Научное познание. Методы эмпирич. и теоретич. исследования
Гносеологический статус научному методу как знанию о содержании и последовательности познавательных действий придает выполняемая методом регулятивная функция, поскольку это знание должно как минимум обеспечивать целенаправленность действий, во-вторых, его рефлексивная функция, раскрывающая основания предлагаемого в методе образа действий. Анализ структуры научного метода включает круг вопросов, связанных с выяснением количества и содержательных особенностей его системных элементов, а также специфики их связей. Всякая попытка осмыслить особенности метода как компонента познавательной деятельности должна быть связана с анализом научного метода в том виде, в каком он представлен в его конкретно-научных описаниях, т.е. непосредственно в рабочих вариантах, в живой ткани исследования. Каковы критерии научности метода?Наиболее общий критерий научности метода - воспроизводимость. Иногда его называют выполнимостью. Воспроизводимость метода — объективная возможность неоднократной реализации его предписаний. В методах эмпирического исследования этот принцип ориентирует познающего субъекта на осмысление объективной возможности осуществления предписываемых ими взаимодействий исследуемой реальности со средствами познания. Отражая онтологический аспект метода, критерий воспроизводимости позволяет отличать объективно обоснованные методы, чьи предписания и регламентации относятся к реально существующим объектам и их взаимодействиям (равно мысленным отражением реально существующих объектов и их взаимодействий), от нормативных построений, не имеющих объективно существующей сферы приложения в виде реальных предметных взаимодействий и их мысленных отражений. Воспроизводимость - это наиболее общий необходимый (но недостаточный) критерий не только научности, но и целесообразности, продуктивности и других характеристик, причем не только метода, но и всех видов нормативного знания (способов, приемов, алгоритмов, методик, методических руководств, программ и других).. Логическое обоснование обеспечивает целерациональность метода, т. е. его применимость для решения конкретной научной проблемы или класса однотипных проблем. Концептуальное обоснование гарантирует его объекторациональность (законосообразность), т. е. согласованность, соответствие содержания метода накопленному знанию, принятой научной картине мира и научно-мировоззренческим представлениям. Рациональная обоснованность метода - другой важнейший критерий его научности. Транзитивность метода в соответствии с изложенными представлениями о механизмах его преемственной связи с исходным и приращенным знанием представляет собой также важнейший критерий научности, точнее — это достаточный критерий научности метода.Воспроизводимость, рациональная обоснованность и транзитивность как критерии научности не исчерпывают всех характеристик научного метода. Осмысливая их, исследователь, работающий в конкретной области, руководствуется принципом прагматической достаточности, не претендуя на полный охват их содержания.
Какие типы методов исследования используются в научном познании?
В научном познании используются два типа методов исследования: общелогические методы (они присущи человеческому познанию в целом) - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др. Научные методы исследования, которые подразделяются на методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, измерение, описание, эксперимент) и методы теоретического уровня исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования). Анализ - процедура мысленного расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез - обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей признаков предмета в единое целое. Индукция - общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция - из общих посыпок следует частное заключение. Абстрагирование — отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Выделенные свойства и отношения обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции. Обобщение - прием мышления, устанавливающий общие свойства объектов. В процессе обобщения происходит переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» - «дерево» - «растение» — «живой организм»). Аналогия - такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование — изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Какие методы используются на эмпирическом уровне исследования?Наблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. Опосредуется теоретическим знанием, освещающим научный поиск, и имеет целенаправленный характер. Разновидности наблюдения: прямое (имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта); косвенное (восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется непосредственно органами чувств), опосредованное или приборное (с помощью технических средств). Описание- фиксация сведений об объектах средствами естественного или искусственного языка. Количеств. описание, осуществляющееся с помощью таблиц, графиков, возникают в результате измерительных процедур, и качественное, фиксирующее качественные характеристики объекта. Измерение- познавательную операцию, в результате которой получается численное значение измеряемых величин. Измерение - это процедура сравнения данной величины с другой величиной, принятой за эталон. Прямое измерение - эмпирическая процедура, фиксирующая соответствующую характеристику объекта. Косвенное наблюдение выстраивается на основе математических зависимостей, за счет использования закономерной связи величины, которая непосредственно недоступна, с другими величинами, функционально связанной с интересующей величиной. Эксперимент - целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных условиях путем их контролируемого изменения. Исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получения о нем соответствующих знаний. Используется в естественных, социально-гуманитарных науках.
Какие методы используются на теоретическом уровне исследования?Мысленный эксперимент— построение абстрактных объектов, теоретических образцов действительности и оперированости ими с целью изучения существенных характеристик действительности. Метод идеализации - разновидность абстрагирования, выделение одного из необходимых условий существования изучаемого объекта, в последующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму. Методом идеализации - «идеальный газ», «несжимаемая жидкость», «абсолютно упругое тело», в математике - «точка», «прямая». Метод формализации - в построении абстрактно-математических моделей, рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Гипотетико-дедуктивный метод-создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развито теоретическое знание сверху по отношению к эмпирическим данным. Гипотетическая система дедуктивно разворачивается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в чем и заключается сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории. Метод математической гипотезы, когда исследователь вначале стремиться отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, найти интерпретацию уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области.