Наука как ценность. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки
Наука является не только специфическим видом познавательной деятельности, формой организации системно обоснованных и доказательных знаний о мире, особым социальным институтом по отношению к другим феноменам культуры, но и особой ценностью человеческой культуры, задающей гуманистический вектор ее развития, соединения идеалов добра, бескомпромиссности, сотрудничества и высоких помыслов. Фундаментально доминирующий статус науки в системе ценностей культуры обусловлен ее технологическим вектором, необходимостью синтеза научно-технического проектирования с теми социальными ценностями, которые сформировались в морали, искусстве, религии, философии. Ценность всегда указывает на социальное, культурное, человеческое значение того или иного явления или предмета, отсылающего к миру должного, целевого, смыслового обоснования, аксиологической значимости.
Идейная позиция, в основе которой лежит представление о науке, научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире, получила название «сциентизм» (от лат. scientia - знание, наука). Сциентизм возникает под воздействием фундаментальных успехов наук о природе и научно-технического прогресса как некоторая идейная ориентация, не представляющая собой строго оформленную систему взглядов. Именно точное математическое естествознание и является идеалом науки для приверженцев сциентизма. В противоположность этому социальное и гуманитарное знание в рамках сциентизма недооценивается, игнорируется специфика их предмета, предпринимаются попытки некритического переноса в исследование человека и общества методов точного естествознания. Крайняя форма сциентизма абсолютизирует и догматизирует науку, превращая ее в своего рода культ подобно религии, и рассматривает ее в качестве единственной панацеи, способной дать окончательный ответ на все фундаментальные проблемы бытия. Для самого научного познания такая абсолютизация и догматизация науки являются далеко небезопасными, учитывая, что подлинная сила науки, ее существенная культурная ценность заключаются в ее открытости, незавершенности предлагаемых моделей реальности, в диалоге с различными феноменами культуры. Критически и реально оценивая статус науки, ее реальные возможности в культуре, вместе с тем опасно впадать и в другую противоположность — антисциентизм.
Антисциентизм как идейная позиция заключается в критической, вплоть до враждебной, оценке науки и ее роли в системе культуры. Умеренная форма антисциентизма выступает не столько против самой науки, сколько против крайнего, агрессивного сциентизма, абсолютизирующего роль науки и принижающего культурную значимость других феноменов культуры - искусства, религии, нравственности. Умеренный антисциентизм критически относится к сциентистской абсолютизации науки с точки зрения гуманизма и необходимости в соответствии с этим признания различных форм человеческого опыта и феноменов культуры, которое не могут быть вытеснены из культуры научной рациональностью.
Радикальная форма антисциентнзма от критики сциентистской абсолютизации науки переходит к критике науки как таковой. В духе экзистенциально-персоналистских позиций, характерных для Н.А. Бердяева или Л.И. Шестова, представители радикального антисциентизма оценивали науку как силу, противостоящую отношению человека к миру, прежде всего его свободе.
Религиозный антисциентизм исходит из необходимости религиозной мотивации научного познания и отвергает мировоззренческую самодостаточность науки.
Антисциентизм в рамках современной культуры демонстрирует тенденции к критике науки на основе критического самосознания самой науки, в отличие от ранней формы антисциентизма, возникшей на основе иных, чем наука, форм сознания, таких как религия, искусство, нравственность. П. Фейерабенд, например, критикует науку как «миф современности». В других подходах современного антисциентизма, признавая мощное воздействие науки на прогресс цивилизации, справедливо указывается на противоречивые моменты этого прогресса, включающего в себя и неоспоримые достижения, и деструктивные последствия, за что ответственна и наука.
Критическая рефлексия антисциентизма, несомненно, способствовала расширению проблемного поля науки, включению в него этических параметров современной науки, расширению ее возможностей и роли.
51. Социальные ценности и нормы научного этоса. Проблемы мотивации и признания в науке
В системе многообразных социальных ценностей фундаментальную роль в современной науке играют моральные ценности.
Проблема соотношения науки и морали появилась много веков назад и в зависимости от различных подходов к пониманию места науки и нравственности в жизни общества принимала разные формы. В современном мире определенная часть ученых и философов, провозглашая этическую нейтральность науки, считает, что наука и мораль не имеют общих точек соприкосновения, что они чужды друг другу, что наука - сама себе этика. Эти положения как бы освобождают ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий. Однако существует и альтернативная точка зрения, которая не отрицает взаимовлияния науки и нравственности.
Общее решение проблемы соотношения науки и нравственности и определенный компромисс между названными альтернативными позициями могут быть найдены при условии, если мы учтем многомерность бытия науки. Сегодня наука рассматривается и как система знаний, и как вид профессиональной деятельности человека, и как социальный институт. И если подходить к науке лишь как к системе знаний, то в этом смысле она, действительно, нейтральна в этическом плане: научное знание как таковое не может быть ни нравственным, ни безнравственным, оно ни «доброе» и ни «злое». Но когда мы рассматриваем науку как человеческую деятельность и как определенную систему организаций и отношений в обществе, то неизбежно приходим к выводу, что в этом смысле она удовлетворяет общим условиям всякой деятельности, а именно - подвержена влиянию на неё ценностных (в том числе и нравственных) факторов, принимаемых субъектами научного творчества и общества в целом.
Известный итальянский философ Э. Агацци отмечает: «...на протяжении почти всей своей истории ценностная нейтральность науки считалась ее отличительной чертой, ее добродетелью, спасающей от предвзятости и необъективности. В наше время это утверждение уже не произносят столь категорично, имея в виду, конечно, не то, что содержание науки, знание, которое она добывает, может зависеть от принятых людьми ценностей, а просто то обстоятельство, что научная деятельность ценностно-ориентирована (как прежде, так и сейчас, и в будущем), т. е. направляется неким сознательно-ценностным выбором».
При этом объективная связь науки и нравственности может интерпретироваться с позиции как сциентистского пессимизма, так и сциентистского оптимизма.
Пессимисты склонны видеть в науке и технике некую «демоническую силу», вырвавшуюся из-под контроля человека неспособную принести человечеству неисчислимые бедствия. Они обвиняют науку и технический прогресс в разрушении окружающей среды, деградации культуры и нравственности.
Вторая тенденция связана с тем, что, кроме тревожащих общество явлений, связанных с научно-техническим прогрессом, стали очевидны успехи науки, благотворно влияющие на рост благосостояния, здравоохранения, культуры.
На основании этого оптимисты утверждают, что дальнейший научно-технический прогресс будет «сам по себе» определять социальный прогресс, ликвидирует социальные противоречия и неравенство и, следовательно, приведет к торжеству Добра, Справедливости и Гуманизма.
В конечном итоге эти разновидности абсолютизации роли науки и техники в жизни общества оказываются лишь разными способами ухода в сторону от решения вопроса.
52. Возможности и границы науки. Творческая свобода и нравственная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой
Следует помнить, что нравственный или безнравственный, а точнее, гуманный или антигуманный характер может, скорее всего, иметь не сама научная деятельность, а последствия применения научных открытий. И хотя ученый иногда не в силах предугадать эти последствия, это отнюдь не снимает с него моральной ответственности перед обществом за свое открытие. Проблема ответственности ученого перед обществом за результаты научных исследований, и их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали.
Поэтому долг ученого заключается в том, чтобы информировать общественное мнение как о благах, которые принесет внедрение его открытия, так и об опасностях, которые могут возникнуть при злоупотреблении им.
Молекулярная биология и генетика открыли большие возможности для манипуляций с генетическим фондом человека: стало возможным исправлять генетические дефекты или вводить новую генетическую информацию в хромосомы человека. Многие из этих достижений направлены во благо человека. Но существует опасность и другого их использования: создания людей с заранее заданными свойствами (люди-ученые, люди-роботы и т.д.), стерилизации генетически «неполноценных» индивидов, вмешательства в генетический фонд человечества и т.д. Именно это заставляет некоторых ученых требовать запрета исследований в области генной инженерии. Однако это не выход из положения: во-первых, невозможно и нецелесообразно искусственно сдерживать научный прогресс, во-вторых, нельзя отказываться от того, что может принести не только вред, но и пользу, в-третьих, трудно четко разграничить, какой род исследований можно вести, а какой — нет.
Подобные нравственные проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными достижениями психиатрии, нейрохирургии и нейробиологии, в связи с проникновением науки вглубь психики и структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее. Серьезного этического подхода требует и решение вопросов о трансплантации органов человека, о допустимых пределах его реанимации, заставивших ученых многих профессий (и не только медиков) вновь обратиться к нравственным аспектам проблемы жизни и смерти.
Множество этических проблем возникло в связи с опасностью надвигающегося на планету экологического кризиса. По данным экологов, за последние 500 лет люди извлекли из земли более 50 млрд.т.углерода, 2 млрд.т.железа, 20 млн.т.меди, 20 тыс.т.золота. В настоящее время человечество ежегодно потребляет более 5 млрд.т. полезных ископаемых и 3 млрд.т. растительной массы. За последние 100 лет изведено 2/3 лесов; в настоящее время лес уничтожается со скоростью 20 га в минуту, в результате 19% суши грозит превращение в пустыню. Земля деградирует со скоростью 44 га в минуту. Огромную опасность представляет загрязнение окружающей среды: 30 млрд.т. нефтепродуктов ежегодно проникает в воды Мирового океана; только в результате человеческой деятельности в атмосферу ежегодно выбрасывается 10 млрд.т. углекислого газа. Резко истощаются ресурсы питьевой воды. За последние десятилетия XX в. вымерло 34 вида млекопитающих. Сегодня под угрозой вымирания - почти 1000 видов позвоночных и 25 тыс. видов растений.
В результате человечество оказалось перед серьезной угрозой экологического кризиса, поставившей особенно остро на повестку дня вопрос о повышении нравственно-экологической ответственности современных ученых, которая проявляется в необходимости изменения сложившихся в сознании ученых стереотипов и антропоцентристских представлений о всесилии человека, завоевывающего и покоряющего природу, и формирования гуманистической, диалоговой стратегии отношения к космосу в целом.