Научно-технический прогресс и его перспективы
Культура и цивилизация, в которых живет современное человечество, просто не существовали бы без того, что было открыто в естествознании за последние 100 – 200 лет. Современные технологии строительства, транспорта и связи были бы невозможны без соответствующих открытий в физике и химии. Конечно, существовали культуры, которые добивались впечатляющих для своего времени результатов и без знания естественных наук. Античный Парфенон, римский водопровод и дороги, орудия-катапульты, средневековые рыцарские замки, первые образцы огнестрельного оружия, корабль на котором Колумб открыл Америку, были созданы без всякого представления о действительных законах движения тел.
Классическая механика появилась гораздо позже. Однако без нее, равно как и без развития других областей физики и химии не возникли бы теории сопротивления материалов, машин и механизмов, металлургия и многое другое, без чего в принципе нельзя построить двадцати – или более этажное здание, паровоз и электровоз, которые перевозят 10 тыс. тонн груза, океанский лайнер, самолет или космический корабль. Без понимания природы электромагнитных взаимодействий не было бы электродвигателей, которые есть сейчас в каждом доме и автомобиле, не появились бы компьютеры и современные средства связи.
Перечисления только что приведенных фактов вполне достаточно, для того, чтобы показать, насколько сильно облик современной цивилизации зависит от научных открытий и соответствующих технических изобретений.
Для того чтобы лучше понять смысл и значение научно-технического прогресса, целесообразно вспомнить некоторые этапы истории, когда этого прогресса еще не было. История «научной» техники, то есть такой, при создании которой были использованы научные открытия, насчитывает менее полутора веков. Следует заметить, что, говоря об истории античной, древневосточной или средневековой европейской цивилизаций, мы также используем понятия «наука» и «техника», однако в современности эти понятия имею совсем другой смысл.
Долгое время техника не имела никакого теоретического фундамента, да и не нуждалась в нем. Античные и средневековые металлурги, оружейники, архитекторы, судостроители и представители других профессий не имели в своем распоряжении никаких фундаментальных и обобщенных теорий и руководствовались здравым смыслом и интуицией. Конечно, в каждой профессии были свои секреты и эффективные приемы деятельности, однако все они были открыты более или менее случайно, часто без малейшего представления об их действительных причинах. Например, металлургам Древнего Востока был известен способ изготовления дамасской стали, которая обладала удивительными характеристиками. Из этой стали делали клинки, обладавшими уникальными режущими свойствами. Естественно, рецепт получения металла держался в строгом секрете, и в свое время его пытались разгадать многие, хотя и безуспешно.
С точки зрения современного материаловедения, изучающего данный предмет на уровне атомно-молекулярных структур, «загадка» особых свойств дамасской стали не представляет особой проблемы. Более того, в настоящее время известны и широко используются в промышленности материалы, которые обладают гораздо более уникальными конструкционными характеристиками. Например, некоторые детали машин, изготовленные из современных сплавов, сохраняют рабочие характеристики, при нагреве до нескольких тысяч градусов. Получить такие материалы без соответствующих фундаментальных познаний в области металловедения было бы просто невозможно.
Некоторые выдающиеся открытия были сделаны на основе ложных представлений. Примером этого может быть алхимия. Алхимики, как известно, были одержимы идеей получения золота из других материалов. Теоретические основания алхимии были не лишены антропоморфных оснований. Например, предполагалось, что для успешного проведения опытов алхимику необходимо обладать особым состоянием психики. Несмотря на всю ложность теоретических установок алхимии, в результате бесчисленных опытов алхимикам удалось-таки получить новые химические соединения, обладавшие полезными свойствами. В частности, именно в рамках алхимии была разработана технология производства спирта, а также получены серная и азотная кислоты.
Собственно говоря, до определенного уровня техника действительно может развиваться без всякой связи с фундаментальной теорией. Колесо, рычаг, винт, парус, лук, порох, первые образцы огнестрельного оружия, паровой двигатель, электрический конденсатор – это выдающиеся изобретения человечества, которые были сделаны без всякой связи с наукой в современной значении этого слова. Все они были сделаны в известном смысле случайно, ни за одним из них не стояла никакая теория, а если и стояла, то была неправильной.
Случайный, интуитивный характер технических изобретений прошлого отчасти объясняет, почему мастерам и ремесленникам прошлого была свойственна консервативность, и они зачастую всячески противились новизне, или тому, что принято сейчас называть прогрессом.
Дело в том, что более-менее удачные приемы изготовления тех или иных артефактов, рецепты получения соответствующих веществ открывались случайно, методом «проб и ошибок» – а в таких условиях искать что-то новое, то есть рисковать, далеко не всегда целесообразно. Поэтому, например средневековые архитекторы и строители, освоив определенный, оказавшийся удачным тип построек, не спешили с внедрением новых материалов или проектов: а вдруг возведенная с огромным трудом конструкция возьмёт да рухнет?
Конечно же, консерватизм прошлого нельзя связывать только с эмпирическим характером изобретательской деятельности прошлого, есть и другие причины: отношениям рабовладельческого или феодального типа гораздо в большей степени присущ консерватизм, нежели отношениям буржуазным. Определенную роль играет и мировоззрение, в частности религия. Однако историческая практика показывает, что представления и верования людей носят все же вторичный характер по отношению к их действительному положению в природе, в частности по отношению к позитивным знаниям о ней.
В современной цивилизации ситуация с наукой и техникой изменилась коренным образом. Возникнув в XVII в. как первая естественная наука, физика на рубеже XIX – XX вв. вступала в новый этап своего развития, который связан с исследованием микромира. Несмотря на то, что вплоть до настоящего времени многие процесса в микромире остаются не до конца понятными, тем не менее, целый ряд эффектов, принадлежащий этой области, успешно использован в соответствующих технических устройствах. Самые известные из них – контролируемая ядерная реакция как принцип работы атомных электростанций и управляемое движение электронов, которое реализовано в транзисторе, физической основе современной вычислительной техники.
Создание транзисторов имеет для нашей цивилизации революционное значение, так как оно положило начало новому этапу автоматизации производства и поэтому данному вопросу надо уделить особое внимание. Вообще говоря, вся история техники – это история механизации и автоматизации процесса трудовой деятельности человека. Историю техники часто рассматривают как историю экстернализации психофизических способностей человека. Начиная от примитивных орудий труда эпохи неолита и заканчивая современными вычислительными системами, в технике можно видеть опредмечивание и усиление отдельных человеческих способностей. Хотя этот процесс шел постепенно, в течение многих столетий и даже тысячелетий, тем не менее, на его пути можно выделить некоторые знаменательные вехи.
Самым первым и самым важным шагом на этом пути было возникновение самой способности к орудийной деятельности. За всей орудийной техникой, этим множеством отдельных приспособлений и инструментов, на самом деле скрывается общий принцип – представление об орудии как средстве более эффективного выполнения той или иной задачи.
Следующим важнейшим этапом в истории техники, очень серьезно изменивших облик современной цивилизации, является создание универсальных силовых установок. Практически всю свою сознательную историю, вплоть до середины XIX в. человечество располагало двумя источниками энергии: мускульной силой животных и энергией ветра. Создание паровой машины в начале XIX века, а затем заменивших ее электродвигателя-генератора и двигателя внутреннего сгорания действительно имело революционное значение. Электродвигатель-генератор и мотор внутреннего сгорания – это универсальные силовые машины, которые, имея разные типоразмеры и мощности, но общий принцип действия, могут быть встроены в самые разные технические устройства, обеспечив их эффективную работу. Не будь этих установок, ни одна бы отрасль хозяйственной деятельности человека просто бы не существовала в виде, хотя бы отдаленно напоминающим современное состояние. Транспорт, капитальное строительство, промышленное производство, даже сельское хозяйство, одним словом, все целиком и полностью зависит от таких установок.
В настоящее время разворачивается новая революция. Если электродвигатели-генераторы вместе с моторами внутреннего сгорания обеспечили всестороннюю механизацию производственной деятельности, то внедрение реализующих логику конечных автоматов транзисторов сделало возможным создание универсального класса автоматических управляющих устройств. Конечно же, попытки автоматизации были и до того, как появились современные вычислительные устройства. Простейшим примером некомпьютерного автоматического устройства является термостат, используемый в системах охлаждения, револьверный механизм полуавтоматического токарного станка или механизм использования остаточной энергии пороховых газов в автоматическом оружии. Примеров подобной автоматизации можно привести достаточно много, но, несмотря на это, все они, к сожалению, достаточно уникальны, то есть используются в рамках достаточно узкоспециализированных технических устройств. Главное отличие автоматических устройств построенных на транзисторах в их универсальности. Универсальный логический блок управления может быть достаточно легко встроен в самые разные технические устройства. Поле приложения таких устройств огромно: от роботизированных комплексов задействованных на конвейере и компьютеризированных систем управления развитием растений и кормления животных до современных средств складского учета и связи и даже радиомаркеров, встраиваемых в кроссовки детей.
Современная цивилизация в ее сегодняшнем облике немыслима не только без физики, но также, например, и без химии. Значение и влияние этой науки также трудно переоценить. Горючее для двигателей, полимерные материалы (каучуки, пластмассы, волокна, пленки, лаки, клеи и т.д.), красители, средства защиты растений, лекарственные препараты, вкусовые и парфюмерные вещества – вот далеко не полный перечень веществ, которые возникли благодаря химии.
Самой молодой и самой быстроразвивающейся и многообещающей из современных наук является биология. Некоторые основополагающие идеи современной биологии были сформулированы во второй половине XIX в. Речь идет в первую очередь об эволюционной теории Ч. Дарвина и о закономерностях передачи наследственных признаков, которые были открыты Г. Менделем. Но это была еще не биология в современном смысле этого слова, а скорее ее методологическая основа. Молекулярная биология – появляется только во второй половине XX века (структура ДНК была установлена только в 1953 году). Значение молекулярной биологии трудно переоценить. Собственно говоря, в настоящее время мы являемся свидетелями подлинной революции в этой науке, а также в области тесно связанных с ней таких прикладных наук, как медицина и фармакология. Достаточно сказать, что возникновение генетики переводит развитие медицины на качественно новый уровень.
Несмотря на все свои успехи, медицина до последнего времени оставалась во многом эмпирической наукой. Генетика, позволяя установить тесную связь между фенотипическими признаками организма и его генотипом, тем самым объясняет и обеспечивает возможность коррекции этих признаков. Можно сказать, что молекулярная биология является теоретической основой современной медицины.
Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать место науки в современной цивилизации. Собственно говоря, понятие «прогресс» в современной цивилизации неотъемлемо связано с развитием науки и техники. Действительно, нет других сфер человеческой культуры, где изменения происходят темпами, хотя бы как-то сравнимыми с тем, что демонстрируют нам наука и техника.
Развитие науки и техники происходит не в вакууме, а в обществе и поэтому это развитие оказывает сильное влияние на разные стороны социально-экономической жизни. Невозможно игнорировать тот факт, что это развитие значительно улучшило качество жизни в цивилизованном мире. Известно, что продолжительность жизни людей в древности и даже в средние века не превышала 30 лет, до преклонного возраста доживало меньшинство. Сейчас средняя продолжительность жизни в развитых странах приближается к 80 годам. Конечно же, это огромная заслуга медицины, гигиены и улучшения общих условий жизни людей. Многие страшные заболевания, особенно инфекционные, такие, как оспа, чума ныне уже не угрожают человечеству. Развитие науки и техники привели к качественному изменению характера человеческого труда. Если до XX века подавляющая часть населения жила в деревне и занималась сельскохозяйственным трудом, то теперь в самых развитых странах в городах живет почти 90% населения.
Наука и созданная на ее основе техника – это почти исключительное достижение западноевропейской цивилизации. В начале XX в. О. Шпенглер предположил, что история европейской технической цивилизации близка к завершению, что наука и техника враждебны истинному духу культуры и их развитие свидетельствует о завершении последней. Представляется, что он был не совсем прав. В частности, одной из необходимых предпосылок современной глобализации как всемирной социально-экономической интеграции на основе разделения труда является развитие соответствующих средств транспорта и связи.
Несмотря на потрясающие успехи науки и техники, следует напомнить, что в настоящее время в мировом сообществе признан факт кризисного состояние отношений между человеческой цивилизацией и биосферой. Следствием этого являются такие взаимно противоречащие глобальные проблемы человечества, как загрязнение окружающей среды и энергетический кризис. Идея неизбежности принципиальных перемен в системе отношений «человек – биосфера» в настоящее время ни у кого не вызывает возражения.
В 1992 г. Конференция ООН по защите окружающей среды констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Признано, что эта модель ведет к катастрофе. В связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития. Под таким развитием понимается развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Деструкция биосферы наблюдалась и раньше, но тогда она носила локальный характер. Индустриальный период в жизни общества начался примерно 200 лет назад. За это время хозяйство, культура и общественные отношения людей развивались все ускоряющимися темпами. Промышленная революция сопровождалась быстрым ростом потребления энергии. Произошел демографический взрыв. Но, одновременно, развитие человеческого сообщества на протяжении этого времени сопровождается лавинной деградацией биосферы. По некоторым данным, для полной деструкции биосферы при современных темпах этого процесса достаточно 100 – 150 лет, то есть за 5 – 7 поколений человечество может лишиться необходимых условий существования и исчезнуть.
В настоящее время предлагаются два крайних сценария будущего человечества. По первому человечество не сможет задержать приближения глобального экологического кризиса. Развитие мирового сообщества будет идти в ближайшие 30 – 40 лет стихийно. В этих условиях даже без ядерной войны к концу XXI века необратимая деградация биосферы станет реальностью. По второму сценарию в течение двух десятков лет человечество сможет либо найти выход из глобального экологического кризиса, либо существенно его замедлить. Этого можно достичь только при условии политического объединения человечества, контролирования рождаемости и очень существенной коррекции производственных процессов.
Следует заметить, что в философской литературе очень много сказано о том, что современный экологический кризис требует привнесения в сферу естественнонаучной и технической культуры нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных, например, для древних традиций Запада и Востока. Многие исследователи и публицисты сегодня пишут о том, что человечество переходит к необходимости формирования целостного видения мира, свойственного предкам, к синтезу мудрости древних цивилизаций и современных научно-технических достижений, наконец, к синтезу гуманитарных и естественных наук.
Представляется, что ведущая роль в разрешении любых проблем, с которыми только может столкнуться человечество, все-таки принадлежит разуму и его главному современному орудию и воплощению – науке.
Наука и лженаука
Престиж науки в XX – XXI вв. поднимается на невиданную высоту. В глазах общества наука является важнейшей силой, с помощью которой решаются разнообразные социальные задачи. Однако взаимоотношения между обществом и наукой далеко не идилличны, и наличие противоположных оценок науки – это не случайный факт, а выражение противоречивости современной культуры. Авторитет и сложность науки, как ни странно, оказались питательной почвой для распространения всевозможных лженаучных «теорий». Паразитируя на авторитете настоящей науки, современная лженаука всячески старается внешне походить на нее.
С точки зрения выдающихся ученых и философов, существует тревожная ситуация, влияющая на мировоззренческие установки общественного сознания. А именно: возрождаются под видом новых научных направлений псевдонаучные (лженаучные, паранаучные) знания. Поэтому в пространстве культуры XXI в. актуальной стала задача различения науки и лженауки (псевдонауки).
Наука очень сложна. Современные ученые исследуют явления, о которых обычный, неподготовленный человек даже не имеет представления. В науках используются термины и выдвигаются гипотезы, смысл которых может быть понятен только узкому кругу специалистов. Поэтому неспециалист, дилетант, в принципе не способен оценить истинность или ошибочность тех или иных научных теорий. Для него это почти что сакральное знание. Хотя в действительности в науке нет и не может быть ничего тайного или сакрального. Поэтому лженаучные теории изобилуют наукообразными терминами, сложной, часто запутанной системой рассуждений и выводов.
Ситуация осложняется тем, что и наука не стоит на месте. В ходе ее развития возникают новые направления, появляются неизвестные ранее объекты исследования. Специфика научного познания такова, что нельзя заранее предсказать, принесут ли те или иные изыскания положительный результат или нет.
Несмотря на то, что нельзя заранее определить полный список «настоящих» научных тем исследования, тем не менее, можно попытаться указать на некоторые особенности псевдонаучных «изысканий», по которым можно с высокой степенью вероятности судить о том, что перед нами фантастические проекты, которые только пытаются казаться научными.
Псевдонаучные гипотезы более всего похожи на мифы, для которых характерно образно-эмоциональное описание реальности. С этим отчасти связана притягательность псевдонаучных «теорий» и распространенность их в среде, далеких от науки людей (биополе, торсионное поле, аура и т.п.)
Еще одной отличительной особенностью псевдонауки является ее, так сказать, междисциплинарный характер. В лженаучных теориях сосуществуют без границ даосизм и психоанализ, физика и социология, философия от античности до современных концепций.
Не подлежит сомнению, что именно научное мышление и наука обеспечили тот уровень и то качество жизни, которые сегодня имеет место в цивилизованных странах. Напротив, страны, где возобладало мистико-догматическое мышление, погрузились в нищету и ужас средневековья. Исключений из этого правила современный мир не знает.
Исследования Центра «Религия в современном обществе» открывают необычайно важную тенденцию – 4-5 процентов населения, или около 6,6 миллиона наших соотечественников, так или иначе, доверяют лженаучным явлениям. Причём налицо тенденция к увеличению числа таких лиц, в первую очередь среди молодёжи. Лженаука расцветает не только в России. В развитых западных странах так же присутствует положительное или, в лучшем случае, нейтральное отношение широкой общественности к лженаучным знаниям. И это очень опасная для общества тенденция.
Эта культурная ситуация в сущности стара как мир. Лженаучные «теории» и «концепции» существуют издавна и уходят своими корнями в мифологическое мышление. Однако хорошо известно, что если классический архаический миф для своего возникновения требовал все-таки природных оснований, то «научные» мифы эпохи глобализации, возникают из предельно абстрактных мыслительных конструкций. На грани третьего тысячелетия произошло обострение вечного конфликта, что нашло отражение в широкой дискуссии, ведущейся на страницах специальной и научно-популярной литературе.
Лженаука получила широкое распространение во многих сферах человеческой жизни, в том числе в быту, в образовании и, собственно, в науке. Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Активно используются такие термины, как «биополе», «аура» и т.п. Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов.
Лженаука агрессивна и ожесточенна, а профессиональные ученые предпочитают не тратить время на бесплодные споры с фанатичными оппонентами. Тому же средства массовой информации «обвиняют» официальную науку в препятствии прогрессу.
Широкое распространение лженауки привело к тому, в 1998 г. в Российской академии наук была создана специальная комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных результатов, а в 2001 г. Москве впервые в мире был собран международный симпозиум на тему «Наука, антинаука и паранормальные верования». Современное научное знание сложно и малодоступно пониманию малообразованных людей. Это порождает у них недоверие к науке. Вместе с тем массовая культура внедряет в общественное сознание негативный образ науки, пугая людей экологическими, социальными и прочими последствиями научно-технического прогресса. Мистика, магия часто ставится не только на один уровень с наукой, но и даже выше последней. Навязчивое повторение мистических символов и сюжетов в печати, телевидении, кино создает у людей не слишком образованных, не владеющих научной методологией, неспособных к критической оценке пропагандируемых взглядов, впечатление, что эти взгляды являются уже окончательно установленной и общепринятой истиной.
Невежество, необразованность, непросвещенность во многом причина распространения лженаучных знаний. Лженаука использует мало просвещенных людей и проникает в их сознание с целью получения от них легких доходов. Мало просвещенные люди, как правило, это доверчивые люди, которые, не обладая знанием о мире, находятся на уровне средневекового развития.
Историки отмечают, что тяга к мистицизму усиливается в периоды общественных неурядиц. Это вполне понятно: когда жизнь становится трудной и выхода из трудностей не видно, ничего не остается, как уповать на чудо. К тому же на человеческих трудностях начинают спекулировать дельцы, эксплуатирующие мистические настроения и извлекающие деньги из веры в астрологию, экстрасенсов, шаманов, колдунов.
Реклама «выдающихся магов современности», производство чудодейственных амулетов, издание печатной продукции, несущей в массы «свет истинного знания», создание различных мистических сект и сообществ ставится на поток. Мистика становится делом, в котором весьма нелегко разоблачить ловких мошенников, бизнесом, в котором они легко могут процветать. Они-то, видимо, в значительной части и захватывают этот бизнес в свои руки, их силами и финансируется всяческая поддержка мистических настроений в обществе, приносящих, в конечном счете, им возможность развивать свой бизнес.
В последнее время ряд государственно поддерживаемых научных заведений разных стран включают псевдонаучные исследования в список своих программ ради достижения материальной или политической выгоды. Этим программам удается мимикрировать под серьезные научные исследования и находить поддержку среди широких обывательских масс. (Так, например Майкл Крайтон в докладе 2003 года в Калифорнийском технологическом институте упомянул примеры таких исследований на тему глобального потепления).
По зарубежным данным, среди экстрасенсов, ясновидцев и прорицателей обоего пола около 50% – явные жулики, около 30% – искренне заблуждающиеся относительно своих способностей, а почти все остальные – психически нездоровы. И лишь 0,9% обладают способностями, которые можно отнести к необъясненным явлениям.
Проведенное группой московских психологов в 1998 г. исследование 800 «целителей» дало сходные результаты: у 25% были обнаружены различные психические отклонения, а среди психически нормальных 18% признались, что занимаются своим «колдовским делом» из меркантильных соображений и честолюбия; только 8 человек (1%) проявляли какие-то лечебные способности, главным образом, связанные с искусством внушения. В нашей стране крах социалистического строя и последовавшие за этим социальные преобразования привели к росту мистических верований. Социально-экономический кризис, развал системы образования, резкое ослабление государственной поддержки науки и падение ее престижа, «утечка мозгов» из сферы интеллектуального труда, ставшего одним из самых низкооплачиваемых, – все это способствовало тому крутому взлету интереса к мистике, который мы наблюдаем в России в конце ХХ – начале XXI веке.
В 1997 г. в России было официально зарегистрировано около 2 тысяч магов, чародеев и целителей, из них около 150 – в Санкт-Петербурге. Однако подсчеты рекламных объявлений об услугах различного рода кудесников позволяют предполагать, что только в Москве и Санкт-Петербурге в 1997 г. их было более 6 тысяч. И все они – белые и черные, языческие и христианские – ссылаются на чудодейственную силу, которую они будто бы унаследовали от предков, научились на Востоке черпать из космоса, открыли в себе благодаря счастливому случаю и пр.
Непонимание того, что установленные наукой законы природы – это запреты, означающие невозможность явлений, нарушающих их, является одной из существенных предпосылок мистических верований в чудеса, т.е. в нарушения законов природы. Если можно пренебрежительно отвергать эти законы, то тогда, конечно, нет ничего невозможного. А, следовательно, мистические верования «имеют право» на существование ничуть не меньше, чем научное знание.
Хотя волны мистических настроений, время от времени вздымающиеся в истории культуры, и имеют свои причины, мистицизм является тупиковым путем развития человеческой мысли, уводящим ее от реальности в мир призраков.
Немаловажную роль в распространении лженаучных взглядов даже у образованных людей играет разрыв культуры на естественнонаучную и гуманитарную. Эта ситуация была исследована в 60-е годы Ч. Сноу в работе «Две культуры».
Сноу говорит о глубоком разрыве между гуманитарной и естественнонаучной культурами. Он обращал внимание на то, что духовный мир интеллигенции все явственней раскалывается на две противоположные части, представители которых постепенно теряют возможность понимать друг друга.
Совокупность убеждений ученых-естествоиспытателей, которая признается в их среде как суть научного подхода – реальноесуществование познаваемого объекта, его доступность эмпирическому опыту, полная формализуемость результатов познания – вовсе не обязательна в кругу гуманитарной интеллигенции. Ведь предмет познания последних вполне может не существовать реально, и не быть доступным эмпирическому опыту, и не поддаваться формализации.
Говоря о главной причине разрыва, наметившегося в рамках единой культуры, Сноу указывал на «фанатичную веру в специализацию обучения», которая в первой половине ХХ в. стала характерной для всего западного мира.
Можно сказать, что в условиях продолжающейся дифференциации научного знания разрыв между ними усиливается, возникают разные языки и как следствие расширяется пропасть непонимания между представителями разных культур, возникают разные языки.
Именно поэтому представители естественнонаучного знания – профессионалы в своей узкой области – верят в истинность пресловутой «теории» А.Фоменко, которая «переворачивает» сложившиеся исторические и культурологические взгляды на историю, утверждающая, что общепризнанная хронология исторических событий в целом неверна и предлагающая свой вариант хронологии и вообще истории человечества. А ученые гуманитарии убеждены, что только из-за «косности» представителей естественных наук до сих пор не признается существование биополя, биоэнергетики, телепатии и т.п.
Научное знание отличается от других видов знания, во-первых, рациональностью, во-вторых, объективностью и общезначимостью, в-третьих, воспроизводимостью и проверяемостью, в-четвертых, логической строгостью и точностью и однозначностью, в-пятых, логической взаимосвязью различных элементов. Эти особенности научного знания придают ему надежность и достоверность. Конечно, в действительности добываемое наукой знание не всегда в достаточной мере обладает этими признаками. Но они характеризуют идеалы научности, т.е. то каким должно быть научное знание. В науке могут быть ошибки и заблуждения, но ученые стремятся исправлять их, ориентируясь на эти идеалы. Источником научного знания не может быть ни художественное воображение, ни религиозно-мистическое откровение, ни экзистенциальные переживания, а только мышление и чувственный опыт.
С этой точки зрения науке противостоит лженаука. Ученые, философы, методологи науки приводят разнообразные признаки лженауки. Лженауки разнообразны по своим характеристикам и целям, но, тем не менее, они обладают определенными общими свойствами, по которым их можно объединить в общее понятие. Несмотря на некоторое несущественное расхождение, в основном ученые единодушны: признаками лженаучных концепций является:
- преднамеренная фальсификация экспериментов;
- преднамеренное искажение при изложении научных фактов и теорий;
- нелогичность рассуждений;
- отсутствие исторического взгляда на проблему;
- введение в процесс научной работы политических и религиозных установок;
- перенос представлений обыденного опыты, магии и религии в науку;
- некритическая позиция исследователя по отношению к собственным идеям и его недостаточная философско-методологическая эрудиция;
- цитирование своих союзников и необоснованная апелляция к признанным научным авторитетам;
- научная и квазинаучная терминология, которая используется в лженаучных работах исключительно для того, чтобы завуалировать бессмыслицу, предлагаемую читателю в качестве истины;
- борьба за деньги;
- заимствование понятий из разнородных наук, которые обладают минимальной связью, стремление, якобы, к междисциплинарности;
- отсутствие практического эффекта при, якобы, неограниченных возможностях.
Признаком того, что перед нами лженаука, является, как ни странно, «яркость» и «новизна» утверждений. Если, например, исследователь опровергает всю существующую историю и хронологию, если он легко решает все проблемы развития человека и общества или предлагает единый язык для описания всех возможных процессов и систем от теории информации до истории Древнего Рима, то уже один этот размах и масштаб должны обязательно настораживать.
Псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода – экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования и превращает её в неуправляемый процесс, сильно подверженный накоплению ошибок.
Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие:
- теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, как правило, не специалистов ни в области того, о чём говорит теория, ни в смежных областях.
- теория небывало универсальна – она претендует на объяснение буквально всего мироздания (или, как в случае психологических теорий – поведения любого человека в любых обстоятельствах), из базовых положений делается огромное количество выводов, причём проверка корректности выводов на практике не проводится.
Однако истоки антинаучных концепций могут находиться не только в невежестве и непросвещенности массового сознания, но, как отмечает В.С. Степин, они могут быть связаны с особенностями некоторых ученых. Иногда дело в увлеченности самих научных работников той или иной идеей, их претензии на радикальное изменение научной картины мира. История науки знает много таких случаев.
Очевидно, что необходимы активные меры, противостоящие влиянию и укоренению в общественном сознании лженаучных представлений.
Американский исследователь Дж. Холтон указывает три разумных способа изменить сложившуюся ситуацию.
Первый путь (традиционный) формирование у людей уже с раннего возраста современной картины мира, которая поможет нейтрализовать влияние своих культурных конкурентов. На этом пути необходима активная поддержка родителей и учителей, причем учителя должны обладать соответствующей подготовкой.
Второй путь – просвещение с помощью открытых образовательных учреждений для взрослых и повышение престижа этих учреждений.
Третий метод – широкое освещение неудач, провалов и обманов паранауки.
Дж. Холтон подчеркивает, что эффективность второго и третьего пути чрезвычайно невелика в условиях США. Представляется, что она еще ниже в нашей стране. Достаточно вспомнить «обезьяний процесс» в Санкт-Петербурге, дискуссию по поводу преподавания в средней школе фактически курса православной религии и т.п.
Видимо, отлаженная система образования, основанная на преподавании фундаментальных наук в наибольшей мере способна противопоставить рациональные доводы мистическим, лженаучным знаниям и установкам.