Исторические типы мировоззрения
Исторические типы мировоззрения. Чтобы понять особенность философии как мировоззрения, надо рассмотреть все исторические типы мировоззрения, которые складывались на разных этапах развития человечества. И прежде чем приступать к рассмотрению данных типов, сначала надо определиться с понятием мировоззрения.
Мировоззрение представляет собой одну из форм отражения действительности в сознании человека. Его отличительная особенность состоит в том, что оно отражает действительность в ее целостности. Объективный мир уже с самого начала отражается человеком сквозь призму общественных отношений, преломляется через жизненные цели и интересы человека. От типа мировоззрения зависит, каким мир открывается человеку. В этом плане мировоззрение является способом освоения мира, потому что в мировоззрении он предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека. Иными словами, мировоззрение представляет собой не просто совокупность обобщенных взглядов на мир — оно является общественной формой самосознания человека, складывающейся из теоретического и духовно-практического способов освоения мира. На основе мировоззрения вырабатываются ценностные установки, определяется выбор целей и средств жизнедеятельности человека.
Мифологическое мировоззрение. Мифология — это своеобразное видение мира особый тип духовно-практического отношения к действительности, в котором реальное сливается с фантастическим. Основу мифологического мировоззрения составляют представления. В образной форме в них запечатлено своеобразное видение мира. Мифологическое сознание ничего сверхъестественного в себе не содержит и поэтому в нем нет веры в ее религиозном понимании. Религиозная вера предполагает какую-либо противоположность того, кто верит, и того, во что верят. Мифологическое мировоззрение не содержит в себе такое противопоставление. В нем нет в чистом виде как веры, так и знания. Мифологическая форма освоения мира иррациональна но своему содержанию. В этой иррациональности объекты мира настолько очевидны и достоверны для человека, что он не столько верит в их фантастические свойства, сколько отождествляет себя с ними.
Особым историческим типом данное мировоззрение делает его миро преобразующая функция. Мифология является исторически первым способом духовно-практического освоения, «очеловечения мира». В мифе природа и общество предстают как преобразованные человеком в его воображении. Мечты и надежды человека направлены на покорение сил природы и явлений общественной жизни. Посредством мифологического способа освоения мира очеловечиваются силы природы. Природа персонифицируется по образу и подобию структуры родового строя.
Религиозное мировоззрение. Как известно, определяющим признаком религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное. Противопоставление естественного и сверхъестественного происходит на основе различения обычного хода событий и необычного для человека (чудесного). Таким образом, чудо выступает как атрибут действия сверхъестественных сил. Разложение мифологического мировоззрения обусловило наделение родовых культов, «родовых богов» свойствами сверхъестественных сил и поклонение им как сверхъестественным силам. Религиозное поклонение— это упование (надежда) на чудо. Там, где человек бессилен, он уповает на помощь богов.
Первоначальные формы религии еще не содержали в себе идеи «спасения». Важнейшей идеей религиозного мировоззрения является идея божественных сил как духовных, идея господства духовного над телесным. Сверхъестественное в них отождествляется с духовным. Фундаментальной идеей мировых религий, которую не знали мифологические религии, является идея равенства всех людей перед богом. На этой основе возникает идея освобождения от гнета и страдания, т. е. появляется идея спасения. Характерной чертой религиозного мировоззрения является приобщение человека к тем формам общности и деятельности, которые обеспечивают приобщение. к будущему освобождению от несчастий и страдании. На этой основе формируется религиозная идея спасителя, мессии. Перед ним все равны — все являются рабами божьими. В свою очередь, равенство перед богом признается в границах только данной веры, данной религии. Идея спасения, достижения «царства божьего» путем приобщения к определенным формам культовой деятельности выдвигает на передний план роль страдания, терпения как способов действия, заставляет обращаться к церкви как посреднику между человеком и его будущим.
Обыденное мировоззрение. Под обыденным мировоззрением следует понимать процесс спонтанного духовно-практического освоения действительности в рамках повседневной жизнедеятельности. Его содержание образуют эмпирические знания, которые еще не получили должной теоретической обработки, и основанные на опыте жизни представления. Основой формирования обыденного мировоззрения является опыт Знание о мире человек приобретает в повседневной практической деятельности и черпает его из традиций, обычаев, социальных привычек и всего того, что можно взять из многообразного опыта масс. Специфическими компонентами обыденного мировоззрения следует считать нормы морали, представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.
В обыденном сознании сосуществуют наивный реализм с религиозными моментами и искажением объективного мира в форме суеверий. В нем мирно уживаются рациональное и иррациональное. Обыденное мировоззрение отражает общественные отношения такими, какими они кажутся человеку в повседневной жизни. Поэтому в обыденном мировосприятии существенное и несущественное объединены в одно целое. Вместе с тем обыденное мировоззрение позволяет людям более или менее успешно действовать стихийно в соответствии со своими непосредственными личными интересами. В этом случае его действия обусловлены здравым смыслом. «Здравый смысл» — это выражение приобретенных в повседневной практической деятельности знаний людей об окружающем мире и об общественных отношениях. Но вместе с тем, как заметил Гегель, «здравый смысл» есть «такой способ мысли какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени».
Научное мировоззрение. Главная особенность научного мировоззрения состоит в том, что оно отвлекается от всего непосредственно личного и старается воссоздать реальную картину мира. По своей предельной широте она представляет собой мировоззренческую абстракцию, создаваемую теоретическим естествознанием. Но, в то же время, в этой картине мира научное мировоззрение находит способ выхода к самой природе как целостности.
Научное мировоззрение есть прежде всего система знаний. В ее создании огромное значение имеют поиски доказательств, убедительных аргументов, стремление к строгости, простоте, совершенству самой системы. Научное мировоззрение отличается от предшествующих исторических типов мировоззрения тем, что в них имеющиеся знания могут не приводиться в единую систему, оставаясь частными, фрагментарными, могут не основываться на четко обозначенных принципах. При всем этом научное мировоззрение не недооценивает практические знания. Такие объективные знания, подтвержденные длительным коллективным опытом людей, научное мировоззрение вбирает в себя как «истины практики». Без их накопления было бы невозможно открыть истины науки. Учитывая, что и вне науки существуют систематизированные знания, в которых есть свои исходные основания и имеются выводимые из них следствия, то следует уяснить, что научное знание отличает содержание принципов, на которых основываются эти системы. Главное отличие принципов научного мировоззрения от догм религии в том, что принципы в науке принимаются только тогда, когда обосновывающая их система доказательств подтверждается практикой. Что же касается первооснов религии, то это догматы, в которые при всех обстоятельствах требуется верить. Существенно и то, что принципы, законы, понятия научного мировоззрения отражают объективную реальность, тогда как религиозное мировоззрение строится вокруг вымышленных сущностей (бог, откровение и т. д.).
Философия как мировоззрение. Философия как форма общественного сознания была вызвана к жизни настоятельной потребностью в теоретическом осмыслении и решении проблем, стержнем которых является «человек — мир человека». Она была призвана теоретически обосновать ответы на вопросы о сущности человека, о «предельных основаниях» его отношения к миру, о вечности перехода от мира бытия к миру духа и обратно. Специфика философии как мировоззрения в сравнении с другими историческими типами состоит в том, что она теоретически обосновывает возможность познания и целенаправленного преобразования мира, формулирует идеалы жизнедеятельности человека, дает ответ на вопрос о смысле жизни, а это в конечном итоге означает, что она дает человеку мировоззренческие установки и мировоззренческие ориентиры, служащие исходными духовными основаниями и принципами его жизнедеятельности.
Благодаря своему теоретическому характеру философия существенно отличается от стихийно сложившихся форм массового сознания и мировосприятия. В отличие от обыденного мировоззрения философия, как и наука, возникает из познавательного отношения человека к миру. Поскольку философия всегда ставила перед собой задачу дать истинное, соответствующее действительности знание, она не отличалась от науки и в этом отношении выступала как ее своеобразная отрасль. В свою очередь и наука в определенных своих частях первоначально развивалась как отрасль философии, выходила из ее лона. Однако путь философии к выработке объективно истинного знания значительно сложнее, противоречивее и в общем более длителен, чем путь в науке. Причина этого кроется в особенностях философского познания, которое определяется особенностями его объекта.