоднозначна и в этом отношении случайна, хотя исторически словообразование идет во взаимосвязи случайности с необходимостью.

- Как справедливо подчеркивают многие специалисты, знак является не объектом познания, хотя и может быть таковым, а средством познания. Гносеологический же образ, с которым связан знак, существенно отличается от материального образа и от художественного образа. Его характерные черты:

- бессубстратность,

- изоморфность (структурное со­ответствие образа своему оригиналу),

- проективность (обратное проеци­рование структуры отображения на оригинал),

- аксиологичность (ценностная значимость) и др.

Знаки, взятые сами по себе, не несут никакого смысла и не имеют значения для познания действительности. В данном случае они пере­стают быть обозначениями чего-то, перестают быть знаками.

Существует особый род знаков, внешнее выражение которых соот­носимо с предметом отражения (в отличие от языковых или математи­ческих, химических, логических знаков, не имеющих такого сходства), вернее, с объектом, момент содержания которого представлен в его полном чувственном образе. Это — знаки-символы, например: изобра­жение льва как символа силы, заводских труб как символа урбанизации и т. п.

Интуиция

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сооб­щающая познанию новый импульс и направление движения.

Наличие такой способности человека признают многие выдающи­еся ученые нашего времени. Луи де Бройль. например, отмечал, что теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными. Он убедился, по его словам, в неизбежном влиянии на научное исследование индивидуальных особенностей мышления ученого, име­ющих не только рациональный характер.

Интуиция как специфический познаватель­ный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, высту­пает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают много­численные наблюдения над людьми в обычных, повседневных услови­ях; нередки случаи, когда во внестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы "предчувствуя", что нужно поступить именно так, и никак иначе.

История человеческой культуры знает немало случаев, когда уче­ный, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем "озарения", "по наитию".

Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышле­нии, например, нередки умозаключения, посылки которых не форму­лируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обста­новке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта.

Мы понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellects — ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.

И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции — ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосре­дованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием т.к выдвижение нового положения не следует с необходимостью из опыта и/или теоретических построений. Т.о. интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства

Интуиции свойственны интуиции: внезапность и неосознанность. Реше­ние приходит всегда неожиданно, случайно, в неподходящих для творчества условиях. Интуитивное "видение" совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остается и результат, индивид может вообще не сохранить никаких воспоминаний об акте интуиции.

Интуиция подразделяется на несколько видов в зависимости от специфики деятельности субъекта - техни­ческая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизованной и эв­ристической. Первую из них называют интуицией-редукцией, т.к. при ней интуиции же применяется определенная "матрица"-схема. Эвристическая (творческая) интуиция связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Творческая интуиция определяется как специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимо­действии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание кото­рых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.

Сама эвристическая интуиция имеет свои подвиды, они различаются по характеру результата и бывает.: эйдетической (процесс перехода от понятий к чувственным образам) и концептуальной (процесс перехода от чувственных образов к понятиям).

Виды познания. Чувственное познание - student2.ru К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:

1) основательная профессиональная подготовка человека, глу­бокое знание проблемы;

2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие "подсказки". (В качестве такой реализаторной причины для И. Ньютона было яблоко, упавшее ему на него и вызвавшее идею всемирного тяготения, для инженера-мостовика С. Броуна — висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.

Наши рекомендации