IV. Тесты для самопроверки
Семинар 5
Тема «Европейская философия XVII – XVIII вв.»
I. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Характеристика Европейской философии начала Нового времени:
- социокультурные предпосылки философии Нового времени;
- номинализм и эмпиризм Ф.Бэкона;
- метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты; учение о врожденных идеях;
- номинализм Т.Гоббса;
- учение о субстанции Б. Спинозы;
- учение о множественности субстанций Г. Лейбница.
2. Характеристика философии Просвещения:
- философские воззрения Вольтера (Франсуа Мари Аруэ);
- Монтескье об основных видах законов и типах правления;
- социально-политические воззрения Ж.-Ж. Руссо;
- материализм и атеизм Д. Дидро.
3. Характеристика Немецкой классической философии:
- наукоучение И.Г. Фихте;
- натурфилософия Ф.В.Й. Шеллинга.
II. Практические задания к семинарскому занятию
1. Познакомившись с основными положениями философских воззрений И. Канта, написать реферат (приблизительный план):
- докритический и критический период становления И. Канта;
- важнейшие достижения;
- кем можно назвать И. Канта: деистом, объективным идеалистом, дуалистом, субъективным идеалистом, агностиком?
- виды суждений;
- познавательные способности человека;
- «Критика чистого разума» И. Канта;
- этика И. Канта;
- влияние учения И. Канта на дальнейшее развитие философии.
2. Отразите стадии развития Абсолюта и структуру философии по Г.В.Ф. Гегелю в таблице
Стадии развития | Характеристика | Части философии |
3. Графически отобразите философскую систему Г.В.Ф. Гегеля.
4. Схематично отразите структурные элементы Бытия Г.В.Ф. Гегеля.
III. Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Самостоятельно изучите философскую систему Л.А. Фейербаха (антропологический материализм).
IV. Тесты для самопроверки
Новое время. Немецкая классическая философия 1 – вариант | Новое время. Немецкая классическая философия 2 – вариант |
1. В науке видел источник счастья и благополучия человека, и считал, что «знание – сила»: 1. Ф. Бэкон 2. Дж. Бруно 3. Т. Гоббс 4. К. Маркс | 1. Методологию экспериментального естествознания как залог будущего могущества человека развивал: 1. Т. Гоббс 2. Ф. Бэкон 3. И. Ньютон 4. Н. Коперник |
2. Философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств: 1. эмпиризм 2. сенсуализм 3. детерминизм 4. феноменология | 2. Теория познания этого мыслителя строилась на принципах сенсуализма: 1. Ф. Бэкон 2. Р. Декарт 3. Т. Гоббс 4. И. Кант |
3. Метафизика является основанием для «древа знания» в работах: 1. Т. Гоббса 2. Р. Декарта 3. Б. Спинозы 4. Дж. Локка | 3. Государство возникло: 1. в результате общения людей 2. в результате общественного договора, соглашения 3. в результате разделения труда и подчинения одних людей другим 4. под влиянием идей древних философов |
4. Материальная и идеальная субстанции у Р. Декарта обладают атрибутами: 1. мышлением и воображением 2. ощущением и восприятием 3. чувствами и волей 4. мышлением и протяженностью | 4. Изречение Р. Декарта «Cogito ergo sum» буквально переводится: 1. Я существую, а потому действую 2. Я существую и мыслю 3. Я мыслю, следовательно существую 4. Я мыслю, следовательно у меня есть разум |
5. Дедукция – это: 1. движение мысли от единичного к общему 2. восхождение процесса познания от общего к единичному 3. размышление об общем и частном 4. познание всеобщего без рассмотрения частного | 5. Индукция – это: 1. движение мысли от единичного к общему 2. восхождение процесса познания от общего к единичному 3. размышление об общем и частном 4. познание всеобщего без рассмотрения частного |
6. Противопоставил дуализму Р. Декарта принцип монизма: 1. Б. Паскаль 2. Н. Коперник 3. Т. Гоббс 4. Б. Спиноза | 6. Мир состоит из мельчайших элементов – монад. Так считал: 1. Б. Паскаль 2. Дж. Локк 3. Г. Лейбниц 4. И. Кант |
7. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» - цитата из произведения: 1. Ф. Вольтера 2. Ж.Ж. Руссо 3. Д. Дидро 4. П. Гольбаха | 7. Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, защищали принцип: 1. материальности мира в его механистической форме 2. преобладания идеального в мире над материальным 3. эволюции в развитии общества 4. детерминизма в науке |
8. Заслугой И. Канта состоит в том, что он: 1. отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать) 2. разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях 3. определил направление развития философии экзистенциализма 4. ответил на вопрос о происхождении человека и общества | 8. Немецкий классик философии Г. Гегель преимущественно развивал: 1. учение о законах и категориях диалектики 2. философию жизни 3. учение об обществе 4. учение о человеке и его общественном бытии |
9. В философии И. Канта априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание – это: 1. трансцендентное 2. идеальное 3. трансцендентальное 4. материальное | 9. Заслугой И. Канта состоит в том, что он: 1. отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать) 2. разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях 3. определил направление развития философии экзистенциализма 4. ответил на вопрос о происхождении человека и общества |
10. По словам И. Канта, над всеми другими существами человека возвышает наличие: 1. разума 2. рук и ног 3. развитых органов чувств 4. самосознания | 10. Нравственный закон значимый сам по себе, выражающий абстрактную обязанность: 1. категорический запрет 2. категорический закон 3. категорический норматив 4. категорический императив |
11. Для И. Фихте подлинная реальность – это: 1. единство субъекта и объекта 2. единство разума и воли 3. единство материального и идеального 4. единство людей в стремлении познать самих себя | 11. Условие совместного существования людей в обществе по убеждениям И. Фихте: 1. ограничение потребностей 2. ограничение свободы каждого лица 3. ограничение свободы передвижения 4. отсутствие ограничений |
12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального: 1. И. Кант 2. Г. Гегель 3. Л. Фейербах 4. Ф. Шеллинг | 12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального: 1. И. Кант 2. Г. Гегель 3. Л. Фейербах 4. Ф. Шеллинг |