Вопрос 3. Основные направления эллинистической и древнеримской философии
Со смертью Александра Македонского, случившейся за год до смерти Аристотеля, начинается эпоха эллинизма: созданная Александром огромная империя от Испании до Индии распадается на несколько государств, которые возглавили его сподвижники. При этом греческое (эллинское) культурное влияние охватывает все средиземноморье, почему эпоха и получила название эпохи эллинизма. Как для эллинистической, так и для римской философии характерны следующие особенности:
1. приоритет этической проблематики, отход на второй план проблем онтологии, гносеологии, логики, натурфилософии;
2. не столько творение новых оригинальных идей, сколько разработка старых, созданных в классический период;
3. необычайный расцвет наук, окончательно отделившихся от философии.
С одной стороны, в течение этого продолжительного периода продолжали существовать школы Платона и Аристотеля. С другой стороны, появились и оригинальные эллинистические школы, среди которых отметим эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.
Эпикур (341-270 до н.э.) был последователем Демокрита, поддерживая его материализм и атеизм, создал в Афинах собственную философскую школу – Сад. Оригинальность Эпикура заключается в его этике, главный принцип которой гласит: «Наслаждение – высшее благо».
Основателем античного скептицизма считается Пиррон из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.), главная идея которого заключалась в признании произвольности любых человеческих суждений о вещах. Из этой идеи вытекало требование воздерживаться от каких-либо суждений вообще (т. н. эпохе) и пребывать в состоянии атараксии (безмятежности, равнодушия) и апатии (бесчувственности, отсутствия страстей).
Предшественниками стоиков были киники (от греч. kynos – собака), основателем этой школы был Антисфен (450 - 360 до н.э.) – один из учеников Сократа, а наиболее известным представителем – Диоген Синопский (410 - 320 до н.э.), прославившийся тем, что жил в бочке. От слова «киник» произошло наше слово «циник». Киники рассматривали философию не как теорию, а как образ жизни. «Добродетель, -- настаивал Антисфен, -- состоит в делах и не нуждается ни в многословии, ни в науках». Киники проповедовали невежество, бедность, полагали, что нет никаких моральных норм, которые обязательны для исполнения.
Основателем стоицизма – самой влиятельной школы на просторах Римской империи – был Зенон из Китиона (334 - 262 до н.э.), ученик киника Кратета. Однако наиболее известны римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. И хотя стоики внесли заметный вклад в логику и физику, главной целью их изысканий была этика. Идеал стоиков – мудрец, безропотно и мужественно переносящий все удары неподвластной нам судьбы. Для стоиков внешний мир – это мир несвободы, опасный и непредсказуемый, в нашей власти только наш собственный внутренний мир, в котором мы сами себе хозяева. Поэтому если нельзя изменить мир, то можно изменить свое отношение к происходящему в мире.
В целом, эллинистическая и древнеримская философия проникнута нарастающим ощущением пессимизма, ожиданием конца великой эпохи.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Как для эллинистической, так и для римской философии характерны следующие особенности: во-первых, приоритет этической проблематики и отход на второй план проблем онтологии, гносеологии, логики, натурфилософии; во-вторых, ориентация не столько на творение новых оригинальных идей, сколько разработка старых, созданных в классический период; и, наконец, в-третьих, необычайный расцвет наук, окончательно отделившихся от философии.
2. Неоплатонизм и стоицизм, пессимистично смотревшие на разрушающуюся Римскую цивилизацию, проповедовавшие внутреннею независимость, уход в себя вплоть до мистического слияния с Богом или Единым, впоследствии оказались востребованы зародившимся христианством и внесли огромный вклад в формирование средневековой христианской философии.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 30-42, 218-222.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 93-115.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 43-47, 126-128, 285, 420-423.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.10-13, 184-193, 271-276, 303; 317-319. Ч.2. С. 8-9, 87-91, 144-146, 232-235, 407-419.
Дополнительная литература:
5. Аристотель. Сочинения. В 4-х тт. М., 1978 – 1984.
6. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
7. Богомолов В.С. Античная философия. М., 1983.
8. История философии (Россия – Запад – Восток). М., 1995, 1996. Кн. 1.
9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
10. Платон Сочинения. В 4-х тт. М., 1990 – 1995.
11. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х т. СПб., 1994 -- 1996. Т.1.
12. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.