Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
Милетская школа
Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа Милет— город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком. К представителям данной школы относятся: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес (ок. 625—547 гг.до н.э.) — древнегреческий мудрец, которого многие авторы называют первым философом Древней Греции. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии), ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был в Египте). Он был математиком (доказал теорему Фалеса), физиком, инженером; участвовал в политической жизни Милета. Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя». Философские воззрения. Фалес был стихийным материалистом, первоначалом бытия считал воду.Вода — разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушевленным (гилозоизм); именно боги и души — источники движения исамодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притягивает железо. Космология и космогония. Все возникло из воды, из нее все начинается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.
Анаксимандр. (ок. 610—546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, ученик Фалеса. Некоторые авторы именно Анаксимандра, а не Фалеса называли первым философом Древней Греции. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции составил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (глобус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии. Философские воззрения. Первоосновой мира считал апейрон— вечное неопределенное и беспредельное материальное начало. Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит все вмире: Воздух, Вода, Огонь, Земля. Таким образом, все существующее в мире происходит из единого (апейрона). С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой произойдет и его гибель. Происхождение жизни и человека. Живое зародилось под воздействием небесного огня из ила — на границе моря и суши. Первые живые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри огромных рыб, потом первочеловек вышел на сушу.
Анаксимен (ок. 588—525 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, метеорологией. Философские воззрения.
Был стихийным материалистом и в качестве первоначала всего сущего выбрал
воздух-самую бескачественную и неопределенную из четырех стихий. Космогония икосмология. По Анаксимену, все возникает из воздуха. В своем обычном состоянии, будучи равномерно распределен, воздух не заметен Заметным же он делается под влиянием тепла, холода, влажности и движения. Именно движение воздуха есть источник всех происходящих перемен, главным при этом является его сгущение и разрежение. При разрежении воздуха образуется огонь, а затем — эфир; при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни. Учение о душе. Беспредельный воздух является началом не только тела, но и души. Таким образом, душа воздушна, а значит, и материальна. Учение о богах. Анаксимен считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.
Эфесская школа
Гераклит(ок. 544—480 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфесский. Философские воззрения.Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь.Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая». Диалектика. Является её родоночальником. Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытиё» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»). Космология и космогония. Все в мире возникает из огня, и это «путь вниз» и «недостаток» огня (схема 20). По мнению Гераклита, космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой суд (так как огонь живой и разумный). Учение о душе. Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум — это Огонь (Логос). Гносеология. Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны. Судьба учения. Идеи Гераклита об Огне-Логосе во многом послужили основой учения стоиков. Идеи диалектики стали привлекать серьезное внимание только начиная с эпохи Возрождения, последовательное применение и развитие они нашли в философии Гегеля и марксизме.
Пифагорейский союз
Пифагорейский союз (табл. 20), созданный Пифагором, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закрытая организация, а учение его — тайным. В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготовку. Пифагор(ок. 580—500 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. В г. Кротоне основал свою школу — Пифагорейский союз. Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии. Философские воззрения. Первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа(имеются в виду целые натуральные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка — с треугольником, четверка — с четырехугольником и т.п.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь — из тетраэдров (четырехгранных пирамид), Воздух — из октаэдров (восьмигранников), Вода — икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) — Эфире; частицы Эфира — додекаэдры (двенадцатигранники). Пифагор верил в переселение душ (метемпсихоз). Космология. В центре мира находится Земля (геоцентризм), все небесные тела движутся в Эфире вокруг
Земли и производят монотонный звук определенной высоты, совместноэти
звуки создают мелодию («музыку небесных сфер»), которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор. Судьба учения. Через неоплатонизм пифагореизм оказал определенное влияние на всю последующую европейскую философию, базирующуюся на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чисел повлияла на каббалу, натурфилософию и различные мистические течения.
Элейская школа
Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, используя философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение». У элеатов первых появилась оценка чувственного телесного мира как «неистинного» и «иллюзорного» — ему был противопоставлен «истинный», умопостигаемый мир. Судьба учения. Учение элеатов оказало значительное влияние на Платона, Аристотеля и всю дальнейшую европейскую философию, а апории Зенона и сегодня вызывают значительный интерес и многочисленные попытки их разрешить.
Ксенофан (ок. 565—473 гг. до н.э.) — древнегреческий философ в г. Элея в Великой Греции стал основателем Элейской школы. Философские воззрения. Первооснова всего сущего у него — Земля.Она своими корнями простирается в бесконечность. Вода — соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и Воды. Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги творят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию. Бог един, вечен, однороден и неизменен. Отождествление истинного бога с космосом (бытием) позволяет назвать Ксенофана предтечей пантеизма.Утверждение о неизменности мира делает Ксенофана основоположником метафизикив современном смысле этого термина. Гносеология.Постичь сущность мира можно только с помощью разума. Правда, разум нас тоже временами обманывает, но постепенно люди могут приблизиться к постижению истины. Но высшим и абсолютно правильным знанием обладает только бог. Человеческое познание является ограниченным, оно есть всего лишь субъективное мнение. Эти утверждения позволяют назвать Ксенофана предтечей скептицизма.
Парменид (родился примерно в 504—501 гг. до н.э. — древнегреческий философ, учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Центральные проблемы философии Парменида — соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) — не существует. Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.
Зенон Элейский(ок. 490—430 гг. до н.э.)— древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеников Парменида. Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории(затруднения), доказывающие невозможность движения. Апории Зенона служат для того, чтобы доказать невозможность движения в истинном, умопостигаемом мире.
Атомистическая школа.
Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего имеется в виду учение Демокрита.
Демокрит.Примерное время жини — ок. 460—370 гг. до н.э. Родился в г. Абдеры (Эллада). Философские воззрения. Первоначало. Первоначалами бытия являются атомыи пустота,в которой находятся и движутся атомы. Атомы (букв, «неделимые») — это мельчайшие, неделимые частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не исчезают. Четыре традиционные стихии Демокрит считал вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь — только из шарообразных. Учение о первичных
и вторичных качествах. Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет,
запах, тепло и т.п. Все эти качества — результат восприятия атомов нашими органами чувств. Космология и космогония. Мир в целом — беспредельная пустота, в котором существует бесконечное количество миров, состоящих из атомов. Детерминизм. Ничто, происходящее в мире, не возникает беспричинно, все появляется в силу необходимости. Случайность придумали люди для оправдания собственного невежества. Происхождение жизни и человека. Живое возникает из неживого без вмешательства богов и без какой-то цели. Источник движения для людей и животных — душа; она, как и все остальное, состоит из атомов. Со смертью тела душа распадается и погибает. Происхождение религии и атеизм. Источник веры в богов — страх перед силами природы, которые человек не может объяснить. Все происходящее в мире — результат движения атомов.
Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
Сократ (470/469-399 до и. э.) — современник Демокрита. В противоположность ему считал ненужным и даже вредным изучение природы. «Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям». Да мы и не способны управлять природными явлениями.
Сущностью человека Сократ считал душу как «сознающее Я». А если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души.
Сократ изменил отношение к системе ценностей. Истинные ценности не связаны с внеишим (богатство, слава) и телесным (жизнь, физическое здоровье, красота). Истинные ценности — сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.
Сократ полагал, что безнравственный поступок — плод незнания истины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Никто не грешит сознательно. Тот, кто совершает зло, делает это по незнанию. Для Сократа мудрость и нравственность неразделимы. Главная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
♦ умеренность (знание, как обуздывать страсти);
♦ храбрость (знание, как преодолевать опасности);
♦ справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Подобно софистам, Сократ претендовал на роль учителя, но учителя не отдельных лиц, а всего афинского народа. Нужно учить истинному знанию — усмотрению общего в вещах. В отличие от софистов Сократ верил в возможность объективного знания. Он не обещал ученикам, что раскроет им истину, он предлагал им совместно искать ее в дружеской беседе. Цель «сократического метода» — обнаружение сущности исследуемого объекта, общей для всех его случаев.