Тема 17. Философия социально-гуманитарного познания

Понятийно-терминологический минимум:социогуманитарное познания, номинализм, реализм, монологизм, диалогизм, методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм, социологизм, материалистическое понимание истории, кульруроцентризм, исследовательская программа.

Учебно-методические задачи: Провести сравнительный анализ социогуманитарного, технического и естественнонаучного познания.

Определить специфику объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Охарактеризовать номиналистскую (методологический индивидуализм) и реалистскую (методологический универсализм) традиции в обществознании, монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания, предметно-практическую, когнитивную и ценностно-нормативную ориентации социогуманитарного познания. Рассмотреть исследовательские программы в обществознании.

Лекция 16, 4ч.

1. Социальная философия и социально-гуманитарное познание.

2. Социогуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ.

3. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

4. Исследовательские программы в обществознании.

5. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения.

6. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании.

7.Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий мышления в социально-гуманитарном познании.

Семинар 16, 4ч.

1. Общество как предмет социально-гуманитарного познания.

2. Номиналистская (методологический индивидуализм) и реалистская (методологический универсализм) традиции в обществознании.

3. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.

4. Натуралистическая программа и ее основные версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм.

5. Культурно-историческая исследовательская программа: действительность как мир значений.

6. Психологическая и социо-психологическая программы: общее и специфическое. Социологизм в обществознании. Материалистическое понимание истории.

7. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.

Дискуссии:

Методологические проблемы социогуманитарного научного познания

Литература:

1. Бермус, А.Г. Введение в гуманитарную методологию: научная монография / А.Г. Бермус. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 336 с.

2. Глотова, Г.А. «синергетическая метафора» в педагогической психологии / Г.А. Глотова // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2011. - № 8. – С. 28-32.

3. Василенко, И.А. О возможностях политической герменевтики / И.А. Василенко // Вопросы философии. - 1999. - № 6. - С. 3-12.

4. Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2007. - № 6. – С. 57-82.

5. Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания / С.В. Иванова // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 19-28.

6. Лазарев, Ф.В. Проблема истины в социально-гуманитарных науках: интервальный подход / Ф.В. Лазарев, С.А. Лебедев // Вопросы философии. - 2005. - № 10. - С. 95-115.

7. Лекторский, В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 44-49.

8. Нугаев, Р.М. Проблема роста социогуманитарного знания / Р.М. Нугаев // Вопросы философии. - 2007. - № 8. - С. 15-26.

9. Степин, В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2004. - № 3. – С. 38 –43.

10. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. - М., 1992.

11. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 3-39.

Науки о физической культуре в системе знаний

Литература:

1. Визитей, Н.Н. Социология спорта: курс лекций / Н.Н. Визитей. – Киев: Олимпийская литература, 2005.

2. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Э. Майнберг / пер. с нем. Под ред М.Я. Виленского и О.С. Метлушко. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 318 с.

3. Пономарчук, В.А. Институт спорта (история и реалии) / В.А. Пономарчук, В.С. Козлова. – Мн., 2002. – 266 с.

4. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция) / В.И. Столяров. – М., 2002.

Теоретико-методологические основания наук о физической культуре и спорте

Литература:

1. Быховская, И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 208 с.

2. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки / Н.Н. Визитей. – М.: Советский спорт, 2009.

3. Воронина, О.А. Оппозиция духа и материи: гендерный аспект / О.А. Воронина // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 56-65.

4. Попова, О.В. «Быть телом» или «иметь тело» / О.В. Попова // Человек. – 2007. - № 6. – С. 18-30.

5. Столяров, В.И. Претенциозная, но неудачная попытка переосмысления базовых основ теории физической культуры / В.И. Столяров, С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. – 2011. - № 1. - С. 32-36.

6. Трофимова, Е. Словарь гендерных исследований / Е. Трофимова // Высшее образование в России. – 2001. - № 3. – С. 72-78.

Наши рекомендации