Е. замятина и а. платонова

См. Приложение в конце книги.

Приложение

Тест по урокам 1—2

(можно использовать как индивидуальные задания на карточках)

Вариант I

1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже ХIХ—ХХ веков?

2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Дайте характеристику основных политических сил в России в начале ХХ века.

4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»

5. В чем суть «богоискательства»?

6. Кто ввел определение «Серебряный век»:

а) Н. Бердяев, в) А. Блок,

б) Н. Оцуп, г) Вл. Соловьев.

7. Назовите имена писателей-реалистов, живших и работавших в начале XХ века.

8. Дайте определение понятия «Серебряный век».

9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?

Вариант II

1. Каковы были общественные настроения в России в начале ХХ века?

2. Каковы философские предпосылки сдвигов общественного сознания рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Как вы считаете, что объединяет общественные процессы рубежа ХIХ—ХХ и ХХ—ХХI веков?

4. Дайте свой комментарий к тезису Вл. Соловьева: «Конец истории сошелся с ее началом».

5. Какова, по мнению «богоискателей», роль искусства и литературы в современном им обществе?

6. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?

а) К. Бальмонт, в) А. Фет,

б) Н. Гумилев, г) В. Брюсов.

7. Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале ХХ века?

8. Дайте определение понятия «модернизм».

9. Какую роль отводили модернисты искусству?

10. Чему противопоставлен лозунг «партийности» литературы?

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Вариант I

1. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?

а) А. Блоку в) А. Чехову

б) А. Куприну г) И. Бунину

2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «...тучный, высокий, серебряный старец... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом..., чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми полукругами...»

3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина: «...Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное...»

4. В каких произведениях русских писателей мы встречались с темой «маленького человека»? Перечислите героев этих произведений. Можно ли отнести к той же проблематике рассказ «Гранатовый браслет» и почему?

5. Каким образом в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показаны полное ничтожество и безликость существа главного героя?

Вариант II

1. Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

а) М. Горький в) А. Куприн

б) И. Бунин г) Л. Андреев

2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «...Оригинальную красоту ее лица... нельзя было позабыть... Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности...»

3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина: «...Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах...»

4. Что вы знаете о жанре мелодрамы и о сути конфликта мелодраматических произведений? Можно ли отнести рассказ «Гранатовый браслет» к жанру мелодрамы и почему?

5. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Тест по творчеству А. Белого

Вариант I

1. Назовите настоящую фамилию Андрея Белого.

2. Как назывался литературный кружок, организованный А. Белым в 1903 году?

3. Андрей Белый писал: «Золото и лазури» — иконописные краски Софии; иконное изображение Софии сопровождает те краски; и у В. Соловьева: «Она — пронизана лазурью золотистой... Она опускается с неба на землю, перенося свое золото и лазурь к нам, сюда...» Какую функцию выполняют «золото» и «лазурь» в стихотворениях «Огонечки небесных свечей...», «Солнце» и других? Какое настроение придают они указанным стихам?

4. Если согласиться с утверждением Г. А. Гуковского, что в стихах Белого «речь не о том, о чем говорят слова», то о чем тогда, по вашему мнению, речь? Поразмышляйте на эту тему, имея ввиду, что А. Белый поэт-символист.

5. Можете ли вы согласиться с тем, что в стихотворении «Из окна вагона» и других, в которых представлен образ России, преобладает «тема хаоса»? Если да, то в чем вы увидели ее преобладание?

Вариант II

1. Под чьим влиянием появился псевдоним А. Белого?

2. К какому поэтическому направлению принадлежал А. Белый?

3. Литературовед В. Пискунов пишет: «Цветовой код для Белого-автора «Золота в лазури» — одно из главных средств передачи переживаний тех лет: ощущения всеобщей связанности бытия... предчувствия приближающегося Апокалипсиса... надежд на скорое воцарение на земле Софии — Вечной любви и высшей Мудрости...» Как вы думаете, какие переживания владели автором сборника «Золото в лазури»? Есть ли среди них те, о которых пишет исследователь?

4. Как представлено прошлое в известных вам стихах о России из сборника «Пепел»? Какие определения необходимо подобрать для характеристики прошлого России по книге А. Белого «Пепел»?

5. Согласны ли вы с высказыванием Ю. Лотмана, что поэтический язык Андрея Белого эзотеричен (таинственен, скрыт) и имеет лишь «второстепенное, служебное значение»? Почему?

Наши рекомендации