Взаимосвязь качества и количества.
Проблема нормы
Качество – совокупность свойств, характеризующих данный предмет, тождественная с предметом определенность.
При изменении свойств, а они взаимосвязаны, предмет теряет свою тождественную определенность, приобретает новые черты и может перестать быть собой (нарушение меры).
Количество – не тождественная с предметом определенность, которая характеризуется через общее в них и величину. Размер, температура, вес.
Взаимосвязь качества и количества выражается понятием меры (граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к качественным).
Переход от одного качества к другому означает переход от одной меры к другой, т.е. качество и количество взаимосвязаны.
Суть закона взаимного перехода количественных изменений в качественные: постепенные количественные изменения, совершаемые в предмете до определенного момента, не меняют его черт, но при нарушении границ меры приводят к качественным изменениям.
Норма, как и мера, – качественно– количественная определенность. Мера не всегда специфично выражает состояние организма (живой системы).
Норма – специфическое состояние живой системы организма, в которой сохранилась согласованность всех функций.
Признаки нормы
– Среднестатистические показатели (АД, пульс).
– Интервал, в пределах которого количественные изменения процессов не ведут к новому качеству – патологии.
– Протекание всех процессов гармонично.
– Способность живой системы к адаптации, саморегуляции.
Существует несколько подходов к понятию нормы.
Наглядно-эстетический (Античность). Аристотель описывает аномалии в организме человека, которые по– разному влияют на жизнедеятельность. Аристотель – основатель учения об аномалиях.
Типологический подход к пониманию нормы. Попытка обосновать различные типы людей. Карл Вольф основал кунсткамеру, занимался проблемами аномалий, описывал сросшихся уродов.
Диалектический подход. Норма изменяется в связи с изменением нормативов (стандарты). Определение среднестатистической оценки состояния организма.
Диалектическое отрицание как результат и направленность развития
В мире нет ничего «святого» (Гегель), раз и навсегда установленного. Все подлежит последующему отрицанию. Метафизическое, «зряшное» отрицание означает полное уничтожение «старого», предыдущего состояния, этапа. Такое отрицание означает перерыв в развитии, уничтожение связей. Диалектическое отрицание – сохранение того, что способно к дальнейшему развитию, но очищение от всего отжившего, устаревшего. Это форма связи.
Развитие идет от низшего к высшему, простого к сложному, старого к новому.
Новое, как этап в развитии, отчасти повторяет предшествующий отрицаемому этап, но в других условиях, на более высоком уровне развития. Поэтому создается впечатление движения по кругу, вечного повторения пройденного с определенным интервалом.
Диалектика предполагает, что формой развития является спираль, каждый виток которой отражает более высокий уровень темпа развития. Сегодня мы все чаще обращаемся к народной медицине, но в других условиях.
Категории диалектики
Единичное и общее. Единичное характеризует отдельный предмет. Общее – сходство, принадлежность к одной группе. Реальные предметы единичны. Не бывает абсолютно одинаковых предметов.
В истории философии существуют две позиции. Номинализм – реально существуют только единичные предметы, общее же представление лишь в словах и понятиях (Пьер Абеляр). Реализм – общие понятия, универсалии более реальны, чем единичные предметы (Фома Аквинский). В современной науке – диалектика единичного и общего. Общее не существует в «чистом» виде, оно реализуется через единичное.
Отдельный предмет – это «сгусток» индивидуального и общего. Общее – не «тощая» абстракция, оно проявляется в связи с многообразием единичных предметов. «Общее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного» (Гегель).
Особенное – промежуточное звено между единичным и общим.
Часть и целое. Целое – это результат сочетания частей того или иного предмета (или сумм частей). Часть – это предметы, которые в совокупности образуют более сложные предметы (целое).
Противоположные подходы в истории философии. Элементарное – внимание к частям. Холизм – таинственное целое, его несводимость к частям.
В современной науке – принцип целостности: свойство целого – не простая сумма свойств его частей, потому что эти части, взаимодействуя друг с другом, влияют на целое.
Типы целостности:
– структурная (кристалл);
– функциональная (организм);
– генетическая (особое развитие вида).
Проблему целостности в медицине можно рассмотреть на примере нормы и патологии. Норма – это интервал, в пределах которого физиологические изменения организма не приводят к новому качеству. Признак нормы – это целостность организма (надежность функций всех элементов, составляющих целое – организм).
Организм состоит из частей, которые тесно взаимосвязаны между собой. Выход одного элемента не ведет к разрушению организма, но происходит нарушение его жизнедеятельности как целостной системы.
Вместе с тем орган (элемент) только в составе организма (целого) способен выполнять свои функции. В медицине действует системный подход.
Система, элемент, принцип системности. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией. Элемент – не разложенный далее компонент сложных предметов.
Структура – устойчивый способ связи элементов сложного целого.
Структура организует систему.
Человек – саморегулирующаяся биосоциальная система, взаимодействующая посредством адаптации с окружающей средой.
Системные объекты – это объекты, которые обладают целостной устойчивой структурой. Такой объект имеет свойства, несводимые к свойствам элементов. Такие объекты классифицируются как химические (кристаллы), технические (сооружения), биологические (органические объекты).
Органические объекты не допускают обособления элементов. Если отделить какой-нибудь элемент (орган), то он утратит свои функции, а сам объект утратит свою целостность.
Человек как целостная система рассматривается в связи с окружающей средой (климат, экономика, духовная жизнь). И в то же время раскладывается на более «мелкие» системы – кровообращения, дыхания, пищеварения.
Принцип системности предполагает системный подход к больному: оценить биохимические, физические, морфологические, функциональные изменения.
Сущность и явление. Сущность – внутренняя, устойчивая, общая сторона предмета, которая определяет его природу. Сущность не доступна чувствам, ее определяет разум.
Явление – внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предмета.
Сущность и явление – диалектически связанные противоположности. Сущность определяет себя в явлениях, а явление – проявление сущности. «Непосредственное бытие вещей – это завеса, за которой скрывается сущность» (Гегель). «Явление – форма опытно постигаемого человеком бытия вещей» (Кант).
Явление выглядит иначе, чем вызвавший его глубинный процесс. «Если бы формы проявления и сущность совпадали, то всякая наука была бы излишня» (Маркс).
Задача заключается в познании сущности через явление. Это возможно, если определить в явлениях:
– внутреннее;
– устойчивое;
– общее с помощью мышления.
Мышление – психический процесс, обобщающий связи и отношения объективной реальности.
Клинический диагноз должен вскрывать сущность как органических, так и нервно-психических изменений у конкретного человека. Иногда внешние черты болезни маскируют ее суть. Задача – выявить сущность.
Содержание и форма. Содержание – совокупность свойств элементов и их взаимодействий, определяющих характер предмета.
Форма – способ выражения содержания, принцип упорядоченности, способ существования содержания.
Содержание и форма взаимосвязаны. По Гегелю: «Содержание оформлено, а форма содержательна». Форма должна соответствовать содержанию. Форма организует содержание.
Существуют попытки их противопоставить.
Формализм делает акцент на форме. Натурализм – акцент на содержании.
Существуют науки, которые изучают форму, например морфология. Это так называемые законы единства формы и функций в строении организма человека и животных. Форма обусловлена функциями организма, и наоборот.
Морфологические и функциональные изменения находятся в единстве, в том числе на биохимическом и клиническом уровнях.
В науке идет формализация знания, перевод на символический, формальный язык.
Причина и следствие. Детерминизм. Детерминизм – причинная обусловленность явлений. Причина – явление, предшествующее другому, вызывающее его. Следствие – явление, которое следует за его вызывающим явлением.
Можно определить несколько форм связей причины и следствия.
П – С – С – С и так далее (подобно химической реакции).
П – С, где они взаимосвязаны, образуют «узел» (человек – окружающая среда; кибернетика).
Повод – событие, которое само по себе не вызывает следствия, а является условием, «пусковым механизмом» всего причинного комплекса.
Необходимость и случайность. Необходимость – обусловленная предшествующим развитием связь, при которой вслед за причиной обязательно наступает следствие. Случайность – допускается связь, при которой возможны альтернативные следствия.
Существует точка зрения, что случайностей не бывает, у всякого явления есть причина (Спиноза). Но Гегель показал, что случайность – это особая форма связи, которая не может быть объяснена из самой себя. Статистический метод определения случайностей связан с количественным методом анализа и теорией вероятности.
Вероятность – мера возможности случайности.
Случайность и необходимость относительны. Необходимость в одних условных связях может выступать как случайность в других. Особенность течения заболевания для его общей характеристики – случайность, а для каждого больного – необходимость.
Возможность и действительность. Возможность – предпосылка, потенция возникновения нового. Действительность – реализованная возможность. Возможности бывают формальные и реальные.
Формальные возможности – те, которые соответствуют закономерности развития, но для реализации которых нет условий.
Реальные возможности – те, которые и соответствуют закономерностям, и имеют условия для реализации.
Развитие можно представить как последовательность смены состояний явления: невозможность – формальная возможность – действительность (табл. 8). Многое, что имеет медицина сегодня, еще десяток лет назад считалось невозможным.
Таблица 8
Две концепции развития
Тесты по теме 12
Философские идеи развития
Выбрать правильный ответ
1. Устойчивая, необходимая, повторяющаяся для данной группы явлений связь называется:
А. Законом
Б. Поводом
В. Причиной
2 . Наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания, называются:
А. Категориями
Б. Понятиями
В. Свойствами
3 . Учение о всеобщих связях называется:
А. Материализмом
Б. Диалектикой
В. Идеализмом
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__
Ответ: 1__ 2__
Выбрать правильный ответ
6. Отношение, стороны которого исключают друг друга, называется:
А. Различием
Б. Противоположностью
В. Тождеством
7 . Отношение, сторонами которого являются противоположности, находящиеся в единстве и борьбе, называется:
А. Противоположностью
Б. Противоречием
В. Различием
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__
Выбрать правильный ответ
9. Совокупность свойств, характеризующих данный предмет, называется:
А. Качеством
Б. Нормой
В. Явлением
10 . Определение предмета, характеризующееся множеством и величиной, называется:
А. Количеством
Б. Свойством
В. Явлением
11 . Граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к качественным:
А. Мера (норма)
Б. Сущность
В. Явление
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__
Ответ: 1__ 2__
Ответ: 1__ 2__
Выбрать правильный ответ
15 . «Реально существуют только единичные предметы, общие пред- ставления существуют лишь в словах и понятиях» – считает:
А. Номинализм
Б. Реализм
В. Агностицизм
16 . Общие понятия, «универсалии» более реальны, чем единичные предметы, считает:
А. Номинализм
Б. Реализм
В. Агностицизм
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__
Выбрать правильный ответ
18. Свойство целого – не простая сумма свойств его частей, так как эти части, взаимодействуя друг с другом, влияют на качество целого. Это принцип:
А. Целостности
Б. Элементаризма
В. Механизма
19 . Сторонник диалектического метода в философии:
А. Гегель
Б. Фейербах
В. Кант
20 . Объекты, организмы, которые обладают целостной, устойчивой структурой и свойства которых несводимы к свойствам элементов, называются:
А. Системными
Б. Элементарными
В. Простыми
21 . Подход к больному с учетом его биохимического, морфологического, функционального состояния называется:
А. Системным (целостным)
Б. Элементарным
В. Техническим
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__
Выбрать правильный ответ
23. Цель познания:
А. Познать сущность явления
Б. Определить причину
В. Удовлетворить материальные и духовные потребности
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__
Ответ: 1__ 2__
Ответ: 1__ 2__
Выбрать правильный ответ
27 . Обусловленная предшествующим развитием связь, при которой вслед за причиной обязательно наступает следствие, называется:
А. Необходимостью
Б. Случайностью
В. Причиной
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__
Выбрать правильный ответ
29. Возможности бывают:
А. Единичные и общие
Б. Объективные и субъективные
В. Идеальные и материальные
30. Объективная причинно-следственная связь – это:
А. Детерминизм
Б. Индетерминизм
В. Номинализм
Вопросы для обсуждения
1. Смысл диалектики.
2. Категории диалектики.
3. Единое и общее, содержание и форма.
4. Причина и следствие, сущность и явление.
5. Необходимость и случайность, возможность и действительность.
6. Законы диалектики.
Темы рефератов и докладов
1. Противоречивости бытия и познания.
2. Цикличность и поступательность развития.
3. Диалектическое отрицание.
4. Принцип детерминизма.
5. Диалектика качественных и количественных изменений.
Объясните понятия: детерминизм, номинализм, реализм, диалектика, метафизика.
Тема 13
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА