Для студентов ii курса всех факультетов
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ РостГМУ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Составитель
Нач. уч. части кафедры
истории и философии
В.А.Мерклин
1. Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения и их результативные составляющие. Философия как выражение мудрости в рациональных формах.. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистенциально-личностного начала. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитарной, естественнонаучной и практической подготовки врачей. Зависимость менталитета и ценностных ориентации медиков от специфики и уровня философской культуры. Возрастающая роль философии в формировании теоретико-методологических основ медицины.
2. Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Исторические основания для возникновения философии как нового способа мышления. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования.
3. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности - диалектика, метафизика, герменевтика.
4. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.
5. Специфика философского знания и его функции. Философские начала или общие принципы познания мира, общества и человека. Философское самоопределение человеческого разума. Антропософский путь познания. Философия как духовная квинтэссенция своего времени.
6. Определение философии, ее интеллектуальная уникальность. Роль философии в системе исторических форм культуры: своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Рациональное знание и внерациональная мудрость, объективное содержание и субъективный (человеческий) смысл как два измерения философии.
7. Понятийно-логическая и интуитивно-образная формы философии. Философия как размышление о бытии человечества и человека, его личности и свободе, средство возвышения духовности. Незавершенность, открытость философских истин как выражение "внутренней" конституции человека, неисчерпаемости мира. Плюрализм философских систем и школ. Философское исследование Вселенной, общества, человека.
8. Развитие человека, культуры и философии как единый процесс. Философия, конкретные науки и медицина. Взаимосвязь философии, идеологии и политики. Выживание человечества - главная проблема современной философии. Философские альтернативы развития человечества в третьем тысячелетии.
9. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия как сотворение и постижение глубинных смыслов бытия. Философия как форма поиска новых ценностей человечества. Прошлое, настоящее и футуристические прогнозы. Перспективы развития медицины в XXI веке, ее гуманистических идеалов.
10. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм школы вайшешика. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.
11. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях. "Средний путь" человека в китайском натурализме. Китайская медицина.
12. Самодостаточный Космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Греческая мысль и учения Востока. Истоки и сопиокультурные основания греческой мысли.
13. Первые греческие мыслители. "Единое и многое" как основная проблема греческой философии. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты и софистика.
14. Классическая греческая философия. Сократ и сократические школы. Философия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
15. Философские идеи в античном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление.
16. Теоцентризм средневековой духовной культуры. Место человека как раба божьего в мире. Формирование средневековой философии. Философия средневековья - размышления в вере. Вера как разум сердца. Статус философии и ее особенности в христианстве. Превращение философии в богословие.
17. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский - вершина схоластики. Фома о вере и разуме.
18. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Особенности арабской философии средневековья.Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс) - виднейшие философы средневековья. Божественное озарение и человеческое познание.
19. Первые естественнонаучные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схоластической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина.
20. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи Возрождения. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения. Достижения возрожденческой науки и искусства. Гуманизм как ценностная ориентация новой философии Ренессанса. Леонардо да Винчи - духовный наставник новой культуры.
21. Новое естествознание - натурфилософия эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник и парадигма гелиоцентризма. Смысл зарождающейся научной революции. Иоганн Кеплер, Галилео Галилей.
22. Исаак Ньютон и философские основания современной науки. Новая мировоззренческая проблематика в философии. Начало эпохи рассудочного мышления. Рационализм и социальный прогресс. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.
23. Исторические условия и духовные факторы зарождения эпохи разума и просвещения. Новая концепция о человеке как "светильнике разума". Рациоцентризм эпохи научной революции. Формирование нового типа знания - научно-технического. Соединение математики с естествознанием и медициной. Мировоззренческие аспекты новой науки.
24. Естественнонаучные предпосылки философии Нового времени. Крупнейшие метафизические построения эпохи. Ключевые проблемы философии Нового времени - онтология, гносеология, методология. Учения о субстанции. Философия и метод познания.
25. Фрэнсис Бэкон о естественной философии. Разработка индуктивного метода. Рене Декарт - ученый и философ. Философское обоснование дедуктивного метода.Субъективно-объективная парадигма Декарта. Смысл декартовского: "Cogito ergo sum". Наука и философия самосознания.
26. Рационализм Спинозы и Лейбница. Создание критического эмпиризма Гоббсом и Локком. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души, индивида и общества.
27. Динамика развития концепции "человек - общество": от философии античности к философии Нового времени. Родоначальники просветительских учений. Разум в культуре эпохи Просвещения. Философское обоснование просветителями "естественных прав" человека. Особенности английского, французского, немецкого и русского просвещения. Идеология Просвещения XVIII столетия и прогресс человечества. . Этические и социально-философские учения.
28. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Социально-историческая, естественнонаучная и философская интерпретация эпохи.
29. И. Кант и критический поворот западной мысли. Трансцендентальный идеализм Канта как историческое исследование духовных способностей человека. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и принципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Априорный синтез. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как закон практического разума Свобода и долг. Культура как последняя цель природы.
30. Философия И.Г. Фихте как изложение "основания" кантианского критицизма. Философия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия Шеллинга о диалектике природы
31. Абсолютный идеализм Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия Гегель о субстанции-субъекте. Феноменология духа. Новая концепция логики. Учение о бытии, сущности, понятии Категории и принципы диалектического мышления. Гегелевское понимание истины Философия природы. Философия духа. Философия права, философия истории, философия религии. История философии как развитие и конкретизация содержания философской системы Гегеля. История общества как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения, искусство, религия, философия. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики.
32. Л. Фейербах. Разложение гегелевской школы. Материализм Фейербаха. Сведение теологии к антропологии. Единственный, универсальный и высший предмет философии Антропологический принцип философии Фейербаха Критика религии как отчуждения родовой сущности человека. Религия любви. Преобразующая критика "как метод релизации философии будущего".
33. Философия и медицина. Распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века.
34. Идейные истоки марксистской философии. Формирование философии марксизма - закономерный этап развития материализма.Основные черты и особенности марксистской философии
35. К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике материального мира и диалектике его познания. Философский детерминизм и научное познание. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом гегельянства как идеалистической философской системы. Обоснование единства материализма и диалектики
36. Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека.
37. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития человечества.
38. Марксистская философия и теория личности. Человек как субъект исторического развития. Влияние материалистической диалектики на развитие мировой философской мысли.
39. Формы диалектического мышления Диалектический метод познания как метод восхождения от абстрактного к конкретному
40. Творческое развитие диалектического метода Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Плеханов - теоретик и историк диалектики в материализма. Ленинская теория отражения и современная наука. Диалектико-материалистическая теория познания: роль интуиции, логики в научного эксперимента. Принцип единства исторического и логического. Диалектика абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь теории и практики.
41. Марксистско-ленинская теория общественного развития. Политическая идеология как особая форма общественного сознания. Социализм как прогресс человечества. Марксистская философия и осмысление современных глобальных проблем. Уроки истории философии.
42. Смысл и проблемы иррационального в новейшей западной философии. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.
43. В. Дильтей и "критика исторического разума".. Витализм и психологизм В. Дильтея.
44. А. Бергсон и творческая эволюция. Философия Ф. Ницше и ее основной принцип.
45. Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера.
46. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Основные направления неклассической философии: религиозно-мистическое, сциептистские, антисциентистские.
47. Позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм как выражение мировоззренческих и методологических проблем научной революции конца XIX - начала XX вв. Влияние позитивизма на западную медицину. Социал-дарвинизм.
48. Философское открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э.Фромма., Узнадзе
49. Наука и "жизненный мир" в феноменологии Э.Гуссерля Философия Э. Гуссерля и "феноменологическая медицина".
50. Социально-исторические, и духовные основы экзистенциализма. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; философема пограничной ситуации. Понимающая психология и "психиатрия К.Ясперса".
51. Становление новой философской антропологии XX века. Проблемы человеческого бытия в концепциях Хайдегтера, Бубера, Маритена, Шелера, Гелена..
52. Современная герменевтика. Неопрагматизм, структурализм и постструктурализм.
53. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России.
54. М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев - оригинальные русские мыслители.
55. Славянофилы и западники у истоков самобытной русской философии. Идея русской соборности.
56. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистическая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин и др.).
57. Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Идея бо-гочеловечества. Философия всеединства.
58. Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских естествоиспытателей. Мыслители-материалисты - выдающиеся ученые, медики России (И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И.Менделеев, В.И. Вернадский, М.Я.Мудров, И.П.Павлов, И.В.Давыдовский и др.).
59. Русские писатели как оригинальные мыслители (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). Специфика философии русского космизма (Н Ф. Федоров, Э.К. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чижевский и др.).
60. Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Виды онтологии - мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос философии и философская онтология.
61. Идея единства мира - история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: непосредственное и опосредованное, общее, особенное, единичное.
62. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: качество, количество, мера, причина, условие, повод.
63. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма.
64. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях: сущность и явление, вещь, свойство, отношение, закон и закономерность.
65. Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Категория "бытие" и ее содержание в истории философии. Объективная и субъективная реальность в бытии.. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире.
66. Две сферы человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философское осмысление духа и материи как предела противоположности. Самоорганизация и системность мира.
67. Принцип и закон объективной противоречивости бытия.
68. Качественно-количественная определенность бытия.
69. Развитие бытия по закону отрицания отрицания.
70. Философия о соотношении движения, изменения и развития. Детерминизм - способ существования всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный.
71. Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и философское обоснование единства мира с позиции диалектики.
72. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о материи. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи.
73. Неразрывное единство материи в ее движении. пространстве и временя. Основные формы движения материи и диалектика их соотношения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизиологического и социального. Соотношение мира естественного и искусственного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции.
74. От понятия "душа" к понятию "сознание". Античность. Религиозные представления о душе.. Основные традиции в объяснении природы сознания.
75. Р. Декарт - сознание как особая субстанция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюпионно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание.
76. Общественная природа сознания, его коллективность, "соборность". Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание - отражение действительности (гносеологический аспект).
77. Сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект). Феноменология сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценностная ориентация.
78. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушарное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое). Интуиция, воображение, творчество.
79. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия.
80. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общественный уровни проявления - самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность.
81. Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессознательное и психопатология.
82. Понятие идеального. Три концепции идеального: идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Относительность и абсолютность противоположности материального и идеального.
83. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и теоретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.
84. Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие "знания". Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл.
85. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как "конструирование действительности". Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание.
86. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. "Существующий объект" и "гносеологический объект" (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект - предметные отношения. Эпистемология как наука об обосновании знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании.
87. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонденции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности.
88. Истина - субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности.
89. Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности.
90. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.
91. Аксиология - философская теория ценностей. Становление теории ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия "ценность". Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объективная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина). Религия, наука, искусство, спорт как ценности.
92. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д. Разработка теории ценностей прежними и современными философскими системами.
93. Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала общественной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), политико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие.
94. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.
95. Человек как проблема для самого себя. Кому принадлежит "открытие человека": античность, эзотеризм, философия, наука. Идея двойственной природы человека. .Проблемы антроцосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания. Универсальная деятельность человека "по мерке любого вида". Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Проблема возникновения человека. Флюктуации и бифуркации эволюционного процесса.
96. Трактовка человека в научной и философской традициях. Биологизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др.
97. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность человека. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и человекоразмерность. Природопентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюпии. "Компьютерная метафора" когнитивной психологии.
98. Концепции человеческой сущности. Человек разумный, рациональное животное (Линней); животное, производящее орудия (Франклин); символическое животное (Кассирер); размышляющий человек - испорченное животное (Руссо); животное, способное общаться - незавершенное животное (Ницше); существо с избытком влечений (Фрейд); человек - совокупность общественных отношений (Маркс).
99. Человек в культурах Востока. Проблема человека в конфуцианстве, даосизме, буддизме, исламе, упанишадах.
100. Человек - уникальное существо. Единство разума и экзистенции. Человек как открытая возможность. Человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе. Смысл жизни человека.
101. Пути понимания природы общества. История социально-философских концепций. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Взаимодействие природы и общества.
102. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Идея первичности общества по отношению к личности. Гражданское общество. Социальное пространство и время. Социальные общности и объединения, социальные институты. Личность, общество, государство. Авторитаризм и демократия. Анархизм. Роль личности и государства в развитии общества.
103. Проблема элемента социальной системы. Социальные отношения и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Социальная коммуникация, ее средства и формы. Социальная деятельность. Структура общества. Природа макросоциальных единиц - классы, нации. Понятие социальной стратификации, ее принципы. Теория элит. Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Свойства этноса. Этногенез и культура. Доцивилизационные этносы - род и племя. Народность. Нация - новоевропейская форма этнической общности.
104. Микросоциологические общности. Особенности социологии как науки. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие общественно-экономической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация.
105. Социальное понимание и социальное объяснение. Логическая структура социального понимания. Социальный факт и описание. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Социальные проблемы медицины.
106. Философия истории. Необратимость социального времени. "Золотой век", "град божий", "счастливое будущее", "осевое время", "всеобщий труд" и другие формы мерности социального времени, понимания его направленности.
107. Функционирование и развитие общества. История как действительность общественной жизни. Проблема начала человеческой истории. Становление цивилизации. Традиционное общество. "Неолитическая революция". Машинная революция. Компьютерная революция.
108. Концепции многообразия цивилизаций и культур (Н.Л. Данилевский, О. Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, К.Ясперс, Э.Тейлор, Л.Н.Гумилев, Ю.В.Яковец и др.). Исторический прогресс. Проблема смысла и "конца истории". Цивилизованный динамизм, циклизм, катастрофизм.
109. Роль медицины в развитии цивилизации. Медицина и общественный строй. Возможности альтернативного общественного развития. О роли народных масс и личности в истории.
110. Духовная жизнь общества. Относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества. Роль церкви в европейской цивилизации. Сакрально-ценностные формы мышления. Политическое сознание. Правосознание, правопослушаиие. Нравственное сознание, религиозное сознание, философия религии. Эстетическое сознание.
111. Дух и материя как субстанциональные формы бытия. Становление философского расчленения духа и материи в истории европейской философии. Личная и безличная онтология духа. Дух и формы его бытия. Дух и сознание как онтологическая проблема. Осмысление духовной реальности философии.
112. Философия - сердцевина духовной культуры человечества. Философия как потребность человеческого духа. Духовное как состояние сознания, чувств, воли личности. Духовность как единство интеллектуального, нравственного, эстетического, этического. Мир духовной культуры общества. Духовные интересы и потребности человека. Духовно-символическая реальность и общественное сознание. Духовная сущность образно-символического бытия культуры. Разновидности парадигм духовной жизни общества, отдельного человека. Бытие духовного в немецкой классической философии. Бытие духовного в современной философии. Религиозное понимание духовности - сверхчувственная реальность.
113. Душа и проблемы единства духовно-идеального и телесно-материальною. "Врачевание человека философией" или развитие в нем духовности. Философия в поиске высшего духовного смысла жизни человека. О рассудке и разуме, уме и мудрости. Дух и воля. Активная роль воли в духовной жизни человека и человечества. Духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности. Сущность человеческой совести. Проблемы духовно-нравственных отношений в медицине.
114. Оккультизм, мистицизм, нетрадиционные верования и их экспансия в духовный мир современного человека и проблемы борьбы с ними.
115. Понятие культуры. Историческое развитие представлений о культуре. Культура и деятельность человека. Человек как творец и творение культуры. Основные области культуры.
116. Основные культурологические теории (Э. Тейлор, Р. Ратцель, Леви-Брюль, М. Мосс, Ф. Боас, Б. Малиновский, Я. Буркахардт, Ф. Ницше, А. Вебер, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, 3. Фрейд, А. Швейцер и др.). Мировоззренческие универсалии как основания культуры.
117. Культурология - научная дисциплина и система знания. Теоретическая, историческая и прикладная культурология. Культурология и философия. Личностно-образующий характер культурологического знания. Культура как система, как целостный организм. Культура как ценность. Субстанциальные элементы культуры. Формы и уровни культуры. Потребности общества и функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление и хранение информации, социализация, реализация личности. Нормативная функция культуры. Свобода и культурная деятельность.
118. Культура и природа. Культура как искусственная природа. Диалектика культурного и природного. Влияние природных условий на направление и содержание культурного процесса. Общество и культура. Хозяйственно-практический, технологический аспекты культуры. Промышленно-техническое освоение природы и его значение для судеб культуры.
119. Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное образование. Ключевые проблемы существования человечества, цивилизации и культуры - проблемы свободы и отчуждения человека. Мировой город и мировая провинция. Массовая культура и ее социальные функции. Элитарная культура. Национальные лики культуры. Дифференциация и интеграция культуры. Постмодерн. Духовная культура как форма ценностного единства цивилизации. Культура и интеллигенция.
120. Культура Запада, Востока, России как исторически сложившиеся типы. Своеобразие основ и путей развития культур Запада и Востока. Их взаимодействие и взаимовлияние.
121. Социодинамика русской культуры. Сравнительный анализ католической, протестантской и православной культуры. Поиск динамических оснований развития русской культуры. Пассионарность и этногенез (Л.Н.Гумилев). Идеи С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, П.Н. Милюкова об историческом развитии России. Русская культура в XX веке. Русская идея как выражение специфики русской культуры. Славянофилы, западники, евразийцы о специфике русской культуры. Медицина как феномен культуры, ее массообразующий фактор. Судьбы русской культуры на исходе XX века. Проблема сохранения и приумножения культурного наследия, цивилизация, культура, искусство.
122. Философские ориентации художественного (образного) мышления людей. Искусство как конкретное социальное явление. Художественное творчество как созидание системы видов искусства. Онтология и гносеология искусства. Высшая цель искусства. Цивилизация и состояние искусства. Эволюция статуса искусства в культуре общества. Воспитательная функция искусства. Элитарное и массовое в искусстве. Гуманизм - цель, назначение и высший смысл искусства и эстетики. Многообразие искусства и эстетическое богатство мира.
123. Эстетика как философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты. "Красотой спасется мир" (Ф.М.Достоевский). Эстетическое освоение мира природы и общества. "Эстетика -этика будущего" (М. Горький). Эстетика - аксиология общечеловеческих ценностей. Эстетика как способ художественного развития человека. Эстетическое отношение человека к действительности.
124. Историческая взаимосвязь философских и научных знаний. Роль философии в формировании понятийного аппарата, методов, логики научного познания. Наука как система знаний, как процесс построения нового знания, как социальный институт, как особая область культуры. Медицина как научный и культурный феномен. Синергическое мышление и его роль в научном познании. Особенности языка науки. Взаимодействие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное познание и личностное знание.
125. Общие модели историографии науки. Неопозитивизм. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, И. Фейербенд. Эволюционистская модель неомарксизма. Феноменология об истоках науки. Марксизм об истории науки. Традиции и овации в развитии науки и медицины. Научные революции как коренные преобразователи основных научных понятий, концепций, теорий. Дифференциация и интеграция в науке. Неравномерность развития областей науки и медицины. Проблемы классификации наук. Взаимодействие наук как фактор их развития.
126. Структура научного знания. Средства и методы эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Проблемы измерения. Роль приборов в современном научном и медицинском познании и диагностике. Медицинское экспериментирование.
127. Структура теоретического знания. Средства и методы. Теория как система принципов, законов, понятий. Понятие как фиксация общего. Природа идеализации. Становление научной теории и рост научного знания. Соотношение понимающих и объясняющих подходов в естественных, гуманитарных и медицинских науках.
128. Анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, обобщение, идеализация как главные моменты становления научной теории. Гипотеза. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Компьютеризация науки. Теоретические методы: аксиоматический, восхождения от абстрактного к конкретному, совпадения исторического и логического. Феноменологические и динамические теории.
129. Описательные и теоретические дисциплины. Проблема теоретизации медицинского знания. Особенности исторических дисциплин. Качественные и количественные, математизированные и иематематизированные, генетические и систематические теории. Многообразие функций теорий. Классический и иеклассический варианты формирования теории. Критерии выбора теории. Эстетические критерии. Идеи верификации и фальсификации науки об обществе и теория. Самостоятельность наук. Проблема их аксиологической суверенности. Гражданская ответственность ученых. Идеалы научности. Вера и знание. Этика ученого. Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.
130. Философия техники как область современной философии. Философский смысл проблемы "человек - техника". Основные вопросы философии техники. Сущность технического подхода и его отличие от научного. Различие естественного и технического. Виртуальная реальность и ее философская интерпретация. Проблема технической реальности. Традиционная и техногенная цивилизация.
131. Место техники в духовной культуре. Этика и техника. Этические проблемы использования техники в медицине.Аномальные явления и энерго-информационный обмен. Понятие биоинформатики. Взаимодействия энерго-материальные, материально-энергетические, энерго-информационные, информационно-энергетические и информационные. Экстрасенсорика, психокинез, медитация, гениальность с точки зрения информационного подхода. Рационализация, развитый изоморфизм, высокие экономические и социально-политические ценности как основа информационной технологии.
132. Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Изменения во взглядах на причинность, роль статистических законов, вероятностные процедуры исследования. Комплексирование исследований и размывание предметных границ. Синергетика. Перестройка категориальной системы современного научного мышления. Изменения в социальном положении науки и техники » XX веке. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития инженерной деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники, гуманистические проблемы медицины.
133. Религия как часть общечеловеческой культуры: структура, виды, функции. Происхождение и социальная суть религии. Статус религии в системе духовной культуры. Религия как форма общественного сознания. Подлинный гуманизм и религия. Мировоззренческие постулаты религии. Религиозный способ мышления (догматизм).
134. Общее и особенное в мировых религиях (буддизм, христианство, ислам). Философия о сущности и происхождении религий. Философская теология. Философский теизм. Современная философско-религиозная антропология. Религия и мораль. Религия и наука.
135. Современная философия о природе религии. Мир и человек как творение Божие. Вера и разум, философский анализ. Религиозная антропософия. Личность и вера в Бога. Проблематика греха и свободы.
136. Религиозная ситуация в мире и России. Причины конфликтов на национально-религиозной почве. Истоки психологической напряженности и враждебности между отдельными религиозными конфессиями. Религиозный гуманизм. Демиургическая основа православия. Религиозная философия и медицина, философия о будущем религии.
137. Жизнь как звено в бытии мира. Философия и естественные науки о жизни. Постижение феномена жизни в философии, биологии и медицине. Определение жизни с позиции системного подхода, системная организация ее функций. В.И. Вернадский о живом веществе. Фундаментальные свойства живых систем и их атрибуты (обмен веществ, энергии, размножение, наследственность и изменчивость и т.д.). Микро и макромир жизни.
138. Биосфера как земная оболочка или область жизни на Земле. Эволюция биосферы как среды обитания и источника ресурсов. Особенности самоорганизации организмов и надорганизменных живых систем.
139. Теория возникновения и существования жизни. Целесообразность в живом. Целесообразность и целеполагание. Целеполагаиие и пелеосушествление. Космопланетарные условия для возникновения жизни на Земле. Жизнь как "деятельность" органической целостности. Живые существа - дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации. Человечество как активный элемент биосферы.
140. Современные учения об эволюции жизни. Рекомбинации как механизм многообразия в явлениях живой природы. А.Л. Чижевский: "земная жизнь в лучах Космоса". Структура и эволюция биосферы в Космосе. Проблема "прогресса" в живой природе. Уровни организации живого. Проблема философского осмысливания самоценности живой природы. Философско-методологические принципы постижения жизни. Философия о системе взаимодействия: биосфера - человек. Философское осмысление проблемы жизни на Земле и в Космосе.
141. Биосфера и проблемы экологического равновесия на Земле. Экологические и генетические проблемы обеспечения безопасности жизни. Закономерности и механизмы жизнедеятельности человека на эволюционно обусловленных уровнях его организации, их значение для медицины. Философия о человеческой ответственности за сохранение жизни на Земле.
142. Наука о естественном происхождении человека. Биологические свойства человека. Ступени антропосоциогенеза. "Логика" саморазвития человеческой жизни. Социальная "составляющая" самоценности его жизни. Понятие человека. Человек - особый род сущего. Природа и сущность человека. Человек как микро- и макрокосм. Бытие человека. Диалектическое единство родового и индивидуального. Андрогинность человека. Человеческая субъективность - "Я", "Я" и "Ты". Интуиция как человеческий дар. Вера как состояние души. Эрос как страсть. Страх и страдание как эксзистенциальные переживания. Человек как носитель добра и зла.
143. Органический мир и человеческое общество. Проблема человеческого воздействия на коэволюццию природы и общества. Этика в человеческой жизнедеятельности. Генетика человека - объект биомедипинского познания и критического осмысления медицинской философией. Проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду разрешения глобальных проблем современности. Гуманизм как философско-этический менталитет медиков.
144. Ноосфера как качественный этап эволюции биосферы. Философская картина бытия человека как мощной геологической силы. Генеалогия феномена человека как личности. Социоприродная уникальность человеческой личности. Самоутверждение человека - итог его активной жизнедеятельности. Жизненное пространство личности. Ноосфера: философский аспект перехода биосферы в "ткань общественного бытия" (В.И. Вернадский). Проблемы социальной экологии и выживания человечества.
145. Изменения в среде обитания и адаптивная, демографическая и генетическая структура популяций людей. Философские и медико-биологические аспекты экологических проблем человека. Феномен человеческого бессмертия. Этика жизни людей и проблема смертной казни.
146. Бытие человека как философская проблема. Место и роль антропоцентризма в истории философской мысли. Становление и развитие философской антропологии. Типы антропологических учений: антично-греческий, иудео-христианский, естественнонаучный.
147. Предмет философской антропологии. Идеи философской антропологии М. Шелера. Биологические свойства человека. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Биоантропология (А. Гелен, Г. Плеснер) и культурная антропология (Э. Ротхакер, М. Ландсман) о деятельном человеке. Человек - незавершенное животное. Культура - "вторая природа" и физическое условие существования человека. Этологическая концепция К. Лоренца. Этология здоровья и патологии. Социобиология. Натуралистическая антропология (Ч.Дарвин). Человек - "верх природы, высшее олицетворение ресурсов беспредельной природы" (И. Павлов). Психофизиологическое и социальное начала в человеке.
148. Философские парадигмы смысла жизни. Философия человеческой ответственности. Особенности естественнонаучного и философского изучения человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, мотивы, идеалы, ценностные ориентации. Совесть и воля личности. В. Соловьев о соотношении индивидуальности и индивидности. Голод, половое влечение и инстинкт власти - витально-иистинктивные факторы жизнедеятельности индивида. Личностный мир индивида и его трансформации. "Больная душа" в обществе и истории (К.Ясперс).
149. Понятие свободы. Свобода как социальный идеал и личная ценность. Свобода личности и историческая необходимость. Свобода воли. Свобода жить, мыслить, решать, действовать. Свобода и запрет. Свобода и демократия. Свобода и ответственность, свобода и насилие. Право больного защищать свое тело как разновидность свободы.
150. Трагизм бытия личности в современном мире. Дезорганизованная личность в "кризисном" социуме. Бегство от свободы. Личность и социальная дезорганизация (революция, катастрофы, войны).- Современная философия о дефиците личности в человеке. Врач как личность. Проблемы свободы и ответственности врача.
151. Проблема предмета медицины как особой социокультурной реальности. Медицина - продукт культуры и сама специфическая культура. Медицина - первая наука о человеке. Основные сферы медицинской реальности. Содержание и соотношение понятий "объект" и "предмет" медицинской практики. Человек как объект медицины.
152. Философия как мировоззренческая основа медицины. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний. Общая родословная мудрости медицины и философии. Медицина как сфера уникальной умодеятельности. Теория причинности как основа общепатологических воззрений в истории медицины. Детерминизм и причинность. Системный характер детерминизма. Принцип каузальной интеграции.
153. Логические основания диагностического познания. Роль философской методологии в интеграции научно-медицинского знания. Гуманизм и высокий профессионализм как важнейший элемент медицинского менталитета. Социальная обусловленность образа жизни, здоровья и болезней человека. Конструирование здоровья людей - комплексная задача медицины и гуманитарных наук.
154. Мировоззренческий потенциал медицины в осмыслении места человека в природном и общественном универсуме. Медицина как возможный лидер в создании единой, целостной науки о человеке.