Многогранность философии платона
Основные идеи Платона:
- создание метафизики - учения о нечувственных, постигаемых разумом объектов (идеи)
- разделение бытия на 2 части: мир вещей (окружающий мир, природа), мир идей (мир вечных, неизменных объектов, определение существование вещей)
Сфера мира идей - это не часть физического мира, а умозрительная, умопостигаемая сфера.
1. Космология об отношении идей к вещам.
2. Идея души
3. О познании и диалектике
4. о категориях
5. воззрение на общество и государство
6. учение о происхождении мира (космогония)
Окружающий мир создается демиургом (творец, ремесленник) из материи, которой Демиург придает форму материи созерцая идеи как образцы того, что он хочет сделать.
Платон, Аристокл(427-347). Два учителя - Кратил и Сократ. Осн. труды: «Апология Сократа», «Горгий», «Пир», «Федр», «Федон», «Государство», «Теэтет», «Тимей», «Законы» и др. Он - основоположник идеалистической европейской философии. Одной из наиболее значимых для последующих веков проблемой философии было открытие Платоном сферы сверхчувственного бытия - «мира идей» и категориальная обработка этой сферы. Философская система Платона явилась первой завершенной синтетической системной концепцией, где через призму учения об идеях рассматривались все основные части античной философии: онтология, теология (учение о боге, демиурге), космология (учение о мире), космогония (учение о происхождении мира), психология (учение о душе), этика (учение о нравственности), социология (учение об обществе), политология (учение о государстве) и эстетика (учение о прекрасном). Один из исследователей философии Платона - А.Ф.Лосев даже считал его философию стержнем всей европейской философии.
Главным в философии Платона является учение об идеях. Дело в том, что предшественники Платона: Зенон, Протагор, ранее Гераклит Эфесский и др. сумели доказать относительность всего существующего, и прежде всего, относительность норм морали. Они доказали, что чувственные данные нас обманывают. Ум связан с чувствами, следовательно, также недостоверен, несовершенен, наполнен противоречиями, как чувства. В мире все течет и все изменяется, все относительно. Относительны и ценности человеческого бытия. Мораль ограничена временем, местом, условиями жизни и вообще - «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).
Платон, напротив, полагал, что есть вечные ценности бытия и есть справедливость, благо и добродетель, неподверженные человеческим разногласиям. При этом первопринципы ума и морали вполне постижимы умом человека. С его точки зрения, есть мир, в котором мы живем. Этот мир движется, изменяется. Этот текучий мир обозначается понятием - «бывание». «Бывание» мы понимаем через ощущения, восприятия, представления, которые, действительно, нас обманывают, не дают нам истины. Ум, который опирается на чувства, не дает истины. Но есть другой мир - мир вечный, несотворимый и неуничтожимый. Этот мир обозначается понятием «бытие», это «мир идей». Познавать этот мир возможно не через ощущения, а через понятия. Ум должен опираться не на обманчивую чувственность, а на понятия и систему понятий, которая проверяется логикой. Из одних понятий по правилам логики выводятся другие понятия, и в результате мы можем придти к истине. Истина же в том, что «умопостигаемый» мир идей, мир сущностей определяет наш текучий мир - «бывание». Мир идей - это нематериальный мир. Он вне пространства, вне времени, он всегда есть и никогда не меняется. Например: есть красивая лошадь, красивая женщина и т.д. А есть «красота сама по себе». Красота как идея, как образец, причина красивых вещей безотносительно того, что это за вещи, люди, процессы. И вот эту-то «красоту саму по себе», равно как и «добродетель саму по себе», «справедливость саму по себе» и т.д. мы познаем умом при помощи «диалектики», т.е. индуктивно-дедуктивного пути построения системы понятий (по законам логики). Итак, существуют два мира. При чем, истинный мир не там, где мы живем. Поскольку идеи нематериальны, то их нет в материальном мире. Вещи - только бледные копии идей. Идеи - причина вещей и причина нашего мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они присутствуют в душе человека и душе человека сродни. Наша душа содержит знания об идеях, поскольку душа до вселения в тело жила в мире идей и «общалась» с идеями. Значит, идеи мы познаем не через чувства, которые могут показать нам мир вещей, а через разум, который показывает нам мир идей, через «припоминание». Вещи «мы познаем», идеи мы «припоминаем». Наша душа существовала всегда, хотя не всегда была человеком. Наша душа, побуждаемая правильно поставленными вопросами, может «припомнить» те истины, которые она получила еще до вселения в тело человека. Таким образом, Платон снимает возникшее противоречие - каким образом нематериальное - идеи, которых нет в нашем материальном мире (следовательно, и в чувствах, ощущениях человека) - проявляется в нашем уме.
Мир идей иерархичен. Во главе - идея «общего блага», или «высшего блага»; есть идеи человеческих ценностей (справедливости, мудрости, добра и зла); идеи отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.). Ниже стоят идеи свойств вещей («крепости», «железного», «медного» и т.п.). Есть идеи вещей (коня, меча, дерева и т.п.), идеи продуктов природы (снега, воды, огня). Есть и другие виды идей. Но не надо понимать платоновскую теорию идей как чисто теоретическое умствование. Это была весьма практичная теория обоснования ценности «этого», посюстороннего мира. Такая система философии называется «метафизической».
Свое учение о государстве он выводит из учения о душе: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; яростной части, добродетель которой в мужестве, - сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души - сословие земледельцев и ремесленников.
Неоплатонизм- течение в философии (3-6 вв.), систематизировавшее учение Платона с идеями Аристотеля, пифагорейцев и др. Основные школы: римская (Плотин, Порфирий, Боэций), сирийская (Ямвлих), афинская (Прокл), пергамская (Юлиан). В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Главным понятием неоплатонизма является эманация (истечение, исхождение), означающее переход от высшей ступени универсума (Единого) к низшим, менее совершенным.
Плотин(ок. 204/205 - 269/270). Труд: «Эннеады». В его системе из полноты Единого, отождествляемого им с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: Ум-Нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и Умом), Мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души, и Космос. Путь человеческой души - восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе.