Тема 2.1. философия древнего востока
Вопросы для изучения
1. Философия древней Индии.
2. Философия Древнего Китая.
Методические указания к изучению темы
Философия древней Индии.
Веды(дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, создававшиеся после XVв. до н.э. Включали в себя:
- самхиты– «священное писание», религиозные гимны;
- брахманы – описание ритуалов, совершаемых брахманами (жрецами) при отправлении религиозных культов;
- араньяки – книги лесных отшельников;
- упанишады – философские комментарии к Ведам.
Даршаны – традиционные философские школы, развивавшие ведическое учение: йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья.
Учения, оппозиционные Ведам, нетрадиционные: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.
Онтология индийской философии опирается на закон Риты– космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие – это выдох и вдох Брахмы-Космоса. Любое событие, поступок человека, явление природы влияют на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Гносеологияисследовала процессы, происходящие в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Три вида сознания:
- пракрити– материальное сознание;
- пуруша – чистое сознание, первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
- майя – сознание сновидения, мираж.
Антропология. Атман – внутреннее начало, выражение сущности человека, в противоположность внешнему и случайному. Атман одновременно и духовен, и материален, хотя духовное начало в нем преобладает.
Брахман – причина всего сущего, он находится везде, в любом явлении мира. Цель познания – полное осознание единства Атмана и Брахмана. Атман, как индивидуальное начало в человеке, является частью мира, неразрывно с ним связан.
Конечное назначение человека заключается в преодолении кажущегося различия многого и единого, т.е. в освобождении от пут майи и возвращении в первоначальное единство (Атман должен раствориться в Брахмане).
Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Он постоянно изменяется, совершенствуется или деградирует в зависимости от поступков человека.
Реинкарнация– переселение души в другое тело после смерти предыдущего.
Сансара– цепь перевоплощений души в соответствии с кармической деятельностью.
Карма– цепь причин и следствий, формирующаяся в процессе жизни человека. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась.
Мокша– высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Мокша – высшая цель души в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных воплощений и становятся Махатмами – Великими Душами.
Принцип ахимсы – непричинение вреда всему живому.
Буддизм– религиозно-философское учение, возникло в VIв. до н.э. Основоположник – Сиддхардха Гаутама (563 - 483 гг. до н.э.), получивший имя Будда, т.е. «Просветлённый».
Идея «среднего пути»жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана.
Четыре благородные истины буддизма:
- земная жизнь полна страданий;
- страдания имеют причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
- от страданий можно избавиться;
- существует путь освобождения от страданий – отказ от земных желаний, просветление, нирвана.
Восьмеричный путь– путь духовного совершенствования:
- правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
- правильная мысль: жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
- правильная речь: воздержание от лжи, клеветы, злословия и праздной болтовни;
- правильное действие – действие, свободное от зависти, ненависти, эгоизма;
- правильная жизнь – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
- правильное умение– усердие и трудолюбие;
- правильное мышление – контроль над мыслями, т.к. мысли равносильны поступкам и влияют на карму;
- правильное сосредоточение – медитация, устанавливающая связь с космосом.
Основные направления буддизма:
1. Махаяна исходит из возможности спасения для всех людей через активную проповедническую деятельность и участие в общественной и государственной жизни.
2. Хинаяна:спасение достижимо только через уход от мира, монашество.
Философия Древнего Китая.
Основатель даосизма–Лао Цзы (кон.VI-нач.V вв. до н.э.).
Основные понятия: Дао и Дэ.
Два значенияДао: это универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; и субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало мира.
Дэ – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир.
Всё в мире взаимосвязано.
Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («всё происходит из земли и уходит в землю»).
Мировой порядок, законы природы, ход истории не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние.
Путь к счастью, познанию истины лежит через освобождение от желаний и страстей.
Основоположник конфуцианства– Конфуций(Кун-Фу-Цзы,551-479 гг. до н.э.). рассматривалчеловека прежде всего как члена общества.
Центральное понятие – «цзюнь цзы» (благородный муж).
Пять добродетелей благородного мужа:
- вэнь – знание, мудрость, стремление к знаниям;
- жэнь – гуманность, человеколюбие, милосердие;
- и – чувство долга, справедливость;
- ли –знание и соблюдение древних ритуалов;
- сяо – сыновняя почтительность, уважение к старшим по возрасту и статусу;
Золотое правило морали: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Принцип мягкого управление обществом. Пример подобного управления – власть отца над сыновьями, а главное условие – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.
Обязанности правителя:
- управлять на основе добродетели;
- обладать необходимыми знаниями;
- верно служить стране, быть патриотом;
- обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
- быть благородным и справедливым;
- делать только добро государству и окружающим;
- предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
- заботиться о благосостоянии подчиненных и страны в целом.
Подданные должны:
- быть лояльным по отношению к правителю;
- проявлять старание в работе;
- постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Основоположникилегизма–Шан Ян(390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй(288-233 гг. до н.э.). Управление обществом должно опираться на справедливые законы.
Основные постулаты легизма:
Человек обладает изначально злой природой.
Движущая сила поступков – личные интересы. Интересы отдельных индивидов, социальных групп противоположны.
Государственное вмешательство в общественные отношения позволяет избегать произвола и всеобщей вражды.
Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся.
Основной стимул правомерного поведения большинства людей – страх перед наказанием.
Основной критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения и применения наказания – законы.
Законы одинаковы для всех, и наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы.
Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.
Темы контрольных работ
1. Философские основы буддизма.
2. Социально-этическое учение Конфуция.
3. Философские идеи даосизма.
4. Мо-цзы против конфуцианства
5. Философская школа йоги: традиции и современность.
6. Философия и нравственные заповеди джайнизма.
7. Упанишады о Брахмане и Атмане.
8. «Книга перемен» и ее значение для формирования древнекитайской философии.
9. Влияние Вед на философскую традицию древней Индии.
10. Основные школы древнеиндийской философии.
11. Веды: история создания, структура.
12. Учение о природе в древнеиндийской философии.
13. Своеобразие восточного менталитета и его влияние на философию Востока.
14. Буддизм и джайнизм как оппозиция брахманизму.
15. Специфика древневосточной философии.
16. Эстетические идеи в чань-буддизме.
17. Легизм: философия сильной государственной власти.
Тесты.
1. Буддизм формировался как оппозиция
а) брахманизму
б) даосизму
в) джайнизму
г) йоге
2. Даосизм возник в
а) II вв. до н.э.
б) VI вв. до н.э.
в) VIII вв. до н.э.
3. Неклассическая философская школа в Древней Индии:
а) веданта
б) вайшешика
в) локаята
г) миманса
4. Буддизм возник в:
а) II –I вв. до н.э.
б) VI-V вв. до н.э.
в) VIII вв. до н.э.
г) XI-X вв. до н.э.
5. В философии Востока, по сравнению с западной философией, больше внимания уделяется …
а) научно-техническому прогрессу
б) познанию внешнего мира
в) духовному миру человека
г) модернизации общества
6. Согласно конфуцианству, идеалом государства является ___________ государство
а) демократическое
б) авторитарное
в) патриархальное
г) феодальное
7. В состав Вед не входит:
а) Махабхарата
б) Араньяки
в) Брахманы
г) Упанишады
8. Атомистическое учение:
а) санкхья
б) ньяя
в) миманса.
г) веданта
9. В буддизме разрабатывается понятие …
а) нирвана
б) история
в) рок
г) познание
10. Основоположник буддизма
а) Лао-цзы
б) Махавира
в) Макхали Госал
г) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
11. Для древнекитайской философии наиболее характерны _____________ проблемы.
а) этические
б) социальные
в) онтологические
г) эстетические
12. Дхарма в буддизме означает …
а) гибельную цепь перерождений
б) совокупность моральных норм
в) воздаяние за совершенное в предыдущей жизни
13. Непрерывный круг превращений из одного состояния в другое в буддизме обозначается термином
а) майя
б) Дао
в) сансара
г) джива
14. В восьмеричный путь спасения в буддизме НЕ входит
а) речь
б) поведение
в) воспитание
г) усилие
15. Принцип «Ли» – основа социальной организации в конфуцианстве, – означает…
а) установленный порядок вещей, правило
б) постоянную модернизацию
в) объединение всех сословий, интеграцию
г) единство нации
16. Принцип социальной активности утверждается в
а) даосизме
б) конфуцианстве
в) буддизме
г) джайнизме
17. Основные направления буддизма:
а) хинаяна
б) махаяна
в) шиваизм
г) вишнуизм
д) суннизм
е) шиизм
18. Идеал «благородного мужа» в конфуцианстве прежде всего предусматривает:
а) знатность
б) невозмутимость
в) образованность
г) чувство долга
19. Нирвана в буддизме соотносится с философской категорией
а) сознания
б) материи
в) бытия
г) небытия
20. Родиной буддизма является:
а) Япония
б) Китай
в) Индия
21. Принцип ахимсы в буддизме означает…
а) непричинение вреда живому
б) равную доброту ко всему живому
в) непротивление злу насилием
г) отсутствие зла в мире
22. Йога является:
а) философской даршаной
б) направлением в буддизме
в) учением о конце мира
г) совокупностью физических упражнений
23. «Жизнь есть страдание», - утверждается в…
а) джайнизме
б) буддизме
в) конфуцианстве
г) даосизме
24. К какому типу древнеиндийских философских школ относится джайнизм?
а) традиционному
б) нетрадиционному
в) специфическому
г) индивидуалистическому
25. Согласно буддизму желание, привязывающее человека к земной жизни, является причиной
а) деятельности
б) счастья
в) страдания
г) изменения
26. Какое из перечисленных учений возникло в Древнем Китае?
а) брахманизм
б) джайнизм
в) даосизм
г) ламаизм
27. Принцип недеяния в даосизме обозначает…
а) невмешательство в естественный ход вещей
б) пассивное состояние
в) отказ от политической деятельности
г) отказ от мирской жизни
28. Термином «Дао» в конфуцианстве и даосизме обозначает:
а) действие
б) судьба
в) путь
г) предназначение
29. В даосизме достижение бессмертия предполагает
а) самоуглубление и духовное очищение
б) чувство любви к ближнему
в) точное выполнение ритуалов
г) покаяние
30. Понятием «Атман» в буддизме обозначается
а) бытие
б) небытие
в) существование человека