Тема 3. Уникальность и основные этапы античной философии
Цель семинарского знятия: Рассмотреть философские поиски монистического начала мира, а также определить сущность фразы: «Познай самого себя».
Основные понятия:автаркия апония апория аскеза атараксия атом Благо Бог гармония Демиург диалектика душа идея космология космос космоцентризм логос парадокс первоначало познание рациональное скептицизм созерцание субстанция теология универсум физика чувственное
хаос эйдос эклектика эпохe.
План семинара
1. Предпосылки формирования и периодизация философии античного периода.
2. Основные философские проблемы ранней греческой философии: Милетская, Пифагорейская, Элейская школы.
3. Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.
4. ≪Золотой век≫ античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
5. Основные направления в философии поздней античности: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.
В ходе темы необходимо понять, что поиски сущности, основы мира формировали философию античного периода, как проблему разрешение противоречия между старым мифологическим, мировоззренческим знанием и новым философским, положительным, наивно-научным. Выявить два начала в основе сущности мира в античной философии, а также два метода познания: гностический и эпистемологический.
Выявить, почему в гносеологии философии максима: «познай самого себя» закономерно воспроизводится в историко-философском аспекте на последующих этапах развития философии, как она переосмысливается и как вызывает все более глубокое осознание противоположности человеческого существования и реального бытия?
Понять, что в античной философии преобладало познание человека как «микрокосма» в «макрокосме». Космос мог рассматриваться не только с натуралистических, материалистических позиций, но и с этических, нравственных, видящих сущность, основу мира в качестве «Добра».
Тесты, вопросы, проблемные задания.
Тесты:
1. Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?
а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия);
б) атомы – мельчайшие неделимые частицы;
в) атомы делимы до бесконечности;
г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.
2. Какая черта была наиболее характерна для античной философии?
а) теоцентризм; б) пантеизм; в) космологизм; г) эмпиризм.
3. Поиском первоосновы бытия, «праматерии», из которой произошло все сущее, в античной философии занимались…
а) Парменид, Платон, Аристотель;
б) Сократ, Протагор, Горгий;
в) Демокрит, Левкипп, Эпикур;
г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.
4.В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?
а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;
б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель;
в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;
г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.
5. Взгляды каких философов наиболее сходны между собой в понимании структуры бытия?
а) Сократа и Парменида; б) Демокрита и Левкиппа;
в) Платона и Аристотеля; г) Фалеса и Протагора.
6. Кому принадлежит высказывание: „Платон мне друг, но истина дороже”?
А) Канту б) Аристотелю в) Марку Аврелию г) Сократу
7. Назовите основу мироздания, согласно учению Демокрита:
А) душа б) атом в) вода г) земля.
8. Философия Сократа преимущественно является:
А) космологией б)гносеологией в)аксиологией г)антропологией
9. Назовите представителя школы стоицизма:
А Сократ б. Платон в. Маркс Аврелий г. Эпикур
10. Выделите главную черту античной философии:
А. Теоцентризм б. космоцентризм в. антропоцентризм г.монизм
11. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассуждения?
А. Пифагор б. Зенон в. Сократ г. Платон.
12. «Чем больше я знаю, тем больше я не знаю». Автор:
А. Гераклит б. Сократ в. Фалес г. Аристотель
Вопросы к курсу:
1. Как Аристотель аргументировал свое несогласие с платоновским разделением мира на «мир идей» и «мир теней»?
2. Что представляет собой космоцетризм в античной философии?
3. Прокомментируйте фразу Сократа: ≪Добродетель и истина – одно≫.
4 Каким античным мыслителям, перечисленным во втором столбце таблицы, принадлежат высказывания, приведенные в первом столбце?
Человек– мера всех вещей | Фалес |
Все течет, все изменяется | Сократ |
Все тела состоят из атомов | Платон |
Я знаю, что ничего не знаю | Пифагор |
Человек – общественное (политическое) животное | Протагор |
Движения нет, поскольку оно невыразимо в понятиях | Эпикур |
Вещи – тени идей | Демокрит |
Все есть число | Парменид |
Естественные и необходимые удовольствия – высшее благо | Гераклит |
Все произошло из вещества, обладающего свойствами воды | Аристотель |
5. Чем известна элейская школа? Чьими именами она представлена? Почему элеаты считали движение иллюзией? Назовите основные апории Зенона. Какова была логика Зенона, и что именно он пытался доказать?
6. Какие составляющие диалектического метода Сократа?
7. В чем заключается теория идей Платона? Привести примеры идей.
Какие принципы лежат в основе философии Платона?
8. Охарактеризовать основные составляющие учения Аристотеля (учение о материи и форме; логику, первую универсальную физико-космологическую систему мира; этику).
9. Какова специфика философии поздней античности?
10. Назовите основные достижения творчества Аристотеля.«Платон мне друг, но истина дороже», - сказал когда-то Аристотель. Что он имел в виду? С чем в учении Платона Аристотель был не согласен?
Проблемные вопросы и задания:
1. Что, по мнению А.Ф. Лосева, навсегда осталось основной проблемой всей античной философии?
2. «Духовная Европа имеет местом рождения Древнюю Грецию», – сказал немецкий философ Э. Гуссерль. То же мнение выразил К. Маркс: «Греки навсегда останутся нашими учителями». Почему и как повлияла античная культура на формирование европейской цивилизации? Найдите «следы» ее влияния в области искусства, философии, науки, права, политики.
3. Древнегреческий философ Гераклит считал, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Ученик Гераклита Кратил утверждал, что и один раз нельзя войти в одну и ту же реку. Пока человек входит в реку, рассуждал Кратил, она уже изменилась и стала иной.
Кто прав? Аргументируйте свой ответ.
4. Существует легенда, согласно которой к Зенону, учившему, что движения на самом деле нет, это всего лишь иллюзия, пришел ученик. Желая доказать учителю обратное, ученик нашел остроумный аргумент – он просто стал ходить перед Зеноном. Легенда имеет продолжение: Зенон побил палкой ученика за то, что тот так и не понял главного в рассуждениях учителя – «Очевидность не может быть доказательством!». По этому поводу А.С. Пушкин написал стихотворение «Движение» (1825):
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Раскройте смысл апорий Зенона. Объясните, почему в полемике учителя и ученика прав был именно учитель. Что должен был понять ученик? И, кстати, при чем тут Галилей?
5. О какой идее Платона Марк Аврелий сказал: ≪Платон прав…≫?
6. В чем отличие древнегреческого образа философской мысли от восточного?
7. Древнегреческий философ Гераклит утверждал, что мышление – великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней целесообразно.
Поясните высказывание мыслителя.
8. Древнегреческий мыслитель Аристотель утверждал, что не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии. Дайте анализ этого высказывания.
9. Согласно Платону мудрый человек – тот, что познает истину и добивается бессмертия. «В род богов никому не разрешено попасть, если он не занимается философией», – говорил Платон. Почему для обретения бессмертия необходимы именно занятия философией? Как это связано с учением Платона о человеке, его душе и теле?
10. Этика Аристотеля – этика добродетели, а добродетель для него – это «золотая середина» между крайностями, между полярными человеческими качествами (пороками), одно из которых – чрезмерность, другое – недостаточность. «Как в страстях, так и в поступках пороки преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка. Добродетель же умеет находить середину и ее избирает», - считал Аристотель. Например, чувство юмора – середина между шутовством и дикарством (нелюдимостью). Попробуйте дополнить список добродетелей:
а) середина трусости и безрассудной отваги - ...;
б) середина скупости и расточительности -...;
в) середина кичливости и приниженности -...;
г) середина зависти и злорадства -...;
д) середина бесстыдства и стеснительности -...;
е) середина притворства и хвастовства – …;
ж) середина своенравия и подхалимства – …
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа. 2006. – 400 с.
2. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.
3. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.
4. Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
5. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.
6. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней / Б. Рассел. – М.: Академический проект, 2006. – 1008 с.
Дополнительный
1. Егоров, А.С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма / А.С. Егоров // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 97 – 106.
Источники
1. Кесиди, Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 91 – 97.
2. Щюре, Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий / Э. Щюре; пер с ит. Ф.С. Быковская. Совместное канадское предприятие СП «Книга-Принтшоп». – Калуга: Типография Губернской земской Управы, 1914. – 419 с.