Философия Возрождения и Нового времени

Контрольная работа.

Предмет философии

1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор.

Философия — это:

а) «наука наук»;

б)система общих представлений о мире

в) теоретическая основа мировоззрения;

г) наука об общих методах познания;

д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

е) наука о познании;

ж) подсознательное переживание человеком своего существования;

з) логический анализ языка;

и) наука о месте и роли человека в мире;

к) наука об отношении человека к миру. 2.

Проанализируйте каждое из высказываний, выделите правильное и обоснуйте его.

2. Материализм — это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.);

б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека;

в) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, идеального;

г) практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т. д. 3.

Выделите правильное высказывание и аргументируйте свой выбор.

3. Идеализм — это:

а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству;

б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления;

в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

г) стремление к идеалам;

д) убеждение в огромной роли идей;

е) убеждение в непознаваемости мира;

4. Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удивление побуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить ответы на все вопросы?

5.«Онтология», «гносеология», «аксиология», «антропология». Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии?

6. «Философия прирождена человеку» (И. Фихте). Согласны ли Вы с этим? Что такое «природа человека» и включает ли она философию?

7. На семинарском занятии возник спор по вопросу о принципиальном отличии философии от мифологии и религии.

Смирнов: В мифах дается фантастическое, антропоморфное отражение мира, в религиозных учениях действительность объясняется с помощью сверхъестественных сил, Бога, Святого Духа и т. п. Философия же стремится к научному, рациональному объяснению мира.

Иванов. Я не согласен с этим. В некоторых философских учениях, например у Гегеля, возникновение природы трактуется как результат перевоплощения абсолютного духа. Это мало чем отличается от религиозного и мифологического объяснения.

Петров. Тезис Гегеля о разумности действительности — это свойственное мифам одушевление природы, только выраженное наукообразным языком. Я считаю, что философия — это современный вид мифа.

Сергеев. Я не согласен с тем, что философия ничем не отличается от мифов и религиозных учений. На мой взгляд, принципиальное отличие в том, что даже самая реакционная философия пытается обосновать свои положения опытом, ссылками на данные науки и общественной практики, что же касается религии, то она опирается на веру. А мифы вообще никак не обосновываются.

Дайте оценку приведенным высказываниям студентов

Античная Философия

КОГОо из философов Милетской школы относили к «семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы могли бы о нем рассказать? 2.

Что такое «золотое сечение», где оно применяется и какая философская школа Древней Греции его разработала? Чем еще знаменита эта школа? 3.

Что такое монизм? Какие философские учения античности Вы отнесете к монизму и почему?

Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и почему? 5.

Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему? 6.

Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? Был ли это материализм? 7.

Кто из античных мыслителей разработал концепцию Нуса и ввел категорию «нус»? Каково содержание этого понятия? 8.

«Все течет и ничто не пребывает». «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Как называется философское учение, основанное этим мыслителем? 9.

Кто из античных мыслителей называл свой метод преподавания майевтикой? В чем сущность этого метода? 10.

Академия», «Ликей», «Сад». Кем и с какой целью были созданы эти учреждения? Можно ли сегодня использовать опыт этих учреждений? 11.

Объясните понятие метафизики по Аристотелю. 12.

О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разряжения воздуха»? 13.

Почему в древности еще не было (и не могло быть) четкого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астрономами, и механиками, и т. п.? 14.

В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку по каждому из приведенных контекстов:

а) У меня философия такая: жить, никому не мешая.

б) Брось заниматься самоанализом, все это — философия!

в) Наша философия— это философия мира и международного сотрудничества.

г) Развели здесь философию, а вопрос то ясный и простой.

д) Граф— человек хороший ,но, правда, любит пофилософствовать. 24.

Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. М., 1954. С. 7.).

Согласны ли Вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте. 25. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 248, 310).

Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании? 26.

Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии.

а) Существовать— значит быть воспринимаемым.

б) Бог не существует.

в) Я мыслю,— значит, существую.

г) Сознание — это свойство материи.

д) Мир существует вне сознания людей.

е) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

ж) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

з) Основа мира — это число и гармония.

и) Выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам. 27.

Какой из перечисленных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса философии?

а) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей?

б) В каких формах совершается мышление и каким законам оно подчинено?

в) В чем цель и смысл человеческого бытия?

г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинен закономерности? 28.

Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует материальному предмету, определяет его? 29.

«Философия есть не что иное, как стремление к мудрости и истине». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание? 30.

Как Вы понимаете слова С.И. Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки? 31.

Какая функция философии отражается в суждении: «Философия диалектического материализма помогала и помогает в осмыслении ряда трудных проблем. Она является революционным методом изучения, который приводит к важным результатам»? 32.

Почему одна профессионально-техническая подготовка недостаточна для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и эффективно вести свое дело, а нужно еще владеть философией? 33.

Вот как отразился извечный вопрос философии в размышлениях гетевского доктора Фауста, когда он занимался переводом Нового Завета (части Библии, в которой рассказаны легенды о пришествии на землю Иисуса Христа и зарождении христианства):

Написано: «В начале было СЛОВО» —

И вот уже препятствие готово:

Я СЛОВО не могу так высоко ценить.

Да в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что МЫСЛЬ — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь МЫСЛЬ творить и действовать не может!

Не СИЛА ли — начало всех начал?

Пишу — и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул — выход вижу смело —

Могу писать: «В начале было ДЕЛО»

(Гете. Фауст. М., 1962. С. 87—88).

Дайте философский анализ этим строкам. 34.

Можно ли, опираясь только на философские предпосылки, получить конкретно-научное знание, например, вывес- ти логически из философских положений знание о строении Вселенной, структуре вещества, законах развития общества и т. п.? 35.

Современная медицина признает, что причиной некоторых болезней может быть самовнушение человека. Постоянная длительная вера пациента в то, что он болен какой-то болезнью, может в конце концов привести к возникновению у него этого заболевания. Но в таком случае идея болезни оказывается первичной, а сама болезнь вторичной! Но ведь это идеализм!

В чем причина недоразумения? Как можно материалистически объяснить подобные явления? 36.

Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 163).

Какова Ваша позиция по этому поводу? Можете ли Вы возразить Юму?

В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку по каждому из приведенных контекстов:

а) У меня философия такая: жить, никому не мешая.

б) Брось заниматься самоанализом, все это — философия!

в) Наша философия— это философия мира и международного сотрудничества.

г) Развели здесь философию, а вопрос то ясный и простой.

д) Граф— человек хороший ,ноправдаёюбит пофилософствовать. 24.

Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. М., 1954. С. 7.).

Согласны ли Вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте. 25. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 248, 310).

Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании? 26.

Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии.

а) Существовать— значит быть воспринимаемым.

б) Бог не существует.

в) Я мыслю,— значит, существую.

г) Сознание — это свойство материи.

д) Мир существует вне сознания людей.

е) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

ж) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

з) Основа мира — это число и гармония.

и) Выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам. 27.

Какой из перечисленных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса философии?

а) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей?

б) В каких формах совершается мышление и каким законам оно подчинено?

в) В чем цель и смысл человеческого бытия?

г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинен закономерности? 28.

Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует материальному предмету, определяет его? 29.

«Философия есть не что иное, как стремление к мудрости и истине». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание? 30.

Как Вы понимаете слова С.И. Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки? 31.

Какая функция философии отражается в суждении: «Философия диалектического материализма помогала и помогает в осмыслении ряда трудных проблем. Она является революционным методом изучения, который приводит к важным результатам»? 32.

Почему одна профессионально-техническая подготовка недостаточна для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и эффективно вести свое дело, а нужно еще владеть философией? 33.

Вот как отразился извечный вопрос философии в размышлениях гетевского доктора Фауста, когда он занимался переводом Нового Завета (части Библии, в которой рассказаны легенды о пришествии на землю Иисуса Христа и зарождении христианства):

Написано: «В начале было СЛОВО» —

И вот уже препятствие готово:

Я СЛОВО не могу так высоко ценить.

Да в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что МЫСЛЬ — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь МЫСЛЬ творить и действовать не может!

Не СИЛА ли — начало всех начал?

Пишу — и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул — выход вижу смело —

Могу писать: «В начале было ДЕЛО»

(Гете. Фауст. М., 1962. С. 87—88).

Дайте философский анализ этим строкам. 34.

Можно ли, опираясь только на философские предпосылки, получить конкретно-научное знание, например, вывес- ти логически из философских положений знание о строении Вселенной, структуре вещества, законах развития общества и т. п.? 35.

Современная медицина признает, что причиной некоторых болезней может быть самовнушение человека. Постоянная длительная вера пациента в то, что он болен какой-то болезнью, может в конце концов привести к возникновению у него этого заболевания. Но в таком случае идея болезни оказывается первичной, а сама болезнь вторичной! Но ведь это идеализм!

В чем причина недоразумения? Как можно материалистически объяснить подобные явления? 36.

Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 163).

Какова Ваша позиция по этому поводу? Можете ли Вы возразить Юму?

Средневековая философия

Можно ли утверждать, что средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского откровения и античной философии? Обоснуйте свой ответ. 2.

Правильно ли утверждать, что под реализмом в средневековой философии подразумевалась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира? 3.

Соответствует ли действительности суждение о том, что в средневековой философии под номинализмом понималась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира? 4.

Назовите основного систематизатора средневековой схоластики зрелого этапа ее развития? Что Вы о нем можете рассказать? 5.

Объясните тезис: «Философия — служанка богословия». Кто из схоластов его выдвинул и почему? 6.

Объясните смысл принципа креационизма. Какое отношение он имеет к онтологии средневековой философии? 7.

Объясните термины «дуализм» и «монизм». Какой из них следует отнести к средневековой, а какой — к античной философии и почему? 8.

«И если (Бог) отнимет от вещей свою... производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они созданы».

Чьи это слова и из какого произведения? Как называется учение, содержащее этот тезис? 9.

«Философ — не тот, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а — сообразно Богу, которым сотворен сам мир».

Кому принадлежат эти слова? Как называется учение о философии, выраженное в приведенном тезисе? 10.

Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть? 11.

Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время? 12.

Объясните понятия «религия» и «теология», их сходство и различия. Рассмотрите их употребление в известных Вам философских системах. Сопоставьте их с понятием «философия».

Философия Возрождения и Нового времени

Есть ли отличие гуманизма эпохи Возрождения от гуманизма античности? 2.

Назовите специфическую черту натурфилософии эпохи Возрождения в целом и Дж. Бруно в частности. Что Вы можете о ней рассказать? 3.

Назовите английского философа Нового времени, автора высказывания: «Знание — сила». Что Вы о нем можете рассказать? 4.

Можно ли утверждать, что французский философ Декарт является основателем индуктивного метода в теории познания? В чем сущность этого метода? 5.

Кто является автором следующего высказывания: «Я мыслю, — значит, существую»? Что о нем Вам известно? 6.

Можно ли утверждать, что в учении о субстанции Декарт был дуалистом? Почему? 7.

«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказывания? Что о нем Вам известно? 8.

Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось? 9.

В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона. 10.

Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода «Универсальная математика» и в чем состоял этот метод? 11.

«Субстанция» — что это за понятие? Какие учения о субстанции Вам известны и в чем состоит их сущность? 12.

Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан и какую научную основу имеет? 13.

В чем сущность монадологии Лейбница? К какому направлению можно отнести это учение: материализму или идеализму? 14.

«Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Чье это утверждение и как называется такая философская позиция? 15.

«Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгляды отражает этот тезис? Попробуйте его опровергнуть. 16.

«Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс «К читателю»). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания? 17.

«Философия исключает теологию» (Т. Гоббс

Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начала философии»). Проанализируйте это суждение. Сопоставьте известные Вам философии народов. 19.

Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Какое значение имеет философия для каждого человека? 20.

Р. Декарт в «Началах философии» различал пять ступеней мудрости. Первая ступень содержит только те понятия, которые благодаря собственному свету настолько ясны, что могут быть приобретены без размышления. Вторая ступень охватывает все то, что дает нам чувственный опыт. Третья — то, чему учит общение с другими людьми... На четвертом месте — чтение книг... Это как бы вид общения с их творцами.

Пятая ступень мудрости — философия.

В каком соотношении находится философия с названными Декартом четырьмя ступенями мудрости? Как бы Вы определили эту ступень? 21.

Прокомментируйте положение Р. Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости.

Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время? 22.

Гольбах сформулировал следующее определение материи: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». В чем состоит отличие этого понятия материи от понятия материи в наше время? 23.

«Общее всякой материи качество — это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, подвижность или свойство передвигаться всей массой» (Гольбах). Как называется концепция материи, которую отстаивал Гольбах? В чем состоит ее положительный смысл и ограниченность? 24.

Французский ученый Робине писал, что в камне и растении можно найти те же самые существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме; вся разница заключается в комбинации этих признаков, в числе, пропорции, порядке и форме органов. Дайте философскую оценку этого рассуждения.

Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Какое значение имеет философия для каждого человека? 20.

Р. Декарт в «Началах философии» различал пять ступеней мудрости. Первая ступень содержит только те понятия, которые благодаря собственному свету настолько ясны, что могут быть приобретены без размышления. Вторая ступень охватывает все то, что даетнам чувственный опыт. Третья — то, чему учит общение с другими людьми... На четвертом месте — чтение книг... Это как бы вид общения с их творцами.

Пятая ступень мудрости — философия.

В каком соотношении находится философия с названными Декартом четырьмя ступенями мудрости? Как бы Вы определили эту ступень? 21.

Прокомментируйте положение Р. Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости.

Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время? 22.

Гольбах сформулировал следующее определение материи: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». В чем состоит отличие этого понятия материи от понятия материи в наше время? 23.

«Общее всякой материи качество — это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, подвижность или свойство передвигаться всей массой» (Гольбах). Как называется концепция материи, которую отстаивал Гольбах? В чем состоит ее положительный смысл и ограниченность? 24.

Французский ученый Робине писал, что в камне и растении можно найти те же самые существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме; вся разница заключается в комбинации этих признаков, в числе, пропорции, порядке и форме органов. Дайте философскую оценку этого рассуждения.

Наши рекомендации