Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения
Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям.
Наличие мировоззрения является показателем социальной зрелости как отдельно взятых индивидов, так и их групп или общностей. В структуре мировоззрения различают мироощущение ( эмоциональное переживание себя в мире), мировосприятие (формирование познавательных образов, наглядных представлений) и миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). Различают обыденный и теоретический уровни мировоззрения. В основе обыденного мировоззрения преобладают эмоционально насыщенные знания, полученные в повседневной жизни и основанные на здравом смысле. Данный уровень мировоззрения, в отличие от теоретического, формируется стихийно, бессистемно. Здесь велика вероятность ошибок и заблуждений. Неотъемлемым атрибутом теоретического мировоззрения является специальный критический анализ уже имеющегося знания.
Соответственно этим уровням мировоззрения различают обыденную и
теоретическую философию. Именно теоретическую философию считают ядром рационального мировоззрения. Философия наряду с мифологией, религией и наукой является историческим типом мировоззрения.
Характеристику функций мировоззрения можно дать, на наш взгляд, если трансформировать имеющиеся характеристики функций философии. Это вполне допустимо с учетом того, что философия является общественно-историческим типом мировоззрения. С учетом этих допущений можно выделить такие функции мировоззрения:
- методологическая функция - выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека;
- гносеологическая функция - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания;
- аксиологическая функция - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя;
- социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе;
- критическая функция - выражается в критическом осмыслении окружающего мира и самого себя;
- прогностическая функция - выражается в прогнозировании развития окружающего мира и самого себя;
- интеграционная функция - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей,
- воспитательная функция - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.
Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения.
Мифология- исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам находящимся на ранней стадии развития и характеризующийся: а) нерасчлененностью в мышлении эмоций и знаний, субъективного и объективного; б) очеловечиванием фрагментов космоса, их одушевлением, в) безразличием к противоречию религия - исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, а также жесткая ритуализация жизни, наличие культовых сооружение или предметов культа. наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Сходство философии с данными типами : Религия (раскрывает общечеловеческие ценности. Ряд истин философии, как и истины религии , не подлежит ни опытной проверки, ни опровержению.), Наука (целенаправленность формирования, логическая последовательность, системность и обоснованность знания. Использование особого категориального аппарата. Установка на выявление закономерностей. Критическое отношение к уже имеющемуся знанию.)
Отличительные черты философии: мифология (отказ от персонификации различных фрагментов мироздания. Объяснения многообразия существующего в мире на основе единого принципа или начала), религия (Высокая мобильность философии), наука (поиск предельно общих оснований и принципов всего существующего. Философия призвана придать всем другим наукам систематическое единство. Нет абсолютно истинных, или абсолютно ложных положений. Нередко ценностью обладает не конечное знание, а путь ведущий к нему. Истины философии чаще не подлежат опытной проверке. Философия видит мир из человека, а наука вне человека. Многовариативность подходов к решению проблем. В истории философии не наблюдается прогресса).