Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Сборник

Контрольно-измерительных материалов

Дисциплина: ОГСЭ. 01 Основы философии

Специальность:

260807 Технология продукции общественного питания

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

151901 Технология машиностроения

190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

150203 Сварочное производство

140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

г. Елабуга, 2012г.

Пояснительная записка

Отражая специфику учебной дисциплины «Основы философии», контрольно-измерительные материалы несут широкую смысловую нагрузку. Диапазон использования заданий широк: кроме своего прямого предназначения, они могут являться основой самопроверки усвоения материала, могут оказать помощь студенту в прояснении существенных черт того или иного философского направления или научной проблемы. Таким образом, тестовая форма контроля может быть полезна для систематизации знаний студентов, а целый ряд проблем значительно выигрывает в форме тестов.

Содержание тестов разработано на основе содержания разделов, предлагаемых в типовых программах ГОС НПО /СПО, ФГОС НПО/СПО.

Данные контрольно-измерительные материалы подготовлены преподавателем ОГСЭ для проведения текущего, рубежного и итогового контроля по учебной дисциплине «Основы философии» для студентов всех специальностей учреждений среднего профессионального образования.

Промежуточные тесты – позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля, предметных умений и навыков в конце учебного периода (семестр, полугодие). Содержание таких тестов основано, как правило, на большом объеме материала. К промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и действенностью (валидностью), так как речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Оценка промежуточных тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, государственными образовательными стандартами.

Итоговые тесты – предназначены для контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в колледже или по завершению изучения учебной дисциплины; оценки уровня учебных достижений обучающихся по основным компонентам содержания образования. Содержание тестов должно быть разработано на основе содержания блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах образования в школе.

В сборникеконтрольно-измерительных материаловпредставлены задания закрытого типа– тип тестовых заданий, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос, задачу. Из ряда предлагаемых ответов, тестируемый выбирает один или несколько, по его мнению, правильных.

Тестовые задания включают в себя вопросы, отражающие содержание курса, которые выносятся на контроль. Исходным моментом составления тестовых заданий явилось выделение общей цели, преследуемой тестированием, и далее цели, с которой задание включается в тест.

Цели, преследуемые тестированием, предусматривают следующие требования к уровню знаний и умений обучающихся:

а) простое воспроизведение знаний, анализ и сравнение данных - постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение учащимися материала на уровне запоминания, тренирует память;

б) анализ признаков понятия - при этом выявляется умение обучающихся находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых и т.д.;

в) творческий подход к рассматриваемым проблемам и вопросам, умение применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

Оценка теста определяется при помощи коэффициента усвоения (Q). Он определяется как отношение количества правильных ответов (ПО) к общему количеству заданий (КЗ), умноженное на 100%.

Для четырехбалльной системы Q обычно принимают значения:

Оценка «5» – Q = 100%≥90%;

Оценка «4» – Q = 100%≥80%;

Оценка «3» – Q = 100%≥70%.

Сборник контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые задания, отражающие материал всего курса дисциплины «Основы философии»:

1. Философия, круг её проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения – 28;

2. Философия Древнего Востока – 10;

3. Античная философия – 33;

4. Философия Средневековья – 20;

5. Философия эпохи Возрождения – 12;

6. Философия Нового Времени и Просвещения – 30;

7. Немецкая классическая философия – 18;

8. Современная западная философия – 16;

9. Этапы развития и характерные особенности русской философии – 78;

10. Философское понимание мира. Онтология – 25;

11. Философия сознания (психоанализ) – 15;

12. Познание как предмет философского анализа – 17;

13. Диалектика – 22;

14. Наука, методы и формы научного познания – 30;

15. Философия о сущности и предназначении человека. Антропология – 28;

16. Социальная философия – 47.

Всего вопросов: 429.

1.Философия, круг её проблем и роль в обществе.

Исторические типы мировоззрения

1. С греческого языка слово «философия» переводится как:

А) любовь к истине

Б) любовь к мудрости

В) учение о мире

Г) божественная мудрость

2. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

А) Сократ

Б) Аристотель

В) Пифагор

Г) Цицерон

3. Определите время возникновения философии:

А) середина III тысячелетия до н.э.

Б) VII-VI в.в. до н.э.

В) XVII-ХVIII в.в.

Г) V-XV в.в.

4. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

А) философия

Б) онтология

В) гносеология

Г) этика

5. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

А) история

Б) философия

В) социология

Г) культурология

6. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

А) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

Б) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

В) философия способствует улучшению характеров людей

Г)философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7. Мировоззрение – это:

А) совокупность знаний, которыми обладает человек

Б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

В) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

Г) система адекватных предпочтений зрелой личности

8. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

А) Ход истории зависит от направленности мышления философов

Б) Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

В) Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

Г) Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

9. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

А) вера в единого бога-творца

Б) отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом

В) презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

Г) вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

10. Направление, отрицающее существование Бога, называется:

А) атеизм

Б) скептицизм

В) агностицизм

Г) неотомизм

11. Что характерно для эпистемной линии в философии?

А) понимание философии в качестве высшей науки

Б) отождествление философии с теологией

В) утверждение в качестве субстанции только одного начала

Г) рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12. Онтология – это:

А) учение о всеобщей обусловленности явлений

Б) учение о сущности и природе науки

В) учение о бытии, о его фундаментальных принципах

Г) учение о правильных формах мышления

13. Гносеология – это:

А) учение о развитии и функционировании науки

Б) учение о природе, сущности познания

В) учение о логических формах и законах мышления

Г) учение о сущности мира, его устройстве

14. Антропология – это:

А) учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

Б) о человеке

В) наука о поведении животных в естественных условиях

Г) философское учение об обществе

15. Аксиология – это:

А) учение о ценностях

Б) учение о развитии

В) теория справедливости

Г) теория о превосходстве одних групп людей над другими

16. Этика – это:

А)учение о развитии

Б) учение о бытии

В) теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

Г) учение о морали и нравственных ценностях

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

А) Эстетика

Б) Этика

В) Онтология

Г) Гносеология

18. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

А) отношении сознания к материи

Б) смысле жизни

В) соотношении природного и социального миров

Г) движущих силах развития общества

19. Для идеализма характерно утверждение:

А) первично сознание, материя независимо от сознания не существует

Б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

В) это строгая непротиворечивая система суждений о природе

Г) первично сознание, материя не существует

20. Для дуализма характерен тезис:

А) первично сознание, материя независимо от сознания не существует

Б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

В) это строгая непротиворечивая система суждений о природе

Г) первично сознание, материя не существует

21. Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

А) Материалисту

Б) Объективному идеалисту

В) Дуалисту

Г) Субъективному идеалисту

22. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

А) Мифологии

Б) Религии

В) Философии

Г) Науке

23. Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир, вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

А) Пантеизму

Б) Субъективному идеализму

В) Объективному идеализму

Г) Вульгарному материализму

24. С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

А) метафизического материализма

Б) диалектического материализма

В) вульгарного материализма

Г) естественнонаучного материализма

25. Агностицизм – это:

А) учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

Б) учение, постулирующее наличие потусторонних сил

В) учение о развитии философских знаний

Г) учение о ценностях

26. Агностицизм – это:

А) направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

Б) недоверие чувственному опыту

В) философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии

Г) отрицание рациональных путей познания мира

27. Отрицают возможность познания мира:

А) материалисты

Б) агностики

В) догматики

Г) позитивисты

28. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

А) философия жизни

Б) прагматизм

В) неотомизм

Г) позитивизм

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

№ вопроса
  Б В Б А Б Г Б Г Г А Б В Б Б
№ вопроса
  А Г Г Г А Б Г А В В А А Б Г

2.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

А) карма

Б) сансара

В) жэнь

Г) мокша

2. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

А) Будда

Б) Лао-цзы

В) Конфуций

Г) Нагарджуна

Имя основателя буддизма

А) Бадараяна

Б) Патанджали

В) Махавира

Г) Сидхартха

4. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

А) нирвана

Б) сансара

В) жэнь

Г) дао

5. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

А) Янь

Б) Карма

В) Жэнь

Г) Дао

6. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

А) Инь

Б) Жэнь

В) Прана

Г) Пуруша

7. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

А) Конфуций

Б) Лао-Цзы

В) Сидхартха Гаутама Будда

Г) Сократ

8. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

А) Закон, управляющий миром

Б) Высший Разум

В) Субстанцию всех вещей

Г) Мировую гармонию

9. В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие в китайской философии имеет тот же смысл:

А) Жэнь

Б) Инь

В) Дао

Г) Ли

10. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

А) Сумму совершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения

Б) Подлинное достоверное знание Абсолюта

В) Человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения других людей

Г) Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

11. К древнеиндийским философским текстам относятся

А) Упанишады

Б) Дао-дэ-цзин

В) Лунь-Юй

Г) Книга перемен

12. К древнекитайским философским текстам относится

А) Махабхарата

Б) Ригведа

В) Дао-дэ-цзин

Г) Чхандогья-упанишада

13. В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

А) Сансара

Б) Карма

В) Нирвана

Г) Дхарма

14. Китайский философ, основатель даосизма

А) Лао-цзы

Б) Конфуций

В) Сюнь-цзы

Г) Мэн-цзы

15. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

А) Сократом

Б) Конфуцием

В) Протагором

Г) Буддой

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

№ вопроса
  А А Г А А А А В В Г А В Б А Б

3.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Хронологические рамки развития античной философии:

А) 28 - 18 вв. до н.э.

Б) VI в. до н.э – VI в. н.э.

В) VI в. - XVI в.

Г) VI в. до н.э. – II в. до н.э.

2. Основным принципом античной философии был:

А) космоцентризм

Б) теоцентризм

В) антропоцентризм

Г) сциентизм

3. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

А) проблема познаваемости мира

Б) проблема первичности материи или духа

В) проблема первоначала

Г) проблема природы человеческой души

4. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

А) «Познай себя»

Б) «Первооснова мира – огонь»

В) «Все течет»

Г) «В одну реку нельзя войти дважды»

Наши рекомендации