Иоанн Дунс Скот. Отношение к метафизике Фомы Аквинского

Философия и религия разные предметы (религия – Бог, философия – бытие (разум испорчен в грехопадении, у Фомы – нет). Если об одном предмете два вида знания => две истины => одна из них менее значима или не нужна => философия и богословие разные предметы. Бытие то, что существует везде, в Боге имеет бесконечный характер. У Фомы – важнейшая характеристика Бога – тождество Его сущности и Его существования, у остальных этого нет. Скотт – сущность всегда тождественна существованию у всех, Бога отделяет Его бесконечность. Фома – Бог не может многое, т.к. Его воля ограничена Его знанием. Скотт – воля и разум у Бога тождественны (Бог бесконечен => в Нем нарушение тождества и различия, единство противоположностей – Троица и Единица, мудрость бесконечна и справедливость бесконечна – сливаются в божественную простоту), знание не может иметь власти над Богом, над Ним ничего нет. Фома в понимании Бога исходит из разума, Скотт из воли, первый акт воли Бога есть акт любви (рождение Сына), познание Бога в акте любви к Богу, а не в познании Его разумом. Фома – вещь единство формы и материи (форма противоположна материи). Скотт – материя может существовать без формы (Бог сотворил материю имея мысль о материи), но материя в таком виде не может быть познана человеком. Материя существовала до формы => у нее приоритет => не материя определяет индивидуальность вещи => индивидуальность определяет «этавость» исходящая от Бога => существует лишь Бог и индивидуальный мир, все остальное абстракции ума (Скотт номиналист). Идей не существует (как отдельных образований), они равны мыслям Бога. Скотт – 3 вида первоматерии: 1) перво-первоматерия – первичная субстанция, без формы, лежит в основе всего – ее изучает метафизика, 2) второ-первоматерия – из нее состоят вещи материального мира – натурфилософия, 3) третье-первоматерия – из нее человек делает вещи – механика.

24. Номинализм Уильяма Оккама и его учение о двойственной истине."бритва Оккакма".

(ок. 1300-1349/50). Великобритания, Италия. «Распорядок», «Избраное» и «Свод всей логики».

Уильям Оккам показывает упадок схоластического богословствования. У Оккама можно видеть все следствия из попытки познания Бога расудочными методами. Уильям Оккам практически начисто отрицает право философии на какое-либо познание Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность, а человек, в лучшем случае, мыслит бесконечность потенциальную. Поэтому в своем познании Бога богословие опирается только лишь на Писание. Поэтому истины Писания недоказуемы. Истины, постигаемые философией, отличаются от истин богословия. => возрождение теории двойственной истины, что истины философии и истины богословия отличаются друг от друга в силу и предметов и методов познания.

«Бритва Оккама» — это методологический принцип, помогающий мыслить правильно, не впадая в заблуждения. Эта «бритва Оккама» формулируется в нескольких разных в выражениях: «Без необходимости не следует утверждать многое», «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», «Сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип Уильям Оккам сформулировал в своей борьбе против различных схоластических ухищрений( например, Иоанн Дунс Скот ).

Если у нас имеется чувственный мир, то для его объяснения нет никакой необходимости придумывать какие-то универсалии, идеи, формы и т.д. Поэтому не существует ни идей, ни универсалий, есть лишь познающий субъект и объект (Аристотель так же возражал Платону). Если бы универсалии существовали, то они были бы единичными вещами, что самопротиверечиво. Универсалии возникают в душе человека в результате интенции, т.е. направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть ничто иное, как интенция души. Человек направляет свое познание на некоторый предмет, и таким образом образуются универсалии.

В силу этого Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем конкретные и индивидуальные предметы. Общим это знание становиться лишь в нашем уме, в соответствии с тем или иным значением, которое мы ему придаем. Поэтому универсалии принимают характер этого значения, и Оккам развивает учение о знаках, ведь универсалия, по Оккаму, есть ничто иное, как знак. Одни из знаков естественны, как, например, дым есть знак огня, а смех есть знак радости. Другие универсалии условны, искусственны, как наши слова есть знаки вещей. Мыслится не непосредственно предмет, а его знак, понятие. Всего бывает два типа понятий: знаки вещей и знаки знаков. Универсалия — это знак для многих знаков и вещей. Общее не имеет реальности. Поскольку универсалий нет нигде, в т.ч. и в божественном уме, то Бог познает их через человека.

25.Первые мыслители Ренессанса: Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Лоренцо Вала.

Данте Алигьери. Первый мыслитель эпохи Возрождения, жил в эпоху расцвета схоластики. Впервые идеи, не укладывавшиеся в русло традиционной схоластики. «Божественная комедия» - проводник по аду, чистилищу и раю Вергилий - античный мудрец (лучше всего знает то, что творится в мире земном и неземном, а не ангел или святой). Картина мира чисто католическая, но иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение. Сигер Брабантский (еретик, глава аверроистов) в раю рядом с Фомой Аквинским (всю жизнь боролся с аверроизмом). Демокрит, Сократ, Платон не собственно в аду, а в лимбе (первый круг ада). Природа божественна (нет противопоставления Бога и природы). Человек - существо, имеющее тело и душу, причастен 2 природам (земной и небесной) => предопределен к 2 целям (2 вида блаженства). К земному блаженству ведет путь философских наставлений (познаются разумом), а к небесному - путь наставлений духовных (учение Св. Духа). Философия - для устроения земной жизни (управление гос-вом, нужна более, чем богословие), церковь - вести людей в Царство Небесное => монарх должен быть независим от церкви. Смысл жизни не в аскетизме, а в жизни сообразно с природой, человеческими целями и в совершенствовании земных условий жизни. Франческо Петрарка. Первый ренессансный философ, первый вводит термин «гуманизм», основатель гуманистического направления. «О своем и чужом невежестве». О Божественных делах пусть рассуждают небожители, человек (существо земное) должен рассуждать о человеческих. Не все небожители преуспели в познании Бога, а самые выдающиеся из них, даже отпали от Него => человек тем более не может познать Бога => должен изучать только сам себя. Обличает университетское образование и кажущуюся мудрость – псевдомудрость (оперирует терминами и словами, но ни к познанию Бога, ни к познанию человека не имеет никакого отношения). Схоласты - за образец философия Аристотеля, но аристотелизм у них во многом извращен => он выступает не против Аристотеля как философа, а против аристотеликов. Чтобы знать Аристотеля, нужно изучать самого Аристотеля и всю античную культуру. С Петрарки ведет начало платоническая линия в философии Возрождения. «О презрении к миру» - смысл жизни, беседа 3-х действующих лиц: Августина, Франциска и Истины. Истина ни разу не вступает в спор. Августин - представляет христианское мировоззрение, как следует жить. Франциск соглашается, но у человека есть и земные дела, которым он должен уделять внимание. Августин не возражает против такого понимания ценностей земной жизни и не осуждает его. Сам Петрарка не дает окончательного ответа, считает себя христианином, но указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека.

Лоренцо Вала. «О наслаждении» (возрождение эпикурейства), 2-ая часть названия - «...или Об истинном и ложном благе». «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина». Идеал в фигуре Эпикура, но возрождает не его атомизм, а отношение к жизни - предпочтение наслаждения всем остальным человеческим ценностям, сожалеет о том, что у человека всего 5 органов чувств, а не 50 или 500, чтобы получать наслаждение в гораздо большем объеме. Чувства, помимо способности испытывать наслаждение, служат еще и для познания мира. Благодаря чувствам живое существо сохраняет свою жизнь, а наслаждение является тем критерием, благодаря которому оно может избегать опасности или стремиться к тому, что помогает ему выжить. Не случайно питание приятно и потому полезно для жизни, а яд горек и, как любая опасность, не доставляет наслаждения. Жить без наслаждения невозможно (чего не скажешь о добродетели) => наслаждение является истинным благом, истинной ценностью, и католики (да и вообще христиане) лукавят, когда говорят, что наслаждение не является истинным благом. Чего боится христианин после смерти? Мучений в аду. А чего он ждет от рая? Вечного наслаждения => его взгляд на наслаждение не противоречит христианству, является более честным и последовательным. Человек существует для наслаждения, и все высказывания типа «лучше смерть за родину, чем позор» - глупость, ибо вместе со смертью человека умирает для него и его родина. Поэтому лучше предать родину (или кого угодно), но остаться в живых. Добродетель может пониматься только как полезность для человека, а критерием полезности для Валлы является наслаждение или не-наслаждение.

26. Мыслители Ренессанса: Данте Алигьери. Лоренцо Валла. Флорентийская платоновская академия:

Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола.Данте Алигьери(1265 — 1321) Произведения: «Божественная комедия», «Пир» и «О монархии».

Человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Философия, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

Наши рекомендации