Исторические типы взаимодействия человека и природы
Можно выделить 4 этапа отношения человека и природы. 1- этап связан с появления человека разумного. В этот период тип отношения человека и природы гармоничен. Человек лишь потребляет. 2-й этап начинается в первобытную эпоху и заканчивается периодом буржуазных отношений. С одной стороны природа по-прежнему серьезно влияет на жизнь людей: обеспечивает устойчивость традиций, а так же сам тип культуры. В это время человек начинает наносить ущерб природе, однако это отрицательное воздействие на природу пока носит локальный характер. Уже на 2-м этапе взаимодействия человека и природы складывается 2-ва типа человеческих сообществ: традиционные и техногенные. Традиционные общества не противопоставляют человека природе. Их духовные ориентиры рассматривают человека и природу как единое целое. Характеризуется медленным развитием производства, носящим неинновационный, а воспроизводящий характер (древний Китай, древний Египет, мусульманское общество). 3-й этап связан с развитием техногенных сообществ. Начинается в 18 веке с промышленной революции в Англии и характеризуется тем, что человек с этого времени с помощью науки и техники пытается полностью подчинить себе природу. 4-й этап связан 20-м веком, когда на первый план выносятся проблема необходимости выстраивать гармоничные и гуманистические отношения человека с природой, т.к. мир это не механизм, а организм в котором все взаимосвязано, иначе человечество ждет глобальная экологическая катастрофа.
В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это такой уровень развития биосферы, когда возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. А человек, благодаря развитию разума и науки начинает воздействовать на развитие космоса.
Умудрившееся попасть в экологический кризис человечество не знает четких путей выхода из него. Несмотря на реализацию программ по развитию безотходных производств, усовершенствованию экологического законодательства экологический кризис продолжается. Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека и общества.
Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к ней так же бережно, как к самому себе.
Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синергетическими представлениями может отреагировать взрывом на незначительное воздействие на нее человека. Маленький кровопийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось бы для человека катастрофой, ибо в биосфере Земли он занимает предостойнейшее место.
Таким образом, можно выделить 3 типа взаимоотношений человека и природы: мифологический – человек персонифицирует природу для ее объяснения; научно-технологический – человек господствует над природой, что вызывает экологическую проблему; философско-гуманистический – человек осознает что его производственная деятельность может привести к глобальной экологической катастрофе, и пытается выстроить гуманистические отношения с природой.