Глоссарий. Абсолют – понятие метафизики, обозначающее безусловного, вечного, неизменного, самодостаточного субъекта
Абсолют – понятие метафизики, обозначающее безусловного, вечного, неизменного, самодостаточного субъекта, который содержит все существующее и творит его.
Абстракция – одна из сторон, форм познания, мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделение какого-либо свойства или отношения.
Агностицизм – философское учение, отрицающее частично или полностью возможность познания мира.
Аксиология – философское исследование природы ценностей.
Аксиома – предположение какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого и из которого выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.
Акциденция – временное, несущественное свойство вещи, в отличие от субстанционального, существенного.
Анализ и синтез – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей (в самом общем значении).
Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
Антиномия – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обусловленными суждений.
Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и характеристик на природу и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т.п.).
Апатия – состояние безразличия. В учении стоиков бесстрастие, душевная невозмутимость.
Апейрон – беспредельное, неопределенное, бескачественное начало мира, находящееся в вечном движении (Анаксимандр).
Апория – трудноразрешимая проблема.
Апостериори – понятие, в отличие от априори, означающее знание, полученное из опыта.
Априори – понятие, в отличие от апостериори, означающее знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.
Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, определенный крайней воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ ради достижения морального или религиозного идеала.
Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости духа.
Атеизм – система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное, отказ от всякой религии.
Атомистика – учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц).
Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и мыслиться.
Бессознательное – понятие, обозначающее особую область психики, сосредоточившей в себе влечения, мотивы, стремления, смысл которых недоступен сознанию.
Благо – наиболее общее понятие, обозначающее положительную ценность в противоположность злу, отрицательной ценности.
Бог – фантастический образ сверхъестественного, всемогущего существа сотворившего мир и управляющего им (абсолют для религии).
Бытие – 1.Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир; 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.
Вера – состояние субъекта, связанное с духовным миром личности, возникающее на основе информации об объекте, выраженной в идеях или образах, связанное с эмоцией уверенности.
Верифицируемости принцип – принцип логического позитивизма, согласно ему истинность всякого утверждения об объекте должна быть установлена путем его сопоставления с чувственными данными.
Вечность – бесконечная длительность времени существования мира.
Видимость (кажимость) – понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления.
Волюнтаризм – философское направление, признающее волю первоосновой всего сущего.
Воля – специфическая способность или сила; целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий.
Воображение – способность человека создавать новые образы в человеческом сознании на основе преобразования впечатлений.
Восприятие – чувственное познание предметов и объективных ситуаций (взаимоотношений предметов, движений, событий); целостная форма чувственности, неразрывно связанная с опытом.
Время – форма протекания всех процессов в мире, их длительность, условие возможности движения, изменения, развития.
Врожденные идеи – понятия и положения, присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта.
Всеобщая связь явлений – наиболее общая закономерность существования мира, результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений.
Гедонизм – принцип этики, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страдания.
Географическая среда – совокупность предметов и явлений неживой и живой природы, вовлеченных в процесс общественной жизни и представляющих необходимое условие существования и развития общества.
Герменевтика – искусство и теория истолкования, целью которой является выявление смысла текста.
Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи.
Гипотеза – предположение.
Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, заключающаяся в выдвижении гипотез и проверке их путем вывода из них следствий и сопоставлении этих следствий с фактами.
Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих существование и выживание как мира в целом, так и его регионов или стран.
Гносеология – теория познания.
Движение – в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов и их состояний.
Дедукция – способ рассуждения и метод исследования, умозаключение от общего к частному.
Деизм – учение, признающее бога как безличную первопричину мира, развивающегося далее по своим собственным законам.
Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).
Деятельность – специфически человеческий способ отношения к миру, в котором человек преобразует мир и самого себя.
Диалектика – теоретическое мышление, его форма и способ, предметом которого являются противоречия.
Доказательство – рассуждение, цель которого обосновать истинность(ложность) утверждения.
Дуализм – учение, обосновывающее равноправие материальной и духовной субстанций.
Ереси – различные отклонения от официального религиозного вероучения, оппозиционные или враждебные ему.
Естественное право – учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем из велений разума и «природы» человека.
Жэнь – понятие конфуцианской философии, означающее гуманность.
Закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.
Знание – 1. умение, навык, необходимый для того, чтобы сделать что-то;2. познавательно значимая информация, удостоверенная и проверенная с объективной и субъективной стороны.
Идеализм – мировоззрение, отождествляющее мир с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждающее существование идеального, духовного начала вне и независимо от сознания человека, а внешний мир считающее проявлением этого универсального сознания (объективный идеализм).
Идентификация – установление на основании определенных признаков тождества различных объектов.
Идея – философский термин, обозначающий смысл, значение, сущность.
Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).
Индукция – тип умозаключения от частного к общему, а также метод исследования.
Интеллигибельный – термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией.
Интенциональность – направленность сознания на предмет.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины.
Иррационализм – учение, ограничивающее возможности разума.
Иррациональный – не постижимый разумом, невыразимый в логических понятиях.
Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения.
Культура – развивающаяся система надбиологических программ жизнедеятельности человека, выраженных в знаково-символической форме, воспроизводящая и изменяющая социальность.
Логос – понятие античной философии, означающее разум, слово, меру, всеобщий закон и т.д.
Ложь – высказывание, сознательно искажающее действительное положение дел.
Материализм – мировоззрение, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, а человеческое сознание как закономерный результат эволюции мира.
Материальное – все, что существует вне и независимо от сознания субъекта.
Мера – категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления.
Метатеория – теория, предметом исследования которой является какая-то другая теория.
Метафизика – 1. «первая философия» Аристотеля, исследующая умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего; с 16 века в равном значении применялся термин «онтология». 2. «Антидиалектика» со времен Г.В.Ф.Ф. Гегеля.
Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (общее значение); как средство познания –способ воспроизведения в мышлении исследуемого объекта.
Методология – 1. совокупность познавательных средств, методов, используемых какой-либо наукой; 2. учение о методах теоретической и практической деятельности.
Мировоззрение – система взглядов, ценностей, принципов, идеалов и убеждений, центром которой является проблема мира и места человека в нем.
Модальность – характеристика суждения по «силе» высказываемого в нем утверждения ( суждение может быть необходимым, случайным, возможным, невозможным и т.д.).
Модус – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.
Монада - понятие, означающее субстанциональную, структурную единицу бытия.
Монизм – учение, принимающее за основу всего существующего одно начало.
Мышление – процесс решения проблем, переход от условий, задающих проблему, к результату.
Натурфилософия – умозрительная философия природы.
Необратимость – характеристика изменения, при котором не происходит возврата к началу, а есть переход в качественно новое состояние.
Необходимость и случайность – категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).
Нигилизм – абсолютное отрицание, не связанное с положительными идеалами.
Ноумен – термин, означающий сущность, постигаемую только умом, в противоположность феномену.
Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, всесторонне зависящих друг от друга (в широком смысле слова).
Онтология – учение о бытии вообще.
Ощущение – элементарное содержание, находящееся в основе чувственного познания мира, необходимое для построения восприятия и др. форм чувственности.
Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для ее дальнейшего использования.
Пантеизм – философское учение, сближающее понятия бога и природы, стремясь их отождествить.
Понятие – форма рационального мышления, связанная с применением языка, обобщающая предметы и явления.
Представление – форма чувственного познания, наглядный, целостный образ предмета и явления, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств.
Природа – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений.
Причина и следствие – категории, обозначающие объективные причинно-следственные связи действительности; причина предшествует во времени явлению и является необходимым условием, предпосылкой возникновения и изменения явления.
Противоречие – категория, обозначающая внутренний источник всякого развития, изменения, движения.
Развитие – закономерное качественное изменение объектов, характеризуемое как необратимое и направленное.
Рационализм – 1.установка философского мировоззрения, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума; 2.направление в гносеологии, считающее источником достоверного знания деятельность разума.
Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.
Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий, своего психического состояния, самопознания и оснований культуры.
Самосознание – выделение человеком самого себя из мира, переживание, оценка и осознание себя и своего отношения к миру.
Сенсуализм – направление в гносеологии, считающее ощущения, чувства единственным источником достоверного знания.
Система – совокупность элементов, находящихся в связях и отношения между собой, образующих единство, целостность.
Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира.
Содержание и форма – категории, выражающие взаимосвязь двух сторон реальности, определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания, и способа существования и выражения этого содержания, т.е. формы.
Сознание – уровень психической активности человека, который выражается в субъективной переживаемости мира и самого себя, а также в интерпретации информации, поступающей извне и изнутри человеческого организма.
Субстанция – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.
Суждение - форма рационального мышления, мысль в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объекте.
Сущность и явление – категории, обозначающие совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов действительности, и конкретные свойства, процессы, события, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.
Телеология – религиозно-философское учение об объективных внечеловеческих целях и целесообразности в действительности.
Трансцендентный – термин, обозначающий то, что находится за пределами сознания и познания, в противоположность имманентному.
Умозрение – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях.
Умозаключение – форма рационального мышления, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Фатализм – концепция, согласно которой все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
Философия – теоретическое мировоззрение, предметом которого являются мир и человек; метакультурная сфера творчества.
Ценность – понятие, выражающее социокультурную значимость предметов и явлений.
Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Этика – философия морали.
Язык – система знаков, средство человеческого общения, мышления и выражения.