Особенности формирования, основные направления и понятия древнеиндийской философии
Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления. Древний Восток (Индия, китай от сер. I тыс. до н.э. до III в. н.э.) Индия – одна из древнейших цивилизаций с высоким уровнем культуры. В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода: 1)ведический – предфилософский (сер. II тыс. – VI в до н.э.), связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. В этот период создаются и распространяются древние сборники текстов – Веды; 2)классический (VI в. до н.э. – III–IV вв. н.э.), связанный с формированием основных религиозных течений и философских школ. Социально-исторические источники. Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни, патриархальных традиций и власти деспотического государства. -брахманы – жрецы, носили белые одежды; -кшатрии – правители, военная знать – они сотворены из рук бога Брахмы и носили красные одежды; -вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы – из бедер Брахмы, носили одежду желтого цвета; -шудры – бесправное трудовое население – сотворены из ступней Брахмы и носили черный цвет; -кроме того, существовали неприкасаемые, не относившиеся ни к одной из варн. Возможность приобщения к ценностям культуры, духовному творчеству определялась кастовой принадлежностью. Кастовый строй объявлялся извечным и незыблемым порядком, освящался религией. Духовно-культурные источники. Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература. Веды (с древнеинд. – «знание») – сборники религиозных текстов, заклинаний, руководство к богослужениям, а также мифологических представлений о происхождении мироздания, наблюдений над природными явлениями и т.д. Веды составили основу всей последующей духовой культуры Индии: религии, философии и науки. Известны 4 основные Веды: -Ригведа – книга гимнов; -Самаведа – сборник ритуалов и песнопений; -Аюрведа (Яджурведа) – сборник молитвенных формул; -Атхарваведа – более поздний сборник песнопений и заклинаний. Другим духовным источником формирования древнеиндийской философии была религия. Религия Индии прошла сложный и длительный путь формирования. Первым ее этапом стала ведическая религия, для которой характерны многобожие, обожествление сил природы, антропоморфность (наделение божеств человеческими качествами); представления о происхождении мира, его устройстве, потустороннем мире и загробной жизни были мало разработаны. На следующем этапе формируется брахманизм как религиозное учение, оправдывающее социальное неравенство – кастовую систему. В Vi в. до н.э. возникает, а в III в. до н.э. получает наибольшее влияние буддизм. Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей: общие черты философии Древнего Востока; слабый интерес к социальным и политическим проблемам; направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции. В древнеиндийской философии сложилось два основных направления: астика– течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ: санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика, йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями; настика– оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. Сюда относятся буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. Миманса и веданта – ортодоксальные религиозно-идеалистические школы. Веданта («завершение Вед») – одна из основных философских школ Древней Индии. В основе этого учения – понятие Брахман – это духовная субстанция, которая является единственной реальностью: кроме нее, ничего нет. Цель человеческой жизни – установить контроль над чувствами, освободиться от привязанностей к миру и в процессе постоянного размышления познать истину. Особенностью мимансы является развитая теория познания. Познание мира, согласно этому учению, возможно лишь при наличии веры в бога и в бессмертие души. Санкхья – дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного. Духовное начало не отождествляется с Богом. Материальное начало находится в постоянном изменении и развитии и является первопричиной всех вещей. Ньяя и вайшешикавозникли как наивно-материалистические учения о бытии. В качестве оснований мироздания в вайшешике рассматривались земля, вода, воздух, свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств, и логическое мышление. Однако со временем в эти учения проникло религиозно-идеалистическое содержание и стала утверждаться идея двойственной причины мира – материальной и божественной. Йога (досл. «единение») В центре внимания йоги – человек и пути его духовного совершенствования. йогу можно отнести к дуалистическим учениям.Чарвака-локаята(«чар» - четыре, «вак» - слово) – материалистическое учение, представляющее направление настики. В основе его – представление о том, что мир состоит из 4 первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха.