Глава 3. Философия права Нового времени

Гроций

Гуго Гроций (1583—1645) — один из ранних творцов "юриди­ческого мировоззрения" Нового времени. Он внес огромный вклад в становление современной доктрины международного права, в фор­мирование основ новой рационалистической философии права и государства.

Вся социальная проблематика (внутригосударственного и ме­ждународного профиля) исследуется Гроцием с позиций естествен­ного права, сквозь призму идей и требований правовой справедли­вости, которые должны господствовать в отношениях между инди­видами, народами и государствами.

Также и тема войны и мира — предмет специальных исследо­ваний Гроция — оказывается в его трактовке юридической пробле­мой, что в концентрированной форме выражается им как право войны и мира.

В основе всего юридического подхода Гроция лежит идея спра­ведливости как необходимого признака права.При этом справед­ливость трактуется им как требование разума,веление природы разумного существа. "Ибо право, — замечает он, — здесь означает не что иное, как то, что справедливо, при этом преимущественно в отрицательном, а не в утвердительном смысле, так как право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же спра­ведливости то, что противно природе существ, обладающих разу­мом"2.

Глава 3. Философия права Нового времени

1 См. там же. С. 72. Примечательно также, что, относя к "лучшим частям римского права" естественное право и право народов, Донелл признавал ихуниверсальное значение и пригодность для всех народов.

2 Гро^гш Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 68.

Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естественное и волеустановленное."Наилучшее деление права в принятом значе­нии, — отмечает он, — предложено Аристотелем, согласно которо­му, с одной стороны, есть право естественное, а с другой — право волеустановленное, которое он называет законным правом, упот­ребляя слово "закон" в более тесном смысле. Иногда же он называ­ет его установленным правом. То же различие встречается у евре­ев, когда они выражаются точно, называя право естественное "мит-свот", а право установленное "кукким", причем первое слово ев­реи-эллинисты передают греческим словом "справедливость", а вто­рое — греческим словом "повеление"1.

Естественное правоопределяется им как "предписание здра­вого разума"2. Согласно этому предписанию, то или иное действие — в зависимости от его соответствия или противоречия разумной при­роде (т. е. требованиям, природе разума) — признается либо мо­рально порочным, либо морально необходимым. Естественное пра­во, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенно­го) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустанов-ленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Волеустановленное право,имея своим источником волю (че­ловеческую или божественную), соответственно делится на пра­во человеческое и право божественное. Человеческое право, в свою очередь, подразделяется Гроцием на внутригосударствен­ное право, человеческое право в узком смысле (по сравнению с внутригосударственным правом) и человеческое право в широ­ком смысле.

Внутригосударственное правохарактеризуется Гроцием как право, которое исходит от гражданской власти. Это — так называе­мое позитивное право (гражданские законы). Государствопри этом определяется как "совершенный союз свободных людей, заключен­ный ради соблюдения права и общей пользы"3. Речь, следователь­но, идет о договорной концепции государства."...Матерью же внут­ригосударственного права, — пишет он, — является само обяза­тельство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права"4. Сам принцип соблюдения договоров (в том числе и договора об установ­лении государства и, следовательно, также государственных зако­нов) диктуется естественным правом, ибо, замечает Гроций, необ­ходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств.

1 Там же. С. 71.

2 Там же.

3 Там же. С. 74.

4 Там же. С. 48.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени

Естественное право выступает у Гроция в качестве необходи­мой основы для учения о внутригосударственном праве в виде на­учной системы.Внутригосударственное право изменчиво во вре­мени и различно в разных местах (сообществах). И только благода­ря учению о естественном праве можно, по мысли Гроция, придать юриспруденции форму и характер научной, собственно теоретиче­ской дисциплины1. "Многие до сих пор, — замечает он, — предпри­нимали попытку придать этой отрасли научную форму, но никто не сумел сделать этого, да, по правде говоря, это и невозможно было выполнить иначе, как тщательно отделив то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы; на подобное обстоятельство до сей поры как раз и не было обращено должного внимания. Ибо ведь то, что вытекает из природы вещи, всегда пре­бывает тождественным самому себе и потому без труда может быть приведено в научную форму; то же, что возникло путем установле-ния, часто изменяется во времени и различно в разных местах, а потому и лишено какой-либо научной системы, подобно прочим по­нятиям о единичных вещах"2.

Учение о неизменном естественном праве образует, согласно Гроцию, "естественную, неизменную часть юриспруденции"3. Идея Гроция имеет и гораздо более широкое, общеметодологическое зна­чение, состоящее в указании на то, что юриспруденция как наука о праве и научная система праваимеет дело не с изменчивыми положениями сменяющих друг друга законов, а с объективной при­родой и сущностью права. И именно поэтому система прававысту­пает как научная основа системы законодательства.

Волеустановленное человеческое право в более узком(по срав­нению с внутригосударственным правом) смысле, согласно Гроцию, бывает различного характера и охватывает веление отца (отцов­ское право), веление господина (господское право) и т. п. Это право, хотя и не исходит от гражданской власти, но подчиняется ей. Воле­установленное же человеческое право в более широком(чем внут­ригосударственное право) смысле — это, по Гроцию, "право наро­дов, а именно — то, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них"4.

Волеустановленное божественное правоимеет, по Гроцию, своим непосредственным источником волю бога.

1 Уместно отметить, что устремления Гроция- при всей специфике его подхода и словаря - по своему теоретико-концептуальному и логическому смыслу созвучны современным представлениям о теории (и философии) права как основе учения о законе. Существенным и актуальным аспектом этой проблематики является идея необходимости научно обоснованной системы отраслей правакак объективной ос­новы для надлежащей законотворческой деятельности, для определения соответ­ствующих отраслей (и направлений) законодательства.

Наши рекомендации