Позитивизм в истории методологической мысли

Одним из зачинателей позитивизма являетсяКлод Анри Сен-Симон(1760 – 1825 гг.) – французский мыслитель, методолог, автор сочинений «О преобра­зо­вании европейского общества», «Промышленность, или Политические, мо­ральные и философские рассуждения», «Новое христианство». Сен-Симон свя­зывал общественный прогресс с развитием позитивной науки. Лишь наука и технологии, по Сен-Симону, смогут решить острые социальные проблемы. Он определяет основные принципы позитивистского метода, выдвигает идею о том, что родообразование должно покоиться на точном наблюдении фактов и их генерализации. Представления Сен-Симона о методологии исследования концентрируются в понятии «наблюдаемая координация фактов».

Основателем позитивизма принято считатьОгюста Конта(1798-1857 гг.) – французского философа, методолога, ученика Сен-Симона, изложившего ос­новные позиции позитивизма в 6-томном труде «Дух позитивной филосо­фии». Позитивная философия, в видении Конта, это здоровая философия, кото­рая из­гоняет все неразрешимые метафизические вопросы и концентрирует внимание на проблемах методологии науки. Философия, таким образом, пре­вращается в логику отдельных наук, призванную выполнять функцию система­тизации, упо­рядочивания, кодификации научных выводов. Значение понятия «позитивный» для Конта многогранно, позитивное знание – это знание реаль­ное, полезное, точное, положительное (созидательное), оно противостоит вне­научному химе­рическому, негодному, сомнительному, отрицательному (раз­рушительному) знанию. Задача позитивного метода - обнаружение законов, по которым совер­шаются умственные операции. Конт формулирует два основных закона, пред­ставляющихся ему универсальными.

Закон трех стадий интеллектуального развития гласит: каждая отрасль человеческих знаний проходит три различные теоретические состояния: теоло­гическое или фиктивное (религиозные объяснительные конструкции); метафи­зическое или отвлеченное (сущностные объяснительные конструкции); научное или позитивное. Таким образом, три стадии интеллектуального развития – это три метода мышления.

Закон постоянного подчинения воображения наблюдению, квалифици­рующий наблюдение как универсальный метод получения знаний. Закон по­стоянного подчинения воображения наблюдению, в видении Конта, помогает освободиться от догматических напластований, встать на твердую почву фак­тов. Научное знание по своему характеру, как полагает Конт, является феноме­нальным и описательным.

Идеи позитивизма развиваетДжон Стюарт Милль (1806 –1873 гг.) - анг­лийский философ, методолог, автор труда «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона». Милль рассматривал позитивизм как вариант феноменологии. Он полагал, что исследователь познает лишь феномены, при этом знание о фено­менах носит относительный, но не абсолютный характер. Сущности факта, по мнению Милля непостижимы, исследователю открыты лишь отношения после­довательности или сходства фактов. Постоянные сходства, связывающие явле­ния между собой и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называется законами этих явлений. В работе «Система логики» Милль рассматривает индуктивистскую логику как общую методологию науки. Он выделяет четыре метода опытного исследования: метод сходства, метод разницы, метод остатков и метод сопутствующих изменений.

Одним из зачинателей второго позитивизма являетсяЭрнст Мах(1838-1916 гг.) – австрийский физик, физиолог, психолог, лидер махизма как разновид­ности научного релятивизма, автор работ «Механика. Историко-критический очерк ее развития», «Анализ ощущений и отношение физического к психиче­скому», «Познание и заблуждение», «Научно-популярные лекции».

Основу учения Маха составляет теория «экономии мышления» и идеал «чисто описательной науки». Исходное положение махизма – утверждение о том, что представления о мире основаны на ощущениях. Ощущения квалифи­цируются как материал для исследования и строительные блоки реального мира.Таким образом,Мах смещает акцент с рассмотрения материи отражаю­щейся разумом, к разуму, организующему ощущения или перцепции материи.

Мах формулирует принцип экономии мышления, согласно которому идеал экономичного и органичного взаимного приспособления совместимых между собой суждений, принадлежащих к одной области достигнут, когда уда­ется отыскать наименьшее число наипростейших независимых суждений, из которых все остальные могут быть получены как логические следствия. Прин­цип экономии мышления объясняется изначальной биологической потребно­стью организма в самосохранении и вытекает из необходимости приспособле­ния организма к окружающей среде. Наука рассматривается Махом как форма приспособления человека к окружающей среде. Ученый полагает, что в целях экономии мышления не следует тратить силы на объяснения, достаточно опи­сания. Основная задача науки, в видении Маха заключается в том, чтобы опи­сывать факты чувственного восприятия, т.е. ощущения, к которым приспосаб­ливается мысль. При этом исследовать законы связи между ощущениями должна психология; открывать законы связи между ощущениями – физика; разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями – психофи­зика. Адаптация мыслей к фактам, по Маху, есть наблюдение, а взаимная адап­тация мыслей друг к другу - теория. В развитой науке, как полагает Мах, объ­яснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть отброшена. Устранить объяснения, значит, освобо­диться от опасности пуститься в метафизику, т.к. объяснение отвлекает ученого от наблюдений. Паразитическим элементом науки Мах считал также понятие причинности, которое он предлагает заменить понятием функциональной зави­симости. Мах призывает стремиться к понятиям, которые не выходят за пре­делы опыта.

Задача науки, в репрезентации Маха, заключается в том, чтобы искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимосвязи. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит мышление. Мах считает, что познание и заблуждение имеют один и тот же психологический источник, в основе всякого психического приспособления лежит ассоциация. Ассоциации приобретаются индивидуальным опытом. Не­благоприятная ситуация может направить наше внимание на несущественное и поддержать ассоциации, не соответствующие фактам и вводящие в заблужде­ние.

Идеи конвенционализма формулируетЖюль Анри Пуанкаре(1854-1912 гг.)-французский математик, физик и методолог, автор работ: «Наука и гипотеза», «Ценность науки», «Наука и метод». Пуанкаре создает теорию умеренного конвенционализма. Сторонником радикального конвенционализма был Эдуард Леруа, полагающий, что факты конструирует ученый посредством выдвигае­мых им категорий, следовательно, все теории конвенциональны. Пуанкаре от­вергает точку зрения Леруа, он утверждает, что ученый не создает факт – в ка­честве грубого материала факты существуют независимо от ученого, ученый лишь превращает эти грубые факты в научные. Пуанкаре выдвигает тезис: го­лые факты не репрезентабельны, нужна теория. Теория провозглашалась ус­ловно принятым положением, конвенцией - соглашением, которое необходимо для наиболее удобного описания соответствующих явлений. Так, например, геометрические аксиомы ученый рассматривает не как синтетические априор­ные суждения и не как экспериментальные факты, но как языковые соглашения - дефиниции. Ценность научной теории, в его видении, определяется лишь удобством и целесообразностью ее применения. Следовательно, научная объ­ективность сводится к общезначимости, интерсубъективности. Пуанкаре на­стаивает на значимости гипотез, любое обобщение, в его видении, есть гипо­теза.

Юридический позитивизм

Юридический позитивизм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке и составившая теоретическую платформу школы юридического пози­тивизма, представителями которой были Дж. Остин, К. Бергбом, А. Эсмен, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов и др. Юридический позитивизм сформировалась в результате восприятия его создателями идей позитивной философии О. Конта.

Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юриди­ческий позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Право рассматривается пред­ставителями юридического позитивизма как приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

В качествепредметаисследования юридический позитивизм полагает существующее позитивное право. Суть позитивистского подхода в понимании права выражается в утверждении «закон есть закон».

Этот подход характеризуется негативным отношением к любым умозри­тельным концепциям права, создатели которых утверждают, что помимо ре­ально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним мас­сива законодательства существует некое идеальное право и связанное с ним идеальное государство. Подобный негативизм юридический позитивизм рас­пространяет на концепции естественных и неотчуждаемых прав человека, а также на концепцию «духа народа» как источника права. Острие своей кри­тики, таким образом, он направляет на историческую школу права и юснатура­лизм. Сущность права признается юридическим позитивизмом непознаваемой, он концентрирует внимание на существовании права в его фактологически данной конкретике. Таким образом, предметом исследования позитивизма вы­ступают существующие правовые нормы, акты и.т.д. В результате право пред­стает как относительно определенная и легко обозреваемая совокупность пра­вил (норм), принципов и типологических делений.

Позитивистский метод изучения права опирается на формально-логиче­ское исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Эмпирическое познание права осуществляется на ос­нове чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Юридический позити­визм в качестве эталона знания выдвигает принципы ясности, строгости, оче­видности. Задача юридической науки, в видении представителей юридического позитивизма, заключается в упорядочении всего массива непрерывно изме­няющегося и разрастающегося законодательства.

Предшественником юридического позитивизма по праву может быть на­зван английский правовед Иеремия Бентам (1748 -1832 гг.), выдвинувший идею, согласно которой предметом юридических исследований должно быть не абст­рактное, отвлеченное естественное право, но реально существующее, законода­тельно оформленное право.

Основателем школы юридического позитивизма является английский правовед Джон Остин (1790–1859 гг.), который в 20-х гг. XIX в. возглавил пер­вую кафедру юриспруденции в Лондонском университете, став первым про­фессором права этого университета.

Правовые взгляды Остина нашли отражение в работе «Определение предмета юриспруденции», а также в посмертно опубликованном труде «Лек­ции о юриспруденции, или философии позитивного закона». Остин испытал влияния утилитаризма И. Бентама и Дж. Ст. Милля.

По убеждению Остина, право, выступающее предметом юридической науки – это право, «установленное политически господствующим для полити­чески подчиненного». Это право он называет позитивным правом. По мнению Остина, источником права является суверенная власть, при этом залогом нор­мального функционирования права выступает привычка большинства к пови­новению этой власти. В его видении, суверен является воплощением всевласт­ного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, или «прави­лом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, обеспеченный санкцией, в представлении Остина, есть правовая норма. Следовательно, норма получает юридический характер лишь при условии, что кто-то, обла­дающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоя­нии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы. Право, в представлении Остина, является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в государственных санкциях и принуждении. Элементами права, в его видении, являются правила или нормы, в которых находят выражение при­казы суверена.

Остин разделяет этику, оперирующую моральными категориями, науку о законотворчестве, оперирующую понятиями должного в праве и собственно науку о праве – юриспруденцию, изучающую позитивное право. Он негативно относится к теории естественного права. Ученый полагает, что юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, законами природы. Остин утверждает, что право должно быть обособлено от морали, поскольку предметом юриспруденции является позитивное право – не зависимо от того, хорошее это право или плохое. Оценки этого рода, по его мнению, удел этики или законоведения, но отнюдь не правоведения. Разумеется, Остин не занимает позицию аморализма, он лишь считает, что вопрос о приведении сущего в соот­ветствии с должным выносится за рамки юридической науки в сферу этики.

Таким образом, в творчестве Остина нашли претворение методологиче­ские принципы позитивизма, в частности на первый план были выдвинуты эм­пирические особенности права - право как факт. Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе исключительно юридических крите­риев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-полити­ческих его характеристик.

Остин является классическим представителем юридического позити­визма, его учение оказало серьезное влияние на мировую юриспруденцию.

Наиболее глубокое обоснование юридический позитивизм получил в ра­боте немецкого юриста Карла Бергбома (1849 – 1927 гг.) «Юриспруденция и фи­лософия права». Подобно Остину, Бергбом является противником «метаюри­дических» принципов и идей, вносимых в юриспруденцию доктри­нами, кото­рые пытаются исследовать не реальное, а идеальное право. К числу таких док­трин Бергбом относит теорию естественного права, учение о «народ­ном духе» исторической школы права.

Бергбом утверждает, что наука должна изучать, а не оценивать право; она призвана иметь дело с реальными предметами, которые необходимо исследо­вать посредством опыта; ее задача - заниматься только объективно сущест­вующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства.

Единственно реальное право, по убеждению Бергбома, лишь то, которое выражено в законе. Он полагал, что право, действительно функционирующее по принципу «закон есть закон», составляет основу отношений между людьми в любом строе отношений. «Сущность любого права,– писал Бергбом,– состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя». Норма, в его видении, есть альфа и омега права, его начало и конец, за преде­лами закона нет никакого другого права. Именно действующее, позитивное право, в представлении Бергбома, способно обеспечить порядок, гармонию и безопасность в государстве. Что касается естественного права, то оно, в виде­нии Бергбома, представляет собой нечто фиктивное, поэтому его нельзя рас­сматривать как явление правового порядка.

Одним из видных представителей юридического позитивизма в России является Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912 гг.), правовые воззрения которого нашли воплощение в работах «Учебник русского гражданского права», «Общая теория права».

Право, в видении Шершеневича, есть правила общежития, поддерживае­мые государственной властью, соответственно, обязательная сила норм права имеет всегда одно основание - веление государственной власти. Государствен­ная власть, в таком контексте, выступает не только как источник права и осно­вание его общеобязательности, но и как институт, располагающийся над пра­вом и правом не ограниченный. Приоритет государства в отношении права, в видении Шершеневича, не является основанием полагать, что право целиком и полностью исходит от государства. Государственная власть может предоста­вить вырабатывать содержание права кому-либо другому и лишь скрепляет его своей санкцией. Это касается и норм обычного права, которые создаются в своем со­держании независимо от государственной власти, но юридическую обязатель­ность приобретают только по воле государственной власти. Таким образом, методологической основой учения Шершеневича выступает позитивизм, который конкретизируется как принцип юридического формализма.

К числу сторонников юридического позитивизма можно отнести россий­ского правоведа Николая Михайловича Коркунова (1853 -1904 гг.), автора работ: «Государственное право (теория)», «Сравнительный очерк государственного права иностранных держав», «Русское государственное право», «Указ и закон» и др.

Коркунов утверждал, что переворот, совершенный позитивизмом в фи­лософии, открывает новый этап в познании права. Исследователь предприни­мает попытку экстраполяции принципов позитивизма в сферу правоведения. Он констатирует, что непосредственному наблюдению в праве доступны от­дельные законы и отдельные юридические сделки. Соединить эти отдельные элементы, в целостное представление о праве, по мнению Коркунова, можно только при помощи научного синтеза. В прошлом эту идею пытались вопло­тить при помощи таких дисциплин как: энциклопедия права, в рамках которой соединялся весь фактический материал в единую систему; а также философия права, в рамках которой дедуктивно выстраивалось целостное учение о праве. Однако эти дисциплины, в видении Коркунова, себя исчерпали. Для достиже­ния такого рода синтеза необходима особая наука, которая бы соединила весь накопленный фактологический материал и давала целостное представление оп­раве. Такой особой наукой является позитивизм, которыйпредставляет собой весьма эффективный и широко востребованный метод юридических исследований.

В начале XX века позитивистское направление в юриспруденции заняло господствующие позиции Можно констати­ровать, что в современной российской юриспруденции позитивизм является лидирую­щим подходом, вытесняющим формационный подход в понимании и изучении права.

Однако помимо классического позитивизма появля­ются новые его модификации, в частности, юридический неопозитивизм.

Наши рекомендации