Практическое занятие 1. Русская революция в поэтическом освещении А. Блока и А. Белого
Структура занятия:
1. Религиозные мотивы в поэме А. Блока. Соотношение с Евангелием.
2. Новые герои о Святой Руси и воцерковлённой России. Тема смерти и милосердия.
3. Любовная история в поэме (любовный треугольник).
4. Ритмы и мелодии, краски и слова, их художественная изобразительность и символические значения.
5. Пророческое предчувствие Блоком русской истории ХХ века.
6. Мотив воскресения в поэме Андрея Белого. Роль натуралистических образов и деталей. Патетические обобщения.
Литературак практическому занятию1.
Поэмы А. Блока «Двенадцать», А. Белого «Христос воскрес» Лирика поэтов о России и революции.
Статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», «Владимир Соловьёв и наши дни»,
М. Волошина «Поэзия и революция» (Волошин М.А. Россия распятая. – М., 1992),
М. Цветаевой «Пленный дух».
Алексеева Л.Ф. Пророчество о ХХ веке в поэзии Александра Блока // Литература в школе. – 2006. – № 5. – С. 7–14.
Бердяев Н.А. В защиту А. Блока // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т.2. – М, 1994.
Смола О.П. «Чёрный вечер, белый снег…». Творческая история и судьба поэмы Блока «Двенадцать». – М., 1993.
Юрьева З.О. Творческий космос Андрея Белого.– СПб., 2000.
Методические рекомендации к пр. з. 1:
При подготовке к практическому занятию важно понимать общественно-политическую обстановку в России, в которой имели место Гражданская война, ломка прежних идеалов, на уровне настроений доминировала скорбь об утратах и разрушении страны. Необходимо уловить различие взглядов и принципов, мировоззрений и убеждений. Исследование предложенных текстов должно сопровождаться выпиской основных положений из статей поэтов, цитированием, сравнением, обобщением.
Практическое занятие 2. Поэтическое осмысление русской и мировой истории в творчестве М.А. Волошина.
Роль философии Владимира Соловьёва для формирования мировоззрения поэта. Книги лирики «Стихотворения 1900–1910 («Годы странствий»). «Selva oscura» (Тёмный лес), 14. Софиологические образы и идеи. Стихи о войне в книге «Anno Mundi Ardentis 1915». Композиция и внутренний сюжет. Книга лирики «Иверни», 18. «Киммерийские» циклы стихов.
Структура занятия:
1. Лирико-публицистическое истолкование революции и войны в творчестве М. Волошина. Стихотворения «Русская революция», «Гражданская война».
2. Революция как жертвенность и духовное преображение в огне исторических испытаний: «Готовность», «На дне преисподней».
3. История России как исток ее мятежного духа (поэма «Россия»).
4. Волошин о единстве национальной и сверхвременной культуры. Поэма «Северо-восток», стихотворение «Владимирская Богоматерь».
5. Всемирный процесс исторических заблуждений и авторская надежда на покаяние и пресуществление.
Литература к практическому занятию 2.
Купченко В.П. Жизнь Максимилиана Волшина. – СПб., 2000.
Пинаев С. Максимилиан Волошин. – М., 2006.
Методические рекомендации к пр. з. 2:
При подготовке к практическому занятию важно понимать общественно-политическую обстановку в России, в которой имели место Гражданская война, ломка прежних идеалов, на уровне настроений доминировала скорбь об утратах и разрушении страны. Необходимо уловить различие взглядов и принципов, мировоззрений и убеждений. Исследование предложенных текстов должно сопровождаться выпиской основных положений из статей Волошина, цитированием, сравнением, обобщением.
Практическое занятие 3. Поэзия Н.С. Гумилева.
Книги стихов «Костер», 18.«Фарфоровый павильон», 18. Сб. «Шатер», 21. Сборник стихов «Огненный столп», 21.
Структура занятия:
1. Лирико-философский мотив памяти («Детство», «Прапамять»).
2. Любовная лирика Гумилева.
3. Тема творчества в лирике и статьях Н.С. Гумилева, объединенных в книгу «Письма о русской поэзии».
4. Космические мотивы. Книги «Костер», «Огненный столп».
5. Россия в поэтическом освещении Гумилева.
Литература к практическому занятию 3.
Гумилев Н.С.: PRO ET CONTRA: Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб., 1995.
Лукницкая В. Н.С. Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л., 1990.
Оцуп Н.А. Океан времени. – СПб., 1994.
Полушин В.Л. Николай Гумилев: Жизнь расстрелянного поэта. – М.: Молодая гвардия, 2006. [ЖЗЛ].
Шелковников А.Ю. Интегральная поэтика Н.С. Гумилева. – М., 2004.
Методические рекомендации к пр. з. 3:
Подготовка к данному практическому занятию предполагает чтение и усвоение произведений Н.С. Гумилева, его статей, , а также ознакомление с книгой В.Н. Климчуковой и другими монографиями о поэте. Необходимо научиться анализировать созданные поэтом лирические характеры, своеобразие поэтики, стиховой техники.
Практическое занятие 4. Творчество А. Ахматовой.
1. Книги стихов «Белая стая», «Подорожник» и «Anno Domini». Отражение в лирике трагических событий революции.
2. Неопубликованная книга «Нечет».
3. Поэма «Реквием». «Поэма без героя». Концепция истории и вечности.
4. Лирическое освещение истории и личности. Трагедия женской судьбы. Религиозные переживания героини.
5. Цикл стихотворений «Ветер войны».
Литература к практическому занятию 4
Анна Ахматова: Pro et contra. – СПб., 2001.
Вербловская И.С. Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. – СПб., 2002.
Дементьев В.В. Предсказанные дни Анны Ахматовой: размышления о творческом пути. – М., 2004.
Бурдина С.В. Поэмы Анны Ахматовой: «Вечные образы» культуры и жанр. – Пермь, 2002.
Кралин М.М. Победившее смерть слово. – Томск, 2000.
Коваленко С.А. Анна Ахматова. – М.: Молодая гвардия, 2008. [ЖЗЛ].
Методические рекомендации к пр. з. 4:
На этом занятии необходимо чтение стихотворений Ахматовой наизусть, их деликатное и профессиональное комментирование.
Предполагается также умение дать концентрированную характеристику творческой личности поэта, выявить и определить суть его образной и ритмико-интонационной системы.
Практическое занятие 5. Лирико-философское освещение темы любви в поэзии В.В. Маяковского. Сатирические стихотворения и драматургия.
Структура занятия:
1. «Любовь – это сердце всего». Поэма «Про это». Своеобразие композиции. Художественное время. Образ лирического героя. Заблуждения и откровения автора.
2. Философская связь концепции любви у Маяковского с трудом В.С. Соловьева «Смысл любви». Художественное претворение идей вечной женственности и всеединства.
3. Лирика любви («Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»). Связь концепции любви с темой творчества. Отражение в стихах биографических реалий.
4. Образ лирического героя. Поэтика выражения гиперболического чувства.
5. Поэтика гротесковых и гиперболических образов в сатирических стихотворениях и драмах.
Литература к практическому занятию 5.
Поэмы В. Маяковского «Флейта-позвоночник», «Люблю» и «Про это». Стихотворения В.В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», Прозаседавшиеся», «Подлиза», «Сплетник», «Помпадур», драма «Баня».
Соловьев В.С. Смысл любви (любое издание).
Михайлов А.А. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского. – М., 1993.
Скорятин В.И. Тайна гибели Владимира Маяковского: Новая версия трагических событий, основанная на … находках в секретных архивах.– М., 1998.
Первая эмиграция о Маяковском (М. Осоргин, М. Слоним, Н.Оцуп) / Вступ. ст., публикация и комм. Л.А. Селезнёва и В.Н. Терёхиной // Литературное обозрение. – 1992. – № 3-4. – С. 33–45.
Кацис Л.Ф. Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. – М., 2000.
Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского. – М.; Иерусалим, 1997.
Методические рекомендации к пр.з.5.
Подготовка к данному практическому занятию предполагает усвоение важных вопросов: надо понять, почему в творчестве Маяковского соединились контрастно противоположные устремления: к обнаженному лиризму, высокой патетике и сатирическому осмеянию. Необходимо проявить умение анализировать разные точки зрения, высказанные по данной проблеме, попытаться понять сложную и противоречивую роль Маяковского в идеологической борьбе, происходившей в то время, специфику образной системы различных жанров в наследии поэта.
Практическое занятие 6. Поэмы С. Есенина 1920-х годов: «Страна негодяев», «Анна Снегина», «Чёрный человек».
Структура занятия:
1. Поэма «Страна негодяев». Авторское истолкование трагедии революции и гражданской войны в России. Противостояние России и Запада. Семантика заглавия. Кто такие «негодяи»? Расшифровка номограммы Номах. Возможности режиссерской постановки поэмы-драмы.
2. Традиции пушкинского романа в стихах в поэме С. Есенина «Анна Снегина». Мужской и женский образ русского человека в поэме. Авторский идеал. Мастерство пейзажа. Значение повторяющихся элементов в структуре произведения.
3. Поэма «Черный человек». Эпизация лирической исповеди. Традиции выражения двойственного восприятия мира и внутреннего мира души в русской литературе. Смысл «очернения» жизненно важных категорий. Пути выхода из кризиса. Интерпретации финала.
Литература к практическому занятию 6.
С.А. Есенин. «Страна негодяев», «Анна Снегина», «Чёрный человек», письма.
Журнал «Современное есениноведение». Рязань. № 1–6.
Занковская Л.В. Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы двадцатых годов XX века. М., 2002.
Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. М., 1997.
Лукьянов А. Сергей Есенин. Ростов-на-Дону, 2000.
Пашинина В.С. Неизвестный Есенин. Сыктывкар, 2000.
Сидорина Н. Златоглавый: Тайны жизни и гибели Сергея Есенина. М., 1995.
Солнцева Н. Сергей Есенин. М., 1997.
Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина. М., 2001.
Методические рекомендации к пр. з.6.
Подготовка к данному практическому занятию предполагает чтение и усвоение произведений С. Есенина крупных жанров, выделение концептуально значимых частей, монологов, их выразительное чтение (желательно наизусть), а также ознакомление с книгой Н.И. Шубниковой-Гусевой и другими монографиями о поэте. Необходимо научиться анализировать созданные поэтом характеры, пути проявления авторского начала в произведениях.
Практическое занятие 7. Поэзия М.И. Цветаевой. Портреты поэтов 1910–1930-х годов.
Структура занятия: Семинар.
1. Поэтическое творчество в лирическом освещении Цветаевой.
2. Образы Блока и Ахматовой в посвященных этим поэтам циклах стихотворений.
3. Цветаевская Москва.
4. Тема русской истории в лирике Цветаевой 1912–1922 годов.
Человек, история, высшая духовность в художественном осмыслении поэтов: Н. Гумилёв, В. Хлебников, М. Кузмин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Клюев, С. Клычков, П. Васильев, Д. Кедрин, И. Сельвинский,
Б. Пастернак, Н. Тихонов, Н. Асеев, Д. Хармс, А. Введенский.
Литература к практическому занятию 7.
Цветаева М.И. Письма к Анне Тесковой. – М., 2008.
Цветаева М.И. Об искусстве. – М., 1992.
Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи. – М., 2002.
Белкина М. И. Скрещение судеб. – М., 1992.
Саакянц А.А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-Феникс. – М., 2002.Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М., 1990.
Избранные имена. Русские поэты ХХ века: Учебн. пособие / Под ред. Н.М. Малыгиной. – М., 2006.
Б. Пастернак. Биография в письмах: «Чтоб не скучали расстоянья». – М., 2000.
Лотман М.Ю. Мандельштам и Пастернак. – Таллин,1996.
Пастернак Е. Борис Пастернак. Биография. М., 1997.
Азадовский К. Н. Клюев. Путь поэта. – Л., 1990.
Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. – Л., 1990.
Николай Клюев. Исследования и материалы. – М., 1997.
Богомолов Н.А., Малмстад Дж. Михаил Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха. –
М.: Новое литературное обозрение. Научн. приложение. – Вып. 5. 1995.
Методические рекомендации к пр. з.7.
На этом занятии необходимо чтение стихотворений М. Цветаевой наизусть, их деликатное и профессионально точное комментирование. Для интерпретации стихотворных образов и мотивов привлекаются статьи М. Цветаевой о поэтах-современниках и основах поэтического творчества: «Искусство при свете совести», «Поэт и время», «Пленный дух», «Герой труда» и др.
Предполагается также умение дать концентрированную характеристику творческой личности поэта, выявить и определить суть его образной и ритмико-интонационной системы. При распределении тем необходимо позаботиться о том, чтоб были представлены разные поэты, а у одного и того же поэта разные произведения. Сообщения студентов дополняются товарищами по группе и преподавателем. Преподаватель оценивает ответы студентов, аргументируя оценки.