Физиологические потребности
воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятельности, сон, движение, прикосновение, секс
Первая ступень пирамиды Маслоу описывает потребности в выживании, без удовлетворения которых невозможна жизнь в биологическом смысле. Если потребности в выживании удовлетворяются, человек начинает думать о своей безопасности в окружающем мире (вторая ступень), возникает потребность защитить себя от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач.
Третья и четвертая ступени описывают потребности в достижении успеха: общаться, иметь жизненные ценности. Когда все эти потребности удовлетворяются, обнаруживает новый, высочайший уровень потребностей – творческие устремления, так называемые духовные потребности в самореализации личности: играть, учиться, работать.
Классификация Маслоу демонстрирует целостный подход к человеку, объединяет его физиологические, психологические, социальные и духовные проблемы.
В сестринской практике используется эта классификация в интерпретации В. Хендерсон, которая все многообразие потребностей предложенных Маслоу, свела к 14 наиболее важным:
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Для достижения состояния комфорта и благополучия каждый человек постоянно, на протяжении всей жизни, должен удовлетворять свои потребности.
Человек удовлетворяет свои потребности через свой образ жизни, повседневную деятельность.
С точки зрения сестры, проблемы появляются тогда, когда пациент, в силу определенных причин, (болезнь, травма, возраст):
1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей, или у него возникают трудности в их удовлетворении (не может принимать пищу из-за болей при глотании).
2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует поддержанию жизнедеятельности на уровне максимально возможного для этого человека здоровья. Например: пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы. При этом ущерб для здоровья может пациентом осознаваться либо не осознаваться, сестринское вмешательство все равно необходимо.
Сестра обеспечивает качественную, максимально полноценную жизнь в болезни, оказывая помощь пациенту в восстановлении независимости при удовлетворении фундаментальных потребностей («восполняя недостающее»).
Сестра должна оказать помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с нарушением удовлетворения потребностей вследствие заболевания или травмы.
Но медицинская сестра работает не только с больными людьми, но и здоровыми. Уход за здоровыми людьми определялся ею, как поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней.
Задача сестры – оценить образ жизни ее пациента с точки зрения влияния на здоровье и предложить необходимые коррективы. Образ жизни зависит от возраста и развития человека, его состояния здоровья, а также окружающей среды. Образ жизни может содержать факторы риска, негативно влияющие на удовлетворение потребностей человека, как генетические, так и выборочные.
Генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность.
Выборочные факторы риска: гиподинамия, избыточный вес, нерациональное питание, стрессы и т.д.
Сестра, работающая как с больными, так и со здоровыми пациентами, планируя, осуществляя и оценивая сестринский уход, предлагает три типа сестринской помощи:
Ø Полностью компенсирующий.
Ø Частичный.
Ø Консультативный.
Возьмем в качестве примера простейшую ситуацию: человек бежал за троллейбусом, упал и сломал ногу. Дискомфорт чрезвычайный: боль, страх, невозможность обслуживать себя, фактор внезапности, крушение жизненных планов.
Задача врача: поставить диагноз (есть перелом или нет, закрытый или открытый, со смещением или без смещения) и назначить лечение (гипс, аппарат Илизарова, операция).
Задача сестры: помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с травмой. Ее позиция: «Потери в настроении и активности повседневной жизни неизбежны, но должны быть минимальными».
У пациента нарушено удовлетворение потребностей в движении, безопасности.
При первом типе сестра будет удовлетворять потребности пациента как бы «за него» (накормит и умоет в постели, отвезет в рентгенкабинет в кресле-каталке).
При втором типе она создаст пациенту условия для удовлетворения потребностей самостоятельно, обучая пользованию костылями и обеспечивая безопасную среду.
При третьем типе сестра порекомендует включить в рацион питания продукты, богатые кальцием, для укрепления костей.
Таким образом, учение об абсолютных потребностях человека важно для сестринского дела, так как оно тесно связано с конечными целями сестринской помощи. Цель сестринской работы – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей, т.е., сестринское дело есть способ удовлетворения основных жизненно важных потребностей пациента.