Физиологические потребности

воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятельности, сон, движение, прикосновение, секс

Первая ступень пирамиды Маслоу описывает потребности в выживании, без удовлетворения которых невозможна жизнь в биологическом смысле. Если потребности в выживании удовлетворяются, человек начинает думать о своей безопасности в окружающем мире (вторая ступень), возникает потребность защитить себя от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач.

Третья и четвертая ступени описывают потребности в достижении успеха: общаться, иметь жизненные ценности. Когда все эти потребности удовлетворяются, обнаруживает новый, высочайший уровень потребностей – творческие устремления, так называемые духовные потребности в самореализации личности: играть, учиться, работать.

Классификация Маслоу демонстрирует целостный подход к человеку, объединяет его физиологические, психологические, социальные и духовные проблемы.

В сестринской практике используется эта классификация в интерпретации В. Хендерсон, которая все многообразие потребностей предложенных Маслоу, свела к 14 наиболее важным:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Для достижения состояния комфорта и благополучия каждый человек постоянно, на протяжении всей жизни, должен удовлетворять свои потребности.

Человек удовлетворяет свои потребности через свой образ жизни, повседневную деятельность.

С точки зрения сестры, проблемы появляются тогда, когда пациент, в силу определенных причин, (болезнь, травма, возраст):

1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей, или у него возникают трудности в их удовлетворении (не может принимать пищу из-за болей при глотании).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует поддержанию жизнедеятельности на уровне максимально возможного для этого человека здоровья. Например: пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы. При этом ущерб для здоровья может пациентом осознаваться либо не осознаваться, сестринское вмешательство все равно необходимо.

Сестра обеспечивает качественную, максимально полноценную жизнь в болезни, оказывая помощь пациенту в восстановлении независимости при удовлетворении фундаментальных потребностей («восполняя недостающее»).

Сестра должна оказать помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с нарушением удовлетворения потребностей вследствие заболевания или травмы.

Но медицинская сестра работает не только с больными людьми, но и здоровыми. Уход за здоровыми людьми определялся ею, как поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней.

Задача сестры – оценить образ жизни ее пациента с точки зрения влияния на здоровье и предложить необходимые коррективы. Образ жизни зависит от возраста и развития человека, его состояния здоровья, а также окружающей среды. Образ жизни может содержать факторы риска, негативно влияющие на удовлетворение потребностей человека, как генетические, так и выборочные.

Генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность.

Выборочные факторы риска: гиподинамия, избыточный вес, нерациональное питание, стрессы и т.д.

Сестра, работающая как с больными, так и со здоровыми пациентами, планируя, осуществляя и оценивая сестринский уход, предлагает три типа сестринской помощи:

Ø Полностью компенсирующий.

Ø Частичный.

Ø Консультативный.

Возьмем в качестве примера простейшую ситуацию: человек бежал за троллейбусом, упал и сломал ногу. Дискомфорт чрезвычайный: боль, страх, невозможность обслуживать себя, фактор внезапности, крушение жизненных планов.

Задача врача: поставить диагноз (есть перелом или нет, закрытый или открытый, со смещением или без смещения) и назначить лечение (гипс, аппарат Илизарова, операция).

Задача сестры: помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с травмой. Ее позиция: «Потери в настроении и активности повседневной жизни неизбежны, но должны быть минимальными».

У пациента нарушено удовлетворение потребностей в движении, безопасности.

При первом типе сестра будет удовлетворять потребности пациента как бы «за него» (накормит и умоет в постели, отвезет в рентгенкабинет в кресле-каталке).

При втором типе она создаст пациенту условия для удовлетворения потребностей самостоятельно, обучая пользованию костылями и обеспечивая безопасную среду.

При третьем типе сестра порекомендует включить в рацион питания продукты, богатые кальцием, для укрепления костей.

Таким образом, учение об абсолютных потребностях человека важно для сестринского дела, так как оно тесно связано с конечными целями сестринской помощи. Цель сестринской работы – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей, т.е., сестринское дело есть способ удовлетворения основных жизненно важных потребностей пациента.

Наши рекомендации