Ъ. каким образом достигнуть еуегто
I. стремиться только к необходимому, избегать всего
ИЗЛИШНЕЮ
748. Стобей III, 1, 47•• Лучше всего для человека жить, испытав как можно больше радостей и как можно меньше огорчений. Этого можно достигнуть, если не видеть удовольствия в преходящем.
749. Демократ 68: Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток.
750. Стобей Ш, 18,35; Щ 6,65: Демокрит: У тех, которые испытывают радости от желудка, превысив меру в еде, питье или любовных утехах, эти радости незначительны и кратковременны, ибо длятся лишь то время, пока они едят или пьют. Напротив, огорчений у них много. Ибо они всегда желают одного и того же, а когда желаемое достигнуто, радость быстро проходит и нет ничего в этом хорошего, кроме краткого удовольствия, а затем снова возникает потребность в том же самом. Стобей Ш, 10,65: Его же То, чего требует тело, это всем доступно без муки и огорчений; того же, что вызывает муки и огорчения и печалит жизнь, — этого тело не желает, а [желает этого] дурно отточенный разум.
750а. Стобей III, 40,6: Демокрит Ячменная лепеш-
ка и соломенная подстилка — сладчайшие средства против голода и усталости. Антоний Мелисса 1£1: Демокрит: Богатство, соответствующее природе, состоит из хлеба, воды и одежды для тела. Излишнее же богатство связано со свойственной душе безмерностью желаний.
751. Стобей Ш, 5,27: Демокрит: Воздержанность увеличивает удовольствие и делает радость еще большей.
752. Стобей Ш, 3 7,25: У людей с уравновешенным характером и жизнь упорядочена.
753- Стобей Ш, 17,38; Ш, 6,60: Его же Если превысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным.
754. Демократ 35: Желать чрезмерного подобает ребенку, а не мужу.
755. Демократ 36: Неразумные наслаждения порождают огорчения.
756. Демократ 39: Не следует считать приятным ничего того, что не соответствует [душевному складу].
757. СтобейШ, 16,37;Ш,6,59:Демокрит:Радости доставляют наибольшее удовольствие, если они редки.
758. Стобей Ш, 5,25: Демокрит При умеренной пище ночь никогда не будет слишком длинной.
759. Стобей Ш, 5,26: Демокрит: Богатый стол доставляется судьбой, а умеренный — благоразумием.
759а. Максим. Общие места 27: Подобно тому как натирание хорошо не тем, что приятно или обильно, а тем, что полезно, так и нища хороша не тем, что приятна и обильна, а тем, что полезна.
760. СтобейШ, 16,19: Его же: Умеренность и голод в подходящее время полезны. В подходящее время полезны и траты. Определить это — задача разумного человека.
761. Стобей Ш, 4, 72: Когда оно, [животное], испытывает желание, оно знает, чего хочет, он же, [человек], желая, не знает [меры].
ii. о юм, что ощует сдерживать неумеренные душенные движения (гнев, отчаяние, уныние, страсть и т. д.)
762. Стпобей Ш, 20,56: Демокрит: Трудно бороться со страстью. Умение преодолеть ее — свойственно здравомыслящему человеку.
76 3. Стобей IV, 44,6 Т. Демокрит: Безудержное горе оцепеневшей души подавляй с помощью разума.
764. Стобей III, 7,21: Демокрит: Мужество уменьшает бедствия,
765. Стобей Ш, 4, 70: Забве!ihc собственных зол пс >рождает дерзость.
766. Демократ 8; Стобей IV, 34, 68. Демокрит: Очень важно сохранять во время несчастий правильный образ мыслей.
767. Демократ 37: Слишком сильные стремления к чему-либо одному делают душу слепой ко всему остальному.
768. Стобей IV, 34,69: Великодушие в том, чтобы кротко сносить обиду.
769. Стобей Ш, 38,46.11орядочный человек не придает :» мнения i шсмсшкам дурных людей.
770. Лтпонип Л It: >ии са 1,39,79: Поспешности и то-(мшлиш и т не Д| »1Ж1 к > быть в еде: это собачья повадка, ik >д< и uk >щцн с м >п(ч шсрю, чем человеку.
77<);i. lliipiDKi hint список 1169,л. 25: Не возомни о себе mlr око cp.rty же, как откажешься от какого-либо предстоящего удовольствия, ибо незаметно для самих себя мы часто оказываемся не одолевшими страсть, а скорее поддавшимися ей.
///. ПОСТОЯНСТВО В ТРУДЕ, НА СЧАСТЛИВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КОТОРОГО МЫ РАССЧИТЫВАЕМ
771. Стобей Ш, 29,88: Демокрит: Всякий труд приятнее бездеятельности, если люди получают или знают, что получат то, ради чего они трудятся. При неудаче же единственное средство — сознавать, что все в равной мере неприятно и тягостно.
772. Стобей Ш, 29,63; 83а: Добровольный труд
готовит к тому, чтобы легче переносить и вынуж* денный.
773- Стобей Ш, 29,64: Его же: Длительный труд становится в силу привычки более легким.
774. Стобей II, 31,66: Его же Прекрасное постипк ется путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда [=№ 35].
775- Стобей Ш, 29,67: Если постоянно откладывать дело, оно [никогда] не будет завершено. •
IV. ДУХОВНЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПРЕДПОЧИТАТЬ , { ТЕЛЕСНЫМ Г
776. Плутарх, фрагменты сочинения «О страсти и печали»: Спор тела с душой относительно страстей, по-видимому, очень древний. И Демокрит, приписывая злое начало душе, говорит: «Если бы тело привлекло душу к суду за боль и муки, которые оно претерпело за всю жизнь, и сам он выступил бы арбитром в этом споре, то с удовольствием осудил бы душу за то, что она, с одной стороны, погубила тело отсутствием заботы, ослабила его попойками, с другой — развратила и подорвала любовью к наслаждениям; он обвинил бы душу, подобно тому как обвинил бы владельца орудия или инструмента, который привел его в негодное состояние своим дурным обращением». Плутарх. Советы о сохранении здоровья 24:... они оскорбляют других, завидуют им, рьяно спорят, стремятся к пустым и бесплодным почестям. Я думаю, что к этим людям лучше всего подходят слова Демокрита, что, если бы тело привлекло к суду душу, она не была бы оправдана.
77ба. Плутарх. Какие страдания сильнее — духовные или телесные? 2: Так вот скажем себе, о человек, что тело многие болезни и страдания претерпевает от своей собственной природы и, кроме того, получает извне. Если бы ты открыл себя изнутри, то, по словам Демокрита, нашел бы многообразное и многострадальное хранилище и склад несчастий; они не притекают извне, а имеют как бы местные и автохтонные источники, вытекающие из злой си-
лы, заключающейся в обильных и разнообразных страстях. Ср. Диоген из Эноанды, фр. 1, стлб. I—II: У Демокрита спор [тела с душой]... причем приводимые им доводы тела против души не являются убедительными. Тело обвиняет душу в том, что она неподобающим образом изнуряет и терзает его и увлекает без необходимости на действия; тело стремится к небольшому и легко достигаемому, и душа, вкушая это вместе с ним, счастлива; душа же стремится к большому, трудно достижимому, что к тому же ничуть не полезно природе и влечет за собой опасности.
777. Стобей II, 7,3: Как счастье, так и несчастье [заложены] в душе.
778. Демократ Ц: Телесная красота животна, если за пей нет ума.
779- Климент. Наставник. 1,6: Согласно Демокриту, медицина исцеляет болезни тела, душу же от страданий освобождает мудрость. Ср. Парижский список 11б9,л. 95: Демокрит: Ласточки возвещают нам ясную погоду, мудрые речи — отсутствие печалей.
780. Стобей II, 7,3, [после № 777]: Счастье заключено не в стадах и не в золоте: душа — местопребывание гения [счастья].
781. Демократ 6: Не в рабах и не в деньгах счастье людей, а в рассудительности и правильном мышлении.
782. Демократ 3: Тот, кто предпочитает духовные блага, тот избирает божественное; тот, кто предпочитает телесные [блага], тот избирает человеческое.
783- Стобей IV, 29, 18: Хорошая порода животных определяется их телесной силой, благородство людей — хорошим духовным складом.
784. Стобей Ш, 1, 27: Демокрит: Людям следует большее значение придавать надлежащему состоянию души, чем тела. Ибо совершенная душа выправляет дурные стороны тела, телесная же сила без разума ни в чем не может усовершенствовать душу.
785. Климент. Строматы II, 129: В самом деле,
перипатетик Лик говорил, что целью души является подлинная радость, как Левкипп — радость от прекрасного.
786. Стобей III, 5, 22: Демокрит: Следует стремиться не ко всякой радости, а к той, которая связана с прекрасным.
787. Стобей III, 5, 23: Правомерная страсть — благородно стремиться к прекрасному.
788. Стобей III, 2,46: Демокрит: Большую радость вызывает созерцание прекрасного, [заключенного]
в вещах.
.-)
V. без всякою принуждения, свободно предпочитать <
СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЫСШЕЕ S • НАСЛАЖДЕНИЕ НАХОДИТЬ В САМОМ СЕБЕ :
789. Стобей III, I, 95: Воздерживаться от проступков не в силу страха, а из чувства долга.
790. Плутарх. О преуспевших в добродетели 10: Человек, который доволен собой, себя не презирает, а радуется и любит себя за то, что он одновременно и свидетель, и созерцатель прекрасного; это показывает, что разум уже питается и пускает корни внутри него самого и, согласно Демокриту, он приучается получать удовольствия от самого себя.