Детерминизм и индетерминизм

4. Перед философами всех времен и народов всегда вставал важнейший онтологический вопрос, без которого нельзя было построить цельного и рационального мировоззрения: является ли бытие неким упорядоченным образованием, или же мир предстает не как целостный Космос, а как хаос? Уже во всех мифологиях этот мотив борьбы хаоса и Космоса, божественного порядка и стихийного беспорядка мира, звучит весьма отчетливо.

Любая, будь то идеалистическая или материалистическая, философская система, построенная на принципах рационального объяснения бытия, с необходимостью признает закономерный характер всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире.

Детерминизм (от лат. determine - определяю) - философское учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира. Центральный и традиционный принцип этого учения - принцип причинности. В прошлом под понятие детерминизма подводили только учение об универсальной причинности; мир изображался в нем цепью прямо и жёстко действующих причин, в этой цепи не находилось места для случайности. Ныне содержание детерминизма существенно расширилось. В него добавлены представления об опосредованных причинах, случайной и вероятностной формах каузальности, а также о косвенно сопряжённых с причинностью некаузальных связях.

Индетерминизм (от лат. in - приставка, означающая отрицание) - философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).

Последовательный индетерминизм крайне редок в истории философии, поскольку философская профессия требует рационально и доказательно объяснять предельные основания бытия и мышления, выводить обоснованное из тех или иных оснований (материи, духа, сознания, воли и т. п.). Материалисты убеждены, что подлинный детерминизм есть всего лишь концепция материальной детерминации, а идеалисты, напротив, ищут истину в определении материи духом. Индетерминизм - не самостоятельное течение, а одна из тенденций во всякой философии ставить под сомнение либо отрицать детерминацию (материальную или духовную); эта тенденция обязательно, хотя и по-разному, сопряжена с противоположным стремлением осознать зависимость материальных и духовных явлений от каких-либо факторов. Вряд ли, скажем, следует безоговорочно причислять Юма или Канта к индетерминистам, что марксисты делают сплошь и рядом, поскольку Юм обосновывает веру в причинность устойчивыми привычками людей, а Кант - безусловной и врожденной способностью творческого воображения. В то же время с идеалистической точки зрения отрицание материалистами телеологии также есть своеобразная тенденция индетерминизма.

В истории философии сложились три концепции детерминизма:

- объективно-идеалистическая (Платон, Аристотель, Плотин, Гегель и др.);

- субъективно-идеалистическая (Протагор, Беркли, Фихте, Кант и др.);

- материалистическая (Демокрит, Гоббс, Гольбах, Фейербах, Энгельс и др.).

В европейской истории материалистического детерминизма различают три периода:

- античный (Милетская школа, атомисты, учения Эмпедокла, Анаксагора и др.);

- механистический однозначный детерминизм XVII-XXIII вв. (Галилей, Ньютон, Гоббс, Лаплас и др.);

- вероятностный детерминизм XX в.

В отличие от лапласовского (жесткого) детерминизма вероятностный детерминизм учит, что причина не обязательно непосредственно вызывает свой эффект, она нелинейно действует через множество внутренних и внешних условий, зависит от истории прежних взаимодействий, а её необходимый характер проявляется в форме случайности.

В истории идеалистического детерминизма особых периодов не выделяют, хотя, например, метафизический детерминизм Платона явно отличается от диалектического детерминизма Гегеля. Заметную роль в объективно-идеалистическом детерминизме играет понятие предопределения.

Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые «породили» статистические закономерности. Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации - представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

Динамические и статистические закономерности - два класса закономерностей, различающиеся характером лежащих в их основе связей и зависимостей. Динамические законы характеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.

К динамическим законам относятся законы, выражающие причинно-следственные связи, функциональные отношения и т.п. Таковы, например, законы классической механики и открытый в химии закон сохранения вещества. Динамические законы проявляют себя во всех областях действительности, на всех уровнях организации материи.

Представления о динамических закономерностях являются исторически первыми. Они сформировались под воздействием развития классической физики и прежде всего - классической механики. Механика исходит из изучения законов движения отдельных, индивидуализированных макротел. Основной задачей ее является определение траектории движения макротел под воздействием сил. Весьма существенно, что эта траектория определяется единственным образом. Логическая структура механики легла в основу характеристики динамических закономерностей. Соответственно, в качестве определяющей черты класса динамических закономерностей рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответствующих представлений и теорий.

Статистические (вероятностные) законы - это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов.

Они позволяют с высокой точностью делать прогностические выводы о поведении больших совокупностей объектов, но не достигающие такой точности при прогнозе поведения отдельных ее элементов.

Статистические законы широко используются в изучении поведения квантово-механических объектов, биологических популяций, различных социальных групп и социальных явлений. К ним относят, например, законы демографии, законы экономической статистики и др.

Представления о статистических закономерностях сформировались во второй половине XIX в. в ходе становления классической статистической физики.

Развитие фундаментальных наук о природе со второй половины XIX века неотделимо от статистических закономерностей. К таким наукам, помимо статистической физики, относятся общая теория эволюции, генетика, квантовая теория, кибернетика (как общая теория управления и информации). Однако несмотря на силу и глубину воздействия статистического образа мышления на развитие современной науки, он все еще должным образом не ассимилирован современным мировоззрением. Широко распространены утверждения, что к статистическим представлениям мы вынуждены обращаться вследствие неполноты наших знаний об исследуемых объектах и системах. Во многом это обусловлено тем, что на природу статистических закономерностей смотрят с позиций концепции жесткой детерминации.

В своей практической деятельности человек использует как необходимые, так и случайные связи. В одних ситуациях он стремится к исключению случайностей, например, в ситуациях управления такими сложными объектами, как атомные электростанции, в системах слежения за полетом самолетов, ракет или спутников, в системах жизнеобеспечения государства и т. п. В других ситуациях он пытается расширить имеющееся пространство возможностей, чтобы обеспечить большую свободу выбора тому, кто будет принимать решение.

К специфическим чертам современной детерминистской установки может быть отнесено:

1. Признание объективного характера случайности в природе и обществе. Она не должна противопоставляться необходимости, так как они образуют неразрывное диалектическое единство.

2. Понятие «детерминизм» шире понятия «причинность», так как сюда включаются непричинные типы обусловливания. В качестве примера непричинного обусловливания можно указать на такие типы связей (или форм детерминации), как функциональная, системная и целевая детерминация. Надо сказать, что какой-то единой позиции по вопросу о видах детерминации нет ни среди философов, ни среди представителей частных наук.

3. Различные формы детерминации имеют разное значение на разных уровнях мирового бытия. Так, значение целевой детерминации возрастает от уровня к уровню, приобретая особое значение в человеческом бытии и в обществе. Функциональные и системные связи играют важную роль на уровне биологических систем.

4. Один и тот же тип связей по-разному проявляется на разных ступенях мирового бытия. Чем выше эта ступень, тем сложнее и опосредствованнее типы связей. Так, на уровне общественных процессов системная детерминация не может быть оторвана от многочисленных функциональных зависимостей, определяющих взаимодействие элементов в системе, а также от причинных и ценностно-целевых детерминант.

5. Причинные связи, как главные в мировом бытии, носят нелинейный (ветвящийся и вероятностный) характер и, рассмотренные в единстве с другими формами детерминации, требуют нелинейной – сценарной – логики научного мышления как современного варианта проявления диалектического мышления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем смысл проблемы бытия?

2. Что такое онтология? Каковы ее основные проблемы?

3. Каковы основные свойства бытия?

4. Какие виды (формы) бытия Вы знаете?

5. Каковы смысловые отношения между понятиями бытия, сущности, существования, реальности, мира?

6. В чем заключается различие между реальностью объективной и субъективной?

7. В чём различие между бытием и небытием?

8. В чем суть монистических и плюралистических концепций бытия?

9. В чём отличие понимания бытия Парменидом и Гегелем?

10. Как соотносятся понятия «бытие» и «субстанция»?

11. В чем заключается сущность «онтологического поворота» в философии XX в.?

12. Каковы основные черты учения о материи в марксизме?

13. В чём особенность философского определения материи, и каково место категории «материя» в истории философии?

14. Как соотносятся обыденное, естественнонаучное и философское представления о материи?

15. Что такое движение как основной атрибут материи?

16. Назовите основные формы движения материи.

17. Как соотносятся между собой формы движения материи?

18. Может ли существовать материя без движения и движение без материи?

19. Как движение связано с покоем и какое явление абсолютно – «движение» или «покой»?

20. Что понимают под пространством в философии, каковы его основные свойства и в чём их сущность?

21. Что понимали под временем в истории философской мысли, и каковы его основные свойства?

22. Какие концепции пространства и времени Вы знаете? В чем сущность каждой из них?

23. Какие изменения внесли теория относительности и квантовая механика в понимание пространства и времени?

24. Что такое развитие? Какие формы развития Вы можете назвать?

25. Какие значения имел термин «диалектика» в античной философии? Как понимается диалектика в современной философии?

26. Как связаны между собой объективная и субъективная диалектика?

27. Что такое «закон»? Какова роль законов диалектики в философии?

28. Назовите основные категории, принципы и законы диалектики?

29. Что описывают законы диалектики? Почему закон единства и борьбы противоположностей считается «ядром» диалектики?

30. Каково содержание закона диалектики о качественных и количественных изменениях?

31. Каково содержание закона диалектики «отрицание отрицания»?

32. Что такое категория? В чем состоит специфика философских категорий?

33. Какова роль законов и категорий диалектики в формировании философского мировоззрения личности?

34. Каковы альтернативные диалектике теории развития?

35. Каковы значения термина «метафизика»? Каковы разновидности метафизики? В чем разница между диалектическим и метафизическим мышлением?

36. Следует ли метафизическое понимание мира характеризовать как принципиально неверное или ограниченное?

37. Что такое «эмерджентизм»? В чем отличие эмерджентизма от диалектики?

Наши рекомендации