Тема 8. Онтология и философия природы
Семинар 8.1: Философское учение о бытии
Цель занятия:
осмысление основных философских проблем и концепций онтологии.
План
1. Понятие бытия и его основные формы.
2. Основные онтологические концепции.
3. Онтологические проблемы современной науки.
4. Онтологические проблемы религиозной философии и метафизики.
Темы докладов
Проблема бытия в античной философии.
Проблема бытия в древней восточной философии.
Философские разновидности материализма.
Философские разновидности идеализма.
Дуалистическая онтология Декарта.
Онтология «ничто» в буддийской философии и современной науке.
Проблема физической реальности в современной науке.
Методические рекомендации
По первому вопросу. Объясните философский смысл понятий бытия и небытия. Почему они являются центральными в философском осмыслении мира? Какую роль сыграла проблема поиска первоначала бытия в становлении философского знания в Индии, Китае и Греции? Проанализируйте два альтернативных подхода к пониманию бытия: бытие как неизменность (Парменид) и бытие как изменчивость (Гераклит). Можно ли сказать, что один из этих подходов является истинным, а другой ложным? Объясните основные формы бытия: природное, социальное, духовное бытие, виртуальное. Примите во внимание условность выделения этих форм (единство бытия как такового). Дайте обоснование специфики социального, психического и виртуального бытия. Почему бытие объективное (физическое) и психическое (духовное) являются различными онтологическими реальностями? Можно ли считать виртуальное бытие (компьютерное киберпространство) особой формой бытия, созданной в результате научно-технической деятельности человека?
По второму вопросу. Проанализируйте основные онтологические концепции (материализм, идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, онтология «ничто» и др.). Обратите внимание на связь онтологического понимания мироздания и проблемы субстанции (первоначала или сущности бытия). Объясните специфику материализма и идеализма как основных альтернативных концепций бытия. Приведите примеры их разновидностей. Дайте характеристику основных онтологических представлений о количественном аспекте проблемы субстанции: субстанциальный монизм, дуализм, плюрализм. Проанализируйте попытки синтеза противоположных онтологических концепций в философии пантеизма (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Б. Спиноза) или нейтрального (универсального) монизма (теософия, Н. Рерих, Б. Рассел). Объясните философский смысл религиозных и научных концепций онтологии «ничто» (буддизм, христианский креационизм, теория физического вакуума). Как решается в этих концепциях проблема соотношения бытия и небытия?
По третьему вопросу. Проведите философский анализ онтологических проблем современной физики, космологии, информатики, психологии: многомерность микрочастиц, многомерные (параллельные) реальности Космоса, проблема существования скрытой (черной) материи, физический мир как структурированное пустое пространство (теория супер-струн и М-теория), Большой взрыв и возникновение Вселенной из состояния вакуумной сингулярности (вакуумной точки), виртуальная (компьютерная) реальность как новое бытие человеческого сознания, специфика и законы психической реальности, сон и смерть как погружение в психическую реальность бытия.
По четвертому вопросу. Проведите философский анализ традиционных проблем религиозной онтологии и философской метафизики: соотношение духовного и материального бытия, Бог как источник бытия, сотворение бытия из «ничего» (креационизм), многомерность бытия в философии индуизма, буддизма и теософии, онтология Мира идей (Платон), диалектическая онтология абсолютного идеализма (Гегель), физическое и духовное бытие человека.
Семинар 8.2: Философское учение о природе
Цель занятия:
осмысление специфики и основных проблем философии природы.
План
1. Понятие природы и представления о ней в истории философии.
2. Дух, материя, жизнь, сознание как атрибуты природного бытия.
3. Движение и развитие в природе.
4. Философские проблемы пространства и времени.
Темы докладов
Природа и Космос в философии даосизма.
Природа в античной философии.
Философские учения о духе и материи.
Онтологические концепции сознания.
Диалектика античных мыслителей.
Диалектические идеи и законы Г. Гегеля.
Реляционная концепция пространства-времени.
Методические рекомендации
По первому вопросу. Дайте определение природы. Охарактеризуйте основные атрибуты природного бытия: субстанциальность, многомерность, движение, развитие, жизнь, сознание и др. Проведите анализ философских представлений о природе в различные периоды истории: Древний мир, Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время. Обратите внимание на связь между пониманием природы и основаниями мировоззрения (религиозными, метафизическими, научными). Установите культурно-философские истоки современного экологического кризиса. Почему идея о «покорении Природы» человеком может привести земную цивилизацию к самоуничтожению? Объясните практический смысл мировоззренческого тезиса о «гармоничном сотрудничестве с Природой».
По второму вопросу. Проведите философский анализ наиболее важных атрибутов природного бытия (материя, сознание, жизнь). Покажите специфику представлений о духе и материи в истории философии. В чем заключается онтологическое отличие духа и материи с точки зрения религиозной философии и науки? Установите, как изменялся философский смысл понятия «материя» в истории философии. Объясните основные физические формы существования материи (вещество, поле, пространство, время). Рассмотрите основные философские концепции сознания (материалистические, идеалистические, дуалистические, пантеистические, функциональные). Как в них решаются проблемы: онтологической сущности сознания, его возникновения, соотношения сознания и физического тела? Проанализируйте философское понимание жизни как природного феномена. Приведите альтернативные определения жизни. Чем отличаются религиозные и научные представления о феномене жизни? Объясните смысл концепции гилозоизма. Как решается проблема возникновения жизни в современной науке?
По третьему вопросу. Определите понятие «движение». Обратите внимание на отличие представлений о движении в философии и обыденном сознании. Проиллюстрируйте на примерах основные разновидности движения. Дайте определение развития и укажите его основные разновидности по направленности и характеру. Приведите примеры в природной и социальной действительности. Объясните философский смысл понятия «диалектика». Покажите формирование диалектики в истории философии (китайская диалектика противоположных начал инь и ян, греческая диалектика Гераклита и Сократа, средневековая диалектика, диалектика Н. Кузанского, диалектика Г. Гегеля). Что является всеобщим источником развития? Как соотносятся диалектика и метафизика в качестве универсальных методов познания?
По четвертому вопросу. Охарактеризуйте особенности представлений о пространстве и времени в различные эпохи. Дайте характеристику субстанциальному и реляционному подходам к пониманию и интерпретации пространства и времени. Какой подход доминировал в механистической научной картине мира XVII в.? Какой подход доминирует в современной научной картине мира? Проанализируйте роль теории относительности А. Эйнштейна в обосновании реляционной концепции пространства и времени. Почему теория относительности кардинально изменила научное мировоззрение в понимании пространства и времени? Объясните смысл понятия «пространственно-временной континуум». Проанализируйте связь между материей, пространством и временем. Приведите наиболее важные философские и физические следствия из теории относительности, касающиеся понимания пространства и времени. Опишите специфику современных представлений о пространстве и времени. Какие научные теории обосновывают возникновение физической природы из пустого пространства (вакуума)? С точки зрения постнеклассической научной картины мира Вселенная является бесконечной, но пространственно замкнутой. Возможно ли такое? Как решается проблема «возникновения времени» и «завершения времени» бытия Вселенной в современной космологии? Объясните философский смысл концепций многомерности пространства и времени.