Философское учение о развитии
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие не следует понимать как развитие всей материи в целом, оно связано только с конкретными материальными или духовными системами. О развитии "материи в целом" можно говорить,подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся систем. Развитие -это направленное, необратимое, качественное изменение системы.
Необходимо различать понятия "развитие" и "прогресс" При всей близости они не являются тождественными. Развитие всегда приводит к появлению нового качества, но оно не обязательно сложнее или совершеннее старого. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития. Если же оно уступает старому, то налицо регрессивная тенденция. Реальный процесс развития, как и всякий диалектический процесс, по своей сути противоречив. Развитие - это единство прогресса и регресса. Восходящей ветви в развитии одних форм соответствует нисходящая ветвь в развитии других форм. Ф. Энгельс по этому поводу писал: "Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях".
Диалектика есть учение о связи и развитии. Но что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное многообразие окружающего нас мира, целесообразность живой природы, происхождение человека и прогресс человеческого общества? На этот вопрос отвечает закон единства и борьбы противоположностей, впер-вые сформулированный Гегелем. Этот закон раскрывает сущность, внутренний источник, т. е. самую глубокую основу любого развития, отвечает на вопрос: почему оно вообще имеет место. В законе единства и борьбы противоположностей зафиксирован фундаментальный вывод истории человеческого познания о том, что развитие есть необходимое следствие, результат борьбы противоположных сил и тенденций, внутренне присущих явлениям материального мира.
Содержание данного закона раскрывается с помощью понятий различия, противоположности и противоречия. Всем вещам и явлениям действительности внутренне присущи тождество и различие. В процессе развития различия порождают противоположности. Противоположности - это отличающиеся друг от друга стороны определенного объекта, которые имеют единую сущность и поэтому являются тождественными. Маркс определяет противоположности как высшую ступень развития различий одной сущности. Противоположности порождают противоречия тогда, когда они действуют не в одном направлении, а в разных, когда они находятся в отношении взаимоисключения. Противоречия - это форма взаимодействия противоположностей. Диалектическое противоречие - это такое отношение между элементами, сторонами объекта, когда они отрицают, исключают и вместе с тем взаимно предполагают и проникают друг в друга.
Следует различать противоречия диалектические и формально-логические. К первым относятся противоречия самого объективного мира, ко вторым - противоречия, возникающие в процессе мышления в силу нарушения его законов. Метафизики признают только логические противоречия, они отрицают объективные противоречия, полагая, что вещи не могут содержать в себе противоречий. Верхом бессмыслицы считал положение о внутренней противоречивости вещей Е. Дюринг. Отвечая ему, Энгельс в работе "Анти-Дюринг" писал: "Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельное™, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия". Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно - в другом. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия и есть именно движение. Любая вещь внутренне противоречива уже потому, что в процессе изменения она остается сама собой и в то же время становится иной, являясь единством тождества и различия.
Закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим, но проявляется специфически в разных областях. В качестве важнейшего противоречия, присущего неорганическому миру, является противоречие прерывности и непрерывности, которое характеризует внутреннюю структуру материи. Современная физика констатирует, что материя обладает двойственной природой, представляя волны и корпускулы одновременно, что в основе всей материи, - как вещества, так и ноля - лежит единство противоположностей. Фундаментальными противоречиями органического мира является взаимодействие противоположностей ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости. Очень ярко закон единства и борьбы противоположностей проявляется в общественной жизни. Известно, что борьба классов является движущей силой развития всех антагонистических формаций. Но имеются противоречия, присущие любому общественному строю Это противоречие между природой и обществом, между производством и потреблением, между производительными силами и производственными отношениями.
Закон единства и борьбы противоположностей является и законом познания. Противоречия, возникающие в ходе познания, являются его движущей силой Вся история развития науки осуществляется через борьбу между новыми знаниями, гипотезамии устаревшими положениями, через борьбу противоположных и противоборствующих теоретических концепций. Сама философия развивалась в непрерывной борьбе таких противоположностей, как материализм и идеализм, диалектика и метафизика. При этом было бы неверно думать, что история умственного развития человечества, полная противоречий и борьбы противоположных идей - это продукт случайного заблуждения той или иной стороны Напротив, борьба противоположных концепций является той внутренней силой, которая не дает научному знанию застаиваться, а заставляет его непрерывно развиваться, совершенствоваться. Эта борьба вызывает напряжение, заостряет работу мысли и в конечном тогеспособствует общему умственному прогрессу.
Другим важнейшим законом диалектики, раскрывающим механизм любого развития, и отвечающим на вопрос как оно происходит, является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно этому закону, развитие есть бесконечный ряд сменяющихся качественных состояний, осуществляющихся на основе количественных изменений. Данный закон выражает взаимодействие двух всеобщих сторон действительности, отражаемых категориями количества и качества.
Качество— это внутренняя определенность вещи, тождественная с её бытием. Вещь перестает быть тем, что она есть и переходит в свою противоположность, когда теряет качество. Качество является очень важной характеристикой вещи, но для полной её характеристики необходимо выявить и её количественные данные.
Количество- это совокупность однородных элементов, единиц данного качества. Количество выражается в величине, числе, объеме, площади, интенсивности, уровне и т.д. Каждое качество обладает определенными количественными значениями, эти значения могут быть различными, однако при этом они не должны выходить за определенные рамки, границы. Тот интервал, внутри которого целостность данной вещи не нарушается, представляет собой меру этой вещи. Мерой называется то единство количества и качества, в рамках которого сохраняется качественная определенность вещи. Категория меры была одной из основных уже у мыслителей древности. Гесиод учил: меру во всем соблюдай, и дела свои вовремя делай. По словам Демокрита, если переходишь меру, то самое приятное становятся самым неприятным. Итак, количественные изменения не приводят к качественным лишь до определенного момента, пределы которого различны для различных предметов и называются границами меры. Когда такой момент наступает, то даже малейшие дальнейшие изменения могут привести к образованию нового качества. Переход от старого качества к новому всегда связан со скачком или прерывом постепенности в развитии. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качества к другому. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Зависимость количественных изменений от качественных ярко проявляется в развитии общественно-экономических формаций. Каждая более высокая формация, представляя новое качество, характеризуется и более быстрыми темпами развития. То же самое можно сказать и о развитии научного знания, где каждая качественно новая теория объясняет более глубоко более широкий круг явлений
Развитие характеризуется не только внутренним источником и механизмом, но и направлением. Закон отрицания отрицанияхарактеризует направление развития, его форму и результат. Важнейшую роль в раскрытии содержания закона отрицания отрицания играет понятие "отрицание". Отрицание всеобще, оно совершается тогда, когда вещь или некоторые её стороны превращаются в свою противоположность. Смена старого новым и есть отрицание.
Метафизики, искажая процесс развития, рассматривают отрицание как простое отбрасывание, полное уничтожение, происходящее в результате действия каких-то внешних сил. Но такое отрицание исключает всякую преемственность и возможность дальнейшего развития. Не такое отрицание характерно для диалектической концепции развития, а "отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием положительного". Диалектическое отрицание это, во-первых, самоотрицание, т.е. оно совершается на основе взаимодействия внутренних сил отрицаемого явления, а во-вторых, оно характеризуется преемственностью, является моментом связи нового со старым. В ходе диалектического отрицания старое не просто уничтожается и заменяется новым, в нем отрицается то, что отжило свой век, что не соответствует новым условиям. Напротив, все положительное в нем сохраняется и развивается дальше в новом, возникшем на основе отрицания старого.
Метафизики понимают развитиелибо как бесконечное повторение одного и того же, как движение по замкнутому кругу, либо как движение по прямой, по восходящей линии или как движение вспять. Но такой взгляд выхолащивает подлинную сущность развития. В.И. Ленин подчеркивал, что повторение в развитии, конечно, имеет место, но это не главное в развитии. Во-первых, это "как бы повторение", а не полный возврат к старому, а, во-вторых, повторение "иначе, на более высокой базе ". Диалектика такова, что новое, неповторимое возникает путем кругооборота, путем определенного повторения, как бы возврата к старому. Таким образом, диалектическая концепция развития является "снятием" обеих метафизических противоположностей и представляет развитие как движение по спирали. Спиралевидная форма поступательного движения противостоит как движению по замкнутому кругу с его вечным возвратом к исходной точке, так и движению по прямой.
Спиралевидная форма движения проявляется в том, что развитие материи идет не по одному какому-либо пути, а по бесконечному множеству направлений. Этим в конечном итоге и объясняется бесконечное многообразие форм существования материи. Так, развитие органического мира пошло но сотням тысяч направлений, давшим все богатство растительного и животного царств, поражающих нас многообразием своих форм. История человеческого общества также дает гигантский разброс человеческих культур с их неповторимыми судьбами.
Закон отрицания отрицания является и законом познания. Человеческий ум не может отразить мир сразу во всей его бесконечной сложности. Познание сосредотачивается сначала на одной стороне предмета, потом - на другой, т.е. движение мысли идет обычно от одной крайности (односторонности) к другой, а всесторонней охват предмета осуществляется лишь в конечном итоге. Количество отрицаний, через которые происходит возврат к якобы старому, может быть самым различным, оно зависит от специфической природы отрицаемых явлений, а результат развития синтезирует в себе целый ряд предшествующих разрешенных противоречий, а не одно из них.
Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разработал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой систему понятий. Понятия частных наук отражают специфику тех объектов, которые они изучают, поэтому понятия одних наук, как правило, не применимы в других науках. Философские понятия, отражающие всеобщие стороны действительности, используются во всех науках. Философские категории- это понятия, которые отражают всеобщие явления, свойства и отношения действительности.
Первая попытка классификации категорий была осуществлена Аристотелем. Аристотельрассматривает категории как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности.Но аристотелевская классификация, включавшая десять категорий, основывалась на формально-логических принципах, была не полной и застывшей. Большой вклад в развитие учения о категориях внес Гегель. Но он представил категории как самостоятельные сущности, порождающие друг друга и определяющие все свойства окружающего мира. Сам процесс развития бытия у Гегеля есть не что иное, как саморазвитие абсолютной идеи, процесс саморазвития философских понятий Гегель, как и весь объективный идеализм в целом, рассматривает категории как объективно существующие реальности, независимые ни от природы, ни от человеческого сознания
Представители субъективного идеализма, напротив, подчеркивают субъективность философских понятий, их зависимость от субъекта. В этом они правы. Но субъективные идеалисты абсолютизируют эту субъективность, поскольку отрицают объективное содержание философских категорий.
Философия диалектического материализма признает объективностьсодержания философских понятий, их независимость от субъекта, но в гоже время указывает на их субъективность. Содержание философских категорий объективно, но сами понятия возникают и существуют только в сознании субъекта. Категории философии являются итогом познания, обобщением опыта развития научного знания и практики всей предшествующей истории человечества. Концентрируя громадный опыт исторического развития познания, они имеют большую методологическую ценность. В отличие от понятий частных наук, философские категории пронизывают собой всю ткань научного познания, все области знания, представляют собой "ступеньки" проникновения мышления в сущность вещей. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования у него способности теоретического мышления. Через законы и категории философии индивиду передается аккумулированный в них тысячелетний опыт развития человеческого мышления.