Виды познания. Чувственное познание
Первый этап познания мира – чувственное познание. Физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезной преградой на пути к познанию внешнего мира. Более того, ограниченность выступает положительным фактором в жизнедеятельности человека, влияя на в развитие технологии и рационального мышления.
Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия — системе свойств предмета (ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия, например ощущения холода, темноты, но восприятия невозможны вне ощущений. Более полный образ имеется в восприятии.
Следующий этап познания предмета - представление —чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. В нем отсутствует непосредственная связь с отражаемым предметом это, по сути, тоже восприятие, тот же целостный образ предмета, но при оторванности от наличной ситуации; некоторая обобщенность, усредненность образа - происходит "накладка" на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов; включение в "работу" такой способности человека, как память (способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека; воспроизведение по оставшимся в мозгу "следам").
Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и память позволяют, помимо прочего, комбинировать образы, их элементы; происходит подключение воображения. Что дает возможность как фантастических образов, так и реального предвидения будущего. Возникают так же образы-представления, как образы-модели, образы-цели, образы-планы, символические образы.
Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:
— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;
— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию,
ни к мышлению;
— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но
не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действуюших органах чувств, способностью индивида концентрировать
свое внимание, свою волю и т.п.);
— рациональное базируется на анализе того материала, который
дают нам органы чувств;
— регулирование предметной деятельности осуществляется прежде
всего с помощью информации, получаемой органами чувств;
— органы чувств дают тот минимум первичной информации,
который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать
объекты, чтобы развивать научное знание.
Абстрактное мышление
На определенном этапе познания мира у человека возникает потребность в отграничении того, что, свойственно объектам самим по себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Кроме того, имеется потребность в дифференциации свойств объектов, в выделении их по степени значимости для существования и функционирования самих объектов и для практической деятельности человека. Все это требовало, в свою очередь, развития способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.
Начинается процесс выработки способности к свободным представлениям, связанным со словом, способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определенные классы. Благодаря этому становиться возможным формирование особого рода представлений, фиксирующих общие признаки вещей. Это особое "представление" - об отдельных признаках группы предметов, выделяемых по какому-либо общему для них признаку, например, по функциональному. Такие признаки закреплялись в словах "топор", "дом", "ложка" и т.п. Возникли "представления", квалифицируемые как понятия одновременно с этим, формируется и развивается способность людей к абстрактно-мысленному отражению действительности.
Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие - форма мысли, представляющая результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — и в совокупности отличительных для них — признаков.
В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т.п. По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия.
Понятия высшего уровня — это понятия-идеи, образующие сферу идеального. Это особый класс понятий, не тождественный другим, выделяемый по своей конструктивной направленности — на преобразование реальности. Например, понятия о будущем устройстве общества или конструируемом воздушном лайнере выступают как понятия-проекты, понятия-планы, понятия-программы.
Итак, по отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) понятия могут быть разделены на четыре класса:
1) понятия, отражающие общее в предметах,
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов,
3) понятия, возвышающиеся до раскрытия смысла, значения предметов,
4) понятия-идеи.
Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности.
Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается связь между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Понятия являются элементами суждений.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения,представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:
1) способность к отражению общего в предметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ;
2) способность к отражению существенного в предметах: в результате же сенситивного отражения существенное не отграничивается от
несущественного;
3) способность к конструированию на основе познания сущности
предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию;
4) опосредованное познание действительности — как через посред
ство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозак
лючений и благодаря применению приборов.
Мышлениев общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов.Поскольку образы предстают как чувственно-сенситивные и понятийные (теории и гипотезы, с нашей точки зрения, тоже дают понятийные образы), постольку можно рассматривать мышление как процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами.
Мышление — это процесс; но мышление также и способность, имеющаяся уже при чувственном отражении действительности. Эта способность включена в чувственно-сенситивную способность, обеспечивая ее трансформацию в способность к абстрактному мышлению. В этом отношении чувственно-сенситивное получает у человека интеллектуальный аспект.
Языкв этом аспекте определяется как система знаков, имеющих значения.Считается, что знаки и их значения в языке образуют относительно замкнутую и самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи. Важно то, что язык есть не просто система знаков, не знаки сами по себе, а знаки со своими значениями. В качестве знаков могут выступать звуки, жесты, рисунки, чертежи и т. п. "Знак есть материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем"
Один и тот же образ, т. е. одна и та же информация, может быть закреплен в различный знаках. Например, "стол" в русском языке идентичен "der Tisch" в немецком и "Table" в английском языках. Иначе говоря, связь между значением и знаком неоднозначна и в этом отношении случайна, хотя исторически словообразование идет во взаимосвязи случайности с необходимостью.
- Как справедливо подчеркивают многие специалисты, знак является не объектом познания, хотя и может быть таковым, а средством познания. Гносеологический же образ, с которым связан знак, существенно отличается от материального образа и от художественного образа. Его характерные черты:
- бессубстратность,
- изоморфность (структурное соответствие образа своему оригиналу),
- проективность (обратное проецирование структуры отображения на оригинал),
- аксиологичность (ценностная значимость) и др.
Знаки, взятые сами по себе, не несут никакого смысла и не имеют значения для познания действительности. В данном случае они перестают быть обозначениями чего-то, перестают быть знаками.
Существует особый род знаков, внешнее выражение которых соотносимо с предметом отражения (в отличие от языковых или математических, химических, логических знаков, не имеющих такого сходства), вернее, с объектом, момент содержания которого представлен в его полном чувственном образе. Это — знаки-символы, например: изображение льва как символа силы, заводских труб как символа урбанизации и т. п.
Интуиция
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Наличие такой способности человека признают многие выдающиеся ученые нашего времени. Луи де Бройль. например, отмечал, что теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными. Он убедился, по его словам, в неизбежном влиянии на научное исследование индивидуальных особенностей мышления ученого, имеющих не только рациональный характер.
Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда во внестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы "предчувствуя", что нужно поступить именно так, и никак иначе.
История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем "озарения", "по наитию".
Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышлении, например, нередки умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта.
Мы понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellects — ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.
И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции — ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием т.к выдвижение нового положения не следует с необходимостью из опыта и/или теоретических построений. Т.о. интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства
Интуиции свойственны интуиции: внезапность и неосознанность. Решение приходит всегда неожиданно, случайно, в неподходящих для творчества условиях. Интуитивное "видение" совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остается и результат, индивид может вообще не сохранить никаких воспоминаний об акте интуиции.
Интуиция подразделяется на несколько видов в зависимости от специфики деятельности субъекта - техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.
По характеру новизны интуиция бывает стандартизованной и эвристической. Первую из них называют интуицией-редукцией, т.к. при ней интуиции же применяется определенная "матрица"-схема. Эвристическая (творческая) интуиция связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Творческая интуиция определяется как специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.
Сама эвристическая интуиция имеет свои подвиды, они различаются по характеру результата и бывает.: эйдетической (процесс перехода от понятий к чувственным образам) и концептуальной (процесс перехода от чувственных образов к понятиям).
К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:
1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;
2) поисковая ситуация, состояние проблемности;
3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;
4) наличие "подсказки". (В качестве такой реализаторной причины для И. Ньютона было яблоко, упавшее ему на него и вызвавшее идею всемирного тяготения, для инженера-мостовика С. Броуна — висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.