Философия, ее предмет и роль в обществе
1. О происхождении термина «философия».
2. Мировоззрение как духовно-практический феномен.
3. Предмет и структура философии.
4. Философия и наука. Роль философии в жизни общества и человека.
1. О происхождении термина «философия»
1. Слово «философия» буквально означает «любовь к мудрости» (от греч. Phileo – любовь и Sophia – мудрость). Считается, что первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор (вторая половина VI в. – начало V в.). Согласно легенде, Пифагор на вопрос одного из греческих градоначальников, кто он такой, ответил: «Философ, что значит «любомудр». Пифагор сравнивал жизнь с олимпийскими играми, где среди толпы присутствующих можно различить три группы: первые приходят для участия в соревнованиях, вторые торговать, а третьи – это зрители, «болельщики», которые приходят созерцать красоту спортивных состязаний. Последних Пифагор ценил очень высоко, они мудрее всех. Но что такое мудрость? Кого называют мудрецом? Обычно так не говорят о человеке, который чрезвычайно начитан. Можно знать всю таблицу Менделеева, разбираться в высшей математике, ядерной физике, астрономии и экономических теориях, но все это не делает человека мудрым. Один древнегреческий философ говорил: «Многознание уму не научает».
Не называют мудрецом и человека, много умеющего, способного, например, быть хорошим конструктором технических устройств, зарабатывать много денег, организовать эффективный бизнес. Здесь более уместны другие слова: хороший специалист, удачливый и грамотный бизнесмен и т.п. Что же есть мудрость, если это не знание и не умение в их обычном смысле?
Древнегреческий философ Демокрит, например, полагал, что быть мудрым – значит правильно мыслить, правильно говорить и правильно поступать. Это триединство мудрости по-своему выражало античное понимание цельности человеческой натуры. Для древнегреческих мыслителей философия была не только формой знания, познания, но и формой жизни, бытия. И даже, прежде всего, формой или образом жизни.
Мудрыми обычно называют тех, кто имеет большой жизненный опыт, большие умственные и духовные возможности, кто может дать ценный совет: как преодолеть жизненные невзгоды, как поступить в той или иной ситуации, как жить и для чего. Мудрые видят то, что скрыто для обычных людей, они глубже понимают суть вещей, человеческую душу и природу.
Они находятся в гармонии со Вселенной и могут научить других, как жить в мире и в счастье.
Тот же Пифагор говорил, что по-настоящему мудры только боги, философия – это не сама мудрость, а стремление к ней. Мудрости как таковой научить нельзя, а философии – можно. Человек способен приобрести хорошие научные и философские знания, но станет ли он после этого мудрым – это еще большой вопрос. Все зависит от того, станут ли эти знания органической частью его жизненного опыта, сумеет ли он научиться «жить не по лжи» (А. И. Солженицын), в соответствии с принципами Истины, Добра и Красоты, и помочь в этом другим. Тогда, быть может, он приобретет право называться мудрым.
Представление о философии как о «любви к мудрости» в дальнейшем дополнилось мыслью о том, что это – знание о наиболее фундаментальных основаниях бытия и мышления. И вообще, представления о предмете философии, сохраняя указанные характеристики, получили дальнейшее развитие в ходе исторического бытия философии.
В истории философии, которая насчитывает около 3000 лет, содержится богатейший опыт познания человеком мира и самого себя, опыт становления логики человеческого мышления, формирования нравственных и эстетических представлений, философского осмысления социального и политического бытия человечества. Изучая историю философии, мы получаем возможность прикоснуться к мировой культуре во всем ее противоречивом развитии. Ибо философия, по замечанию выдающегося немецкого философа Гегеля, – это эпоха, «схваченная в мысли», квинтэссенция человеческой культуры.
Человек – это единственное существо на Земле, способное познать окружающий мир и самого себя. Результат этой способности – знание, которое может претвориться в материальные объекты, социальные структуры, государственные образования, но для этого они должны превратиться в идею. В идее содержится цель деятельности и представления о будущем. Идея отражает намерения и цели человека, которые образуют его мировоззренческую систему.
2. Мировоззрение
как духовно-практический феномен
Мировоззрение – это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида, или социального субъекта, и органично входят в его поступки и нормы мышления. В случае несоответствия мыслей и действий человека возникает кризис существующих мировоззренческих ценностей, возникает проблема разработки новых ценностей и мировоззрения. Без этого общество не может существовать, так как мировоззрение является формой его социального самосознания, через которую субъект осмысливает свою социальную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность.
Мировоззрение – это духовное явление, которое побуждает к практическим действиям, к определенному способу жизни и мысли. Основной вопрос мировоззрения – это отношение «Человек – Мир». В структурном плане в нем выделяют такие уровни, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Эмоциональные и интеллектуальные компоненты человеческой субъективности по-разному представлены в различных мировоззренческих системах и обусловливают их разнообразие. В мифологии, например, мироощущение преобладает над миропониманием, а в философии – наоборот.
По способам существования мировоззрение делится на групповое и индивидуальное, хотя вне личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По глубине и четкости отражения мировоззрение делится на обыденно-практическое и теоретическое, разновидностью которого является философия. Жизненно-практический уровень включает навыки, обычаи, традиции – все то, что черпается из жизненного опыта человека. Теоретическое мировоззрение выражается в логически упорядоченных системах, в основе которых лежит определенный понятийный аппарат и логическое обоснование.
Но все виды мировоззрения, независимо от того, как они классифицируются, объединяет наличие убеждения. Это – ядро и смысл мировоззрения, поскольку именно убеждения и объединяют мысль и идею, воплощают идею в практическую деятельность. Отказ от убеждений или разочарование в них – всегда личностная трагедия, так как убеждения являются идеей, которая прошла через сердце личности, пережита и выстрадана ею.
Знания, убеждения, представления, идеи, чувства – это важнейшие структурные компоненты мировоззрения. Опосредованные опытом личности, они принимают участие в формировании жизненной позиции. Не может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое осуществление; вера же неотделима от любви, человек верит и надеется на то, что он считает святым и дорогим для себя. Поэтому мировоззрение – не только знание и осведомленность, это еще и жизненный процесс, а именно – духовно-практическое освоение мира, в котором существующей реальности противостоит мир должного, мир идеалов, целей, надежд, иначе говоря, мир желанного бытия.
Итак, мировоззрение – это не просто общие представления о мире, а форма общественного самосознания человека, узловыми категориями (т.е. наиболее общими, фундаментальными понятиями) которого выступают понятия «человек» и «мир». Через эти понятия субъект мировоззрения осознает свое предназначение и формирует жизненные установки. Мировоззрение по своей сути – явление универсальное, так как соединяет знания и чувства в убеждения. Оно имеет практический характер, поскольку ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования, выражает установки поведения человека и смысл его жизни. В этом и выражается функциональное предназначение мировоззрения.
Мировоззрение – постоянный спутник человеческой жизнедеятельности на любом этапе истории общества. Среди исторических типов мировоззрения обычно выделяют мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое мировоззрение является исторически первой формой духовно-практического освоения мира. Ему присущ антропоморфизм, т.е. отождествление природных сил с человеческими, перенос на природу человеческих качеств. Миф был исторически первой формой самосознания, которая отделилась от практики. Здесь кроются истоки его антропоморфизма. Для мифологического мировоззрения характерно, во-первых, понимание рода как коллективной личности, убежденной в наличии общего предка – тотема. В условиях того времени тотемизм оказался чрезвычайно практичным, поскольку объединял индивидов в родовую целостность, а поэтому был жизненной силой. Собственно в этом и состоит главное предназначение мировоззрения вообще. Во-вторых, мифологическое мировоззрение в значительной степени обращено в прошлое, тотемный предок считался идеалом деятельности. В-третьих, поскольку мифологическое мировоззрение антропоморфно, неизбежно формирование анимистической картины бытия, т.е. одухотворение всего сущего. Это очеловечивание природы является следствием нерасчлененности бытия на субъект и объект, а нераздельность человека и космоса, человека и природы означает, что в мировоззрении преобладает мироощущение.
Мифологическое мировоззрение выполняет важные общественные функции: оно служит средством передачи родового опыта, традиций, ценностей. Оно является регулятором отношений в первобытном обществе.
Религиозное мировоззрение является более поздней и зрелой формой мировоззрения человечества, а поэтому и более изученной. В ней бытие осваивается иными, чем в мифе, способами. В религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, а поэтому преодолевается характерная для мифа нераздельность человека и природы и закладываются основы проблематики, которая станет специфичной для философии. В религии идея отделяется от материи и даже противопоставляется ей. Мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. Мифологические же персонажи, люди, а в поздних мифах и боги живут в мире обычном и едином (боги, например, на горе Олимп).
В религии возникает совсем иной мир, недоступный органам чувств и разуму, а поэтому в объекты сверхъестественного мира нужно верить. Вера и является главным способом освоения мира. Религия постулирует мир идеальных сущностей, что практически ведет к обоснованию приоритета духа над телом, необходимости заботы о душе со всеми вытекающими отсюда последствиями для образа жизни верующих. Связь с Богом через культ и религиозную организацию (церковь) является критерием наличия религиозного мировоззрения.
В религии, наряду с мироощущением, хорошо развито и миропонимание, иначе говоря, имеется религиозная идея, которая обосновывается теологами. Но в религиозном мировоззрении – это одна из его особенностей – идея пронизана своеобразным экзальтированным чувством, она переживается и оживляет веру.
Если для мифа главным было обоснование связи индивида с родом, то для религии – достижение единства с Богом как абсолютной ценностью. В этом состоит положительное значение религии. И действительно, что такое жизнь, если в ней ничего святого и все может ставиться под сомнение. Но и засилье религиозного мировоззрения может представлять опасность, особенно когда имеет место религиозный фанатизм. Но такую же опасность может представлять и воинствующий атеизм, о чем свидетельствует отечественная история прошлого столетия.
Философское мировоззрение – это теоретически сформулированное мировоззрение. Оно призвано создавать целостное миропонимание, объяснять объективную реальность, раскрывать предельные основания человеческой деятельности в системе логических категорий и законов. Для обоснования и доказательства своих положений философия обращается к разуму, к логико-понятийному аппарату.
3. Предмет и структура философии
В истории философии сложились и в разных вариантах постоянно повторяются так называемые вечные проблемы. Что такое человек? Что такое природа, или шире – Вселенная? Какая между ними связь и зависимость? Может ли человек познать себя, природу, общество? Каковы формы, методы, способы познания? Чем отличаются явления и сущность материального и духовного, идеального мира? Какой из этих двух миров является основой для возникновения и существования другого? Или они не зависят друг от друга? Что такое свобода? Имеются ли основания для того, чтобы человек и общество могли рассчитывать на получение свободы? Что такое человеческие ценности – Истина, Добро, Красота, Гармония? Что такое жизнь и смерть, каково их ценностное значение для отдельного человека и общества? Это далеко не полный перечень «вечных» философских проблем. Развитие общества и познания выдвигает и новые философские проблемы: о соотношении статистических и динамических закономерностей в научном познании, возможности искусственного интеллекта. Конечно, и «вечные» проблемы под влиянием новых знаний и новых социально-культурных условий решаются по-новому. Нетрудно заметить, что большинство из названных проблем направлены на выяснение отношений в системе «Человек – Мир». А это означает, что они являются мировоззренческими по своей сути. Общий мировоззренческий вопрос об отношении человека и мира приобретает в философии конкретный и в какой-то степени схематичный характер (что в целом характерно для теоретического знания). Чаще всего он трактуется как вопрос о соотношении бытия и мышления, материи и сознания, духа и природы. При этом те философы, кто считает первичным, определяющим материю, бытие, получили название материалистов, а их философская позиция, сложившаяся в философское направление, – материализм. Те же, кто считает первичным и определяющим сознание, дух, получили название идеалистов, а философское направление, которое они составили, соответственно идеализм. Этот вопрос имеет и вторую сторону – о познаваемости мира. Большинство философов считали и считают, что сущность вещей познаваема, но некоторые философы отказывались поддерживать такое решение вопроса. Они утверждали, что познаваемы лишь явления, а сущность вещей скрыта от человеческих чувств и ума. Эти философы получили название агностиков (агностицизм – от др.-греч. gnosis – «непознаваемый, непознанный» – направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности).
В целом же предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности в ее наиболее общих отношениях и связях, раскрытие предельных оснований человеческих действий в системе теоретических понятий, категорий и законов. Философия – это мировоззренческое знание, это теоретически сформулированное мировоззрение.
Исторически понятие предмета философии изменялось, для чего были как объективные, так и субъективные причины. К объективным причинам следует отнести состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний об окружающем мире (природе, человеке, обществе), о духовных, в первую очередь познавательных, особенностях и возможностях как отдельного человека, так и общества в целом. К субъективным причинам относятся своеобразие формы осмысления предмета философии тем или иным философом, философской школой или течением.
Исторически первой теоретической концепцией предмета философии была концепция древнегреческого философа Аристотеля: философия – это знание о последних, самых глубоких основаниях бытия, о сверхчувственных принципах бытия. Андроник Родосский (I в. до н. э.) ввел термин «метафизика» (от др.-греч. meta и physika – «после физики») для обозначения этого учения Аристотеля. Метафизика Аристотеля – одна из первых попыток самоопределения философии в сопоставлении с первыми шагами становления конкретного знания. Но в целом в античной философии ведущей была тенденция включения в философию всего имеющегося рационального знания.
В средневековой философии предмет философии как рационального, понятийного знания сводился, в конечном счете, к Богу. А сама философия была объявлена служанкой теологии.
Радикальные изменения в определении предмета философии начались под влияниям становления действительно научного знания и социальных процессов, которые привели к концу феодализма. В конце XVI – начале XVII в. возникает экспериментально-математическое естествознание и начинается процесс отделения от философии конкретных наук – сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, потом физики, химии, биологии и т.д. Возникает новая проблема – места философии в системе конкретных наук, соотношения предметов конкретных наук и предмета философии. В ходе решения этой проблемы выявились две противоположные тенденции: сторонники одной исходили из того, что, выделяя из себя конкретные науки, философия постепенно теряет свой предмет и, подобно шекспировскому королю Лиру, остается ни с чем, растворяясь при этом в конкретных науках. Согласно второй точке зрения, философия либо включает в свой предмет натурфилософию – особое философское учение о природе, либо, оставаясь метафизикой, не опираясь на данные конкретных наук, очерчивает предметы конкретных наук.
Только в XIX в. удалось принципиально определить специфику предметов конкретных наук и философии. К этому времени произошли качественные изменения в самих конкретных науках, а также в методологии философии. Наука становится дисциплинарно организованной, в ней синтетически объединены разные научные дисциплины. Но происходило такое объединение разнообразных отраслей научного знания не само по себе, а под влиянием философии, точнее, диалектического метода, который развивали и утверждали немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель на идеалистической основе. Затем этот метод на базе материализма развивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Здесь уместно отметить, что в философии и в конкретных науках XVII, XVIII вв. в целом господствовал метафизический метод мышления. Термин «метафизика» использовался теперь и в другом значении, не только для обозначения теоретической или спекулятивной философии, но и для обозначения философского метода, противоположного диалектике. Если метафизика рассматривала все явления в природе, обществе и мышлении как существующие изолированно друг от друга, без взаимной связи, вне развития, то диалектика, напротив, исходила из универсальной связи всех явлений мира и принципа всеобщего развития. При этом в рамках диалектико-материалистической философии было сформулировано понимание предмета философии как изучение всеобщих законов развития природы, общества и мышления. Таким образом, никакого исчезновения предмета философии в ходе «отпочкования» от неконкретных наук не произошло. Философия – это знание о всеобщем в мире. В ходе исторического развития произошло предметное самоопределение философии. В предмете философии по существу никогда и не было объективных предметов нефилософских наук, считают сторонники концепции «предметного самоопределения философии»[1]. Предмет философии стабилен, это – всеобщее в системе «Мир – Человек». В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее в бытии человека. Философия – это система взглядов на мир и на отношение к нему человека.
Итак:
· исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;
· философия изучает наиболее общие основы бытия, универсальные закономерности функционирования и развития природы, общества и мышления;
· основным средством познания является разум;
· эмпирической базой философского знания является совокупность данных конкретных наук и общественно-историческая практика;
· философия как мировоззренческое знание сочетает в ходе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным.
Философия – это форма общественного сознания, направленная на постижение сущности природного и социального бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла жизни человека.
В структуру философии входят следующие основные разделы:
· онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии;
· гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании;
· социальная философия – раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов;
· философская антропология – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека;
· философия истории – раздел философии, призванный ответить на вопросы о том, что́ есть история, каков ее смысл и конец, если вообще таковые имеются;
· эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Основным предметом изучения является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (наряду с прекрасным – возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т.д.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении;
· этика (греч. ethika: от ethos – нрав, обычай, характер, образ мысли) – теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни;
· логика (от греч. logos – философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла) – философская наука, изучающая логические формы человеческого мышления и законы, которым подчиняется мышление;
· философия науки и техники – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки и техники;
· история философии – философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания.
4. Философия и наука.
Роль философии в жизни общества и человека
Длительное время в отечественной литературе утверждалось, что философия – это наука. Сейчас многие бросились в другую крайность, категорично утверждают, что философия наукой не является. Доводы приводятся следующие: во-первых, наука изучает определенные объекты, а философия – отношения субъекта к объекту; во-вторых, наука опирается на эмпирические данные, а у философии такая база отсутствует. Оба этих тезиса звучат неубедительно. Суть научности не в том, что именно изучается, а в доказательности, выверенности и систематизированности знания. Итак, математика изучает всеобщие отношения, структуры; социально-гуманитарные науки стремятся осмыслить человека и общество, субъективную реальность; естествознание в целом имеет дело с объективной реальностью. Философия изучает субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения, и в таком понимании она является наукой. И действительно, философские утверждения могут быть достоверными как логически, так и фактически.
Но почему существует множество философских направлений, течений и учений, почему философы непрерывно оспаривают учения своих коллег по цеху? Это объясняется тем, что философия – это мировоззренческое знание, а мировоззрения отражают разные идеалы, разное отношение к миру. В той мере, в какой философ является не исследователем, а последователем какого-либо мировоззрения, он переходит в область, находящуюся за пределами науки. Но это вовсе не означает, что его теории антинаучны.
Все это свидетельствует о том, что философия не сводится к науке. Философ может научно сопоставлять различные мировоззрения, вскрывать их ценностные предпосылки и выводить из них возможные следствия. И если он отдает предпочтение, например, идее социального равенства (или наоборот), то этот выбор совершается за пределами науки, он определяется социальной средой, в которой живет философ, традициями, идеалами и т.п. До определенной степени все это можно осмыслить и наукой, но главнейшая основа здесь более глубокая и неподвластна научному анализу. Можно сколько угодно рассуждать о том, что лучше умереть стоя (это благороднее), чем жить на коленях (это выгоднее), но склонность к выбору благородства или выгоды не сформулирована наукой. Поэтому можно все хорошо понимать и объяснять, но поступать совсем иначе.
Философия, включая научность как необходимую черту, является очень богатой и сложной формой духовной жизни общества и личности. Мировоззрение осознается не только в рациональных утверждениях, философские категории (наиболее общие понятия) существуют в метафорах, афоризмах, литературных произведениях, в фольклоре, в самом контексте культуры. Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев – более глубокие философы, чем многие из тех, кто занимается философией профессионально.
При этом нужно иметь в виду, что существуют философы, которые открыто связывают себя с наукой (К. Маркс, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, неопозитивизм в целом), другие же (М. Хайдеггер, К. Ясперс, религиозные философы) обращаются к другим способам постижения мира, решению мировоззренческих проблем. Но в целом можно сказать так: специфика философии – в особом синтезе всех способов осмысления, овладения мировоззренческой и методологической проблематикой.
Подлинная философия – это «живая душа культуры», «квинтэссенция нашего времени», «эпоха, выраженная в мысли» – эти и другие высказывания о философии можно встретить в литературе. В чем же состоит ее роль в обществе? Обычно называют целый ряд функций философии: культурно-критическую и культурно-творческую, познавательную, аксиологическую, праксеологическую, мировоззренческую и методологическую. И действительно, философия – и так было на протяжении всей ее истории – призвана:
· подвергать критике устаревшие формы общественной жизни и культуры и поддерживать зарождающееся, но перспективное, способствовать формированию нового духовного пространства, нового типа мышления;
· на основе обобщения достижений конкретных наук и общественной практики выявлять сущность:
а) познавательного процесса,
б) практической деятельности,
в) соответствующей данному историческому периоду системы ценностей.
Философия разрабатывает также соответствующую данной эпохе систему мировоззренческих ориентиров путем создания совместно с конкретными науками научной картины мира; общей картины мира с учетом содержания различных форм общественного сознания культуры (обыденного сознания, искусства, религии, политического, правового и нравственного сознания).
Этот обобщенный теоретический образ мира формируется в его соотнесенности с человеческой жизнью, ее смыслом и целью. Без коренных сдвигов в философском осмыслении действительности, без обобщения мировоззренческого опыта человечества, учета результатов многочисленных направлений, учений и школ в философии и разработки различных вариантов мировоззренческого осмысления действительности невозможно преодоление кризисных ситуаций в общественной жизни и обеспечения устойчивого развития общества.
Существенной функцией философского знания является функция методологическая.
Метод – это путь исследования, познания, практического действия. Это способ организации практического и теоретического освоения действительности, который обусловлен закономерностями соответствующего объекта, совокупность правил, приемов познания и преобразования действительности.
Методология – учение о методах познания и преобразования действительности; совокупность приемов исследования, которые используются в определенной отрасли знания.
Становление методологии как учения о принципах, методах и приемах познания состоялось в философии Нового времени в XVII–XVIII вв. в связи с бурным развитием науки. В то время разработка научной методологии становится центральной задачей теоретической мысли. Была начата разработка метода научной индукции и дедукции, широко использовались метод анализа и синтеза, позднее получил всестороннюю разработку диалектический метод, требовавший все явления рассматривать во всеобщей связи и развитии. Методологическая функция философии состоит в том, что она способна оказывать положительное воздействие на науку и общественную практику своими методами, принципами. Философия намечает основные направления исследований в конкретных науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном плане. При этом следует учесть, что эмпирической базой философских обобщений являются теории и методы частных наук.
Особая роль принадлежит философии в решении проблем развития личности. Философия призвана помочь встать на путь самопознания и самосознания каждому индивиду, желающему утверждать себя в этом мире в качестве активной и творческой личности. Это – школа мысли, она учит процессу проблемного, творческого мышления в соотнесении себя с окружающими людьми, окружающим миром в целом. «…Каждый народ, – писал Р. Декарт, – тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, чем иметь истинных философов».
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое мировоззрение? В чем состоит его основной вопрос?
2. Каковы основные исторические типы мировоззрения?
3. Какие основные функции выполняет мировоззрение в жизнедеятельности личности и общества*?
4. Как соотносятся философия и мировоззрение?
5. Чем отличается философия от мифологии и религии с точки зрения их мировоззренческого содержания?
6. Какие подходы к пониманию специфики философского знания вам известны*?
7. В чем особенность соотношения философии и истории философии*?
8. Что является предметом философии?
9. Какова структура философского знания?
10. Перечислите основные функции философии и раскройте их содержание.
11. Каковы основные подходы к классификации философских учений?
12. Назовите основные философские направления.
13. Какие исторические формы материализма и идеализма вам известны*?
14. Приведите примеры философских направлений, течений, школ и учений*.
15. В чем заключается сходство и различие между философией, наукой, искусством и религией?
16. Каковы место и роль философии в жизни человека и человечества?