Специфика философского понимания человека
Философия была вызвана к жизни потребностью в осмыслении и решении тех проблем, стержнем которых является отношение "мир-человек". Таким образом, проблема человека не просто какая-то частная философская проблема. По сути, "человеческое начало" пронизывает весь философский дискурс, так как даже мир интересует философию не сам по себе, а в его отношении к человеку, как мир человеческого бытия. Не случайно поэтому проблема человека была и остается для философии центральной.
На современном этапе истории человеческое существование приобретает драматический характер. Технологические и экономические катастрофы, войны, тоталитарные режимы, ускорение темпов жизни, распространение эпидемий, грозящих опустошить Землю, - все это ставит человека в такую критическую ситуацию, когда рождается ощущение тотальной незащищенности. Угрожающие признаки общепланетарной катастрофы, которые все более дают о себе знать, неминуемо ставят вопросы о том, а не заложена ли в самой природе человека способность к самоуничтожению? В состоянии ли человечество изменить свои приоритеты и избежать худшего? Все это, несомненно, побуждает к размышлениям, обостряет потребность осознания человеком самого себя, своего места в мире, смысла своего бытия. Сегодня, как никогда ранее, человечество стоит перед необходимостью выработки общечеловеческой стратегии сохранения самой жизни. Но без достаточно полного представления о том, что есть человек, вряд ли это возможно. Кроме того, все сферы развития общества, нуждаются в раскрытии потенциала человеческой индивидуальности, ее творческого, нравственного начала. Все формы человеческой деятельности немыслимы без гуманистической составляющей.
В отличие от многих конкретных наук, которые изучают отдельные специфические аспекты бытия человека, философия стремится выработать целостное представление о человеке. Выполняя свою мировоззренческую функцию", она ищет ответы на предельно общие вопросы: Что есть человек? Каково его место и назначение в мире? В чем смысл бытия, его свобода, счастье, идеалы? Философская дисциплина, в центре которой стоят такого рода вопросы, носит название философской антропологии.
Ныне все более острой является необходимость объединения знаний различных наук о человеке в целостную систему, где философии принадлежит важнейшая роль. Правда, пока что попытки создать такую систему наталкиваются на многие трудности. Дело в том, что человек - это не просто объект, среди других объектов мира, человек - это субъект, способный изменять мир и самого себя. К человеку не могут быть вполне применимы объективные формулы типа: "понять - значит выразить в понятиях". При таком подходе ускользает от познания самое главное в человеке - его индивидуальность. Человек как предмет познания не может быть выражен только в общих понятиях, схемах, ведь это всегда уникальный, особый мир, требующий особых средств познания. В современной философии все более утверждается многомерность подходов в изучении человека.
Центральный вопрос философской антропологии - в чем сущность человека? - и сегодня не утратил своей остроты и значимости. В истории философии попытки ответить на этот вопрос в той или иной степени открывали завесу над тайным, однако приходится констатировать, как правило, они приводили к противопоставлению в человеке природного и духовного, природного и социального.
80. Антропосоциогенез: современное состояние проблемы.
Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропологи.
Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.
В середине XVIII века К.Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей "Системе природы" (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж.Бюффона об орангутанге. Голландский анатом П.Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.
В XVIII - первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40-50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке. Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей "Философии зоологии" он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: "Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения".Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.
Однако бесспорно, что идеи середины XVIII века, по большей части надуманные и не имеющие строго научного доказательства, заложили основу коммунизмам и нацизма, разрушив библейскую систему ценностей господствовавшую в мире два тысячелетия. Библейской вере в творца пришла на смену слепая вера людей в эволюцию.
81. Личность и общество: диалектика их связи.
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и общество. Понятие "человек" выражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду. В нем фиксируются родовые признаки -биологическая организация, социальные и духовные качества. Но понятие "человек" дает самую общую абстрактную характеристику индивида. Приведенное выше определение человека требует своего уточнения, конкретизации, что возможно посредством введения таких ключевых категорий как индивид, личность, индивидуальность.
Понятием "индивид" обозначается человек как единичный представитель человеческого рода.
Личность - человеческий индивид в его социальных характеристиках, это конкретная мера присвоения индивидом общественных отношений. Однако личность - это не простой отпечаток общественных отношений. Последние всегда преломляются сквозь призму индивидуальных потребностей, целей, идеалов. Важнейшими признаками личности является способность самостоятельно мыслить и действовать, принимать решения и свободно совершать поступки, стремиться реализовать свое "я", нести ответственность. Однако следует иметь в виду, что стремление к самореализации личности должно быть измеряемо нравственным отношением, то есть самовыявлением себя для другого человека, в противном же случае, - лишенное человеческого измерения, оно имеет тенденцию превратиться в разрушительную силу.
Личность - это нравственно самоуправляемая система, в которой нормы и ценности культуры составляют достояние самого человека. Способ бытия личности в обществе - это ее индивидуальность. Понятием "индивидуальность" выражаются существенные характеристики конкретной личности - ее неповторимость, уникальность, самобытность, т.е. то, что отличает одного человека от другого в биологическом, социальном, духовном отношении. Это проявляется в индивидуальных вкусах, стиле одежды и поведении, особенностях мыслей и чувств, ценностных ориентациях и т.д. Индивидуальное "Я" составляет центр личности, ее внутреннее ядро.
Понятие "личность" и "индивидуальность" очень близки по значению. Но если понятие "личность" дает представление о человеке со стороны его социального содержания, то понятие "индивидуальность" указывает на форму, способ бытия социального.
Формирование личности представляет собой процесс социализации, т.е. вхождение индивида в социальный мир, в мир человеческой культуры, овладение различными формами деятельности, речью. Но быть индивидуальностью означает также постоянную внутреннею, духовную работу над собой, связанную с самопознанием, стремлением к свободе, к самосовершенствованию.
Личность и общество находятся в сложном противоречивом единстве. С одной стороны влияние общества наличность несомненно. Семья, традиции, школа, трудовой коллектив, идеология, право, мораль и другие социальные формы существенно влияют на становление личности, ее ценностные ориентации, возможности реализовать жизненные планы и т.д.
Общество является неотъемлемым условием существования личности. Во-первых, лишь в обществе возможно жизнеобеспечение личности. Совместный труд создает необходимые блага для удовлетворения витальных потребностей. Во-вторых, общество способно аккумулировать человеческую духовность в различных формах, которые становятся способом становления личности, своеобразной социальной памятью человечества, без которой невозможно существование людей. В-третьих, общество является своеобразным гарантом прав личности от посягательств других. Именно в обществе создаются различные формы социальной регуляции (нормы, запреты, санкции и т.д.), они в определенной мере направлены на защиту личности.
Человек в обществе включен в социальные связи разных уровней, начиная от микросреды, где он входит в малые группы (семья, друзья, школа, трудовой коллектив), до макросреды, где он включается в связи на уровне класса, нации, народа, различных социальных институтов. Так, например, огромное значение в становлении личности имеет семья, именно в ней впервые осуществляется включение индивида в общественную жизнь, в ней закладываются многие черты характера личности, в ней личность стремится найти духовную поддержку и т.д.
С другой стороны, развитие, совершенствование общества происходит благодаря знаниям, способностям, таланту, творчеству личности. Степень воздействия личности на общество детерминируется образованием, профессией, общественным положением, активностью, той социальной ролью, которую играет данная личность.
Диапазон взаимоотношений личности и общества очень широк — соотносительного совпадения их интересов до почти полного взаимоисключения; здесь может быть и непримиримый конфликт личности с обществом, и различные формы "бегства" от общества, и конформизм, и относительная гармония. Особенно в концентрированной форме проявляется характер взаимоотношения личности и общества в феномене свободы и ответственности личности. Личность не мыслима вне свободы. Свобода - это сущностная черта человека, состоящая в возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не по внешнему принуждению.
Свобода личности, однако, не может быть абсолютной, она не означает произвол, вседозволенность, поскольку жить в обществе и быть абсолютно независимым от него, от объективных обстоятельств, невозможно. Это бы означало полный волюнтаризм, когда личность вовсе не считается с объективными условиями бытия, с законами общества, с исторической необходимостью. Причем волюнтаризм также является несвободой, как и фатализм, когда ход жизни личности жестко предопределен необходимостью и не оставляет места для свободного выбора.
Свобода противоречива. С одной стороны человек ограничен внешними обстоятельствами (уровнем развития экономики, степенью познания объективных законов, политическим строем и т.д.), которые диктуют ему выбор форм и способов деятельности. И в этом смысле свобода личности существенно ограничена этими обстоятельствами, с которыми нужно считаться, знать их. Но личность свободна, так как свободна делать выбор, способна принимать решения на основе учета обстоятельств, познания необходимости. Существуют различные аспекты свободы личности — экономическая, политическая, духовная.
Мерой свободы личности является ответственность. Ответственность - это способность личности принимать решения, предвидеть последствия своих поступков и отвечать за них перед обществом. И, соответственно, чем большей степенью свободы обладает личность, тем большая мера ответственности на нее ложится.