Методология науки. Современный подход
В XX в. происходил быстрый рост методологических исследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике, науке, технике и других сферах жизни. Особое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Перед обществом возникают глобальные проблемы экологии, демографии, урбанизации, освоения космоса и др., для решения которых требуются крупномасштабные программы, реализуемые благодаря взаимодействию многих наук. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления и решения в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации о комплексном объекте. Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (теоретическая кибернетика, системный подход, концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.) [32].
Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего — его содержательного основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методология науки отлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.
Социология познания (знания) – это направление теоретических и эмпирических исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-исторические обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения и использования различных типов знания как в обществе в целом, так и на уровне классов, социальных групп, организаций.
Науковедение -это отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества [44].
Отдельные аспекты развития науки издавна привлекали внимание многих учёных (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гекели, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологические и другие факторы, влияющие на развитие науки, предпринял швейцарский ботаник А. Декандоль («История науки и ученых за два века», 1873). Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд («Великие люди», 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в первой половине XX в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технической революции.
В 20—30-х гг. ХХ в. были предприняты первые попытки сформулировать программу науки как особой отрасли исследований [в СССР И. Боричевский (1926), польские учёные М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований по науке внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал]. С середины 40-х гг. ХХ в. во многих странах развёртываются эмпирические исследования научной деятельности. Оформление науки в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. ХХ в., когда сложились современное представления о предмете и задачах науки и возникли научные коллективы, разрабатывающие проблемы науки.
Под влиянием науки формируются специальные отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и другие), которые входят в систему науки.
Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространённых является, деление методологии науки на содержательную и формальную. Содержательные аспекты методологии науки включают в себя решение следующих проблем:
- структура научного знания вообще и научной теории в особенности;
- законы порождения, функционирования и изменения научных теорий;
- понятийный каркас науки и её отдельных дисциплин;
- характеристика схем объяснения, принятых в науке;
- структура и операциональный состав методов науки;
- условия и критерии научности.
Формальные аспекты методологии науки включают:
- анализ языка науки;
- анализ формальной структурой научного объяснения;
- описание и анализ формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности;
- типологии систем знания и т. д.
В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания и началось развитие методологии науки как самостоятельной области знаний.
Таким образом, можно дать следующее определение понятию «методология науки»: методологические науки – это область знания, охватывающая всё. многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Высшим и определяющим уровнем методологии науки является философская методология, направляющие принципы которой организуют методологическую работу на конкретно-научном уровне [44].
Существуют и другие определения понятия «методология науки». К ним можно отнести, например, определение, сформулированное К. Поппером:
методология науки – это отрасль концептуального науковедения, которая интерпретирует модели научного знания.
В заключении п 4.3.3 следует остановиться на следующем важном аспекте понятия «методология науки».
Некоторым конкретно-научным направлениям (структурализм, ряд интерпретаций системного подхода и др.) присуща неоправданная тенденция к универсализации, стремление обрести статус философских концепций (парадигм). Истоки такой универсализации - неправомерное отождествление философских и конкретно-научных уровней методологии науки. В качестве примера можно привести книгу очень хорошего специалиста в области физико-математических и биологических наук профессора В.М. Еськова [8]. Конструктивная роль материалистической диалектики как методологии состоит в том, что она показывает несостоятельность подобных устремлений, позволяет определить реальные возможности и границы каждой формы конкретно-научной методологии [43,44].