Основание науки (идеалы и нормы исследовательской деятельности, научная картина мира, философские основания науки)
В структуру основания науки входят:
1) Идеалы, нормы и критерии научного исследования;
2) Научная картина мира;
3) Философские основания науки.
Идеалы науки выражают ценностные ориентации научного познания. Так, например, для древних греков идеалом научности было достоверное доказательное знание.
Идеалом естествознания 17-18 вв была достоверная истинность научных законов и особая надежность методов науки.
В конце 19-начале 20вв формируются неклассические идеалы научности, учитывающие относительный характер научных истин, их зависимость от уровня развития практики и культуры.
Во второй половине 20 в формируется постнеклассический идеал научности. Он основывается на принципах взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных материальных систем. На основе научного идеала фомируются определенные нормы, критерии требования научного исследования и обоснование его результатов. Так, например, обязательным для всей теории научных знаний является критерий непротиворечивости. Для наук, имеющих дело с определенными фактами в виде результатов конкретных наблюдений , экспериментов или данных практики, необходимым является требование принципиальной проверяемости. Идеалы и нормы научного исследования непосредственно связаны с основными функциями науки, которые состоят:
1) В систематизации и организации научного знания;
2) В описании и объяснении существующих фактов;
3) В предсказании новых фактов;
4) В обосновании и доказательстве полученного научного знания.
Т.о. научное знание (в отличие от обыденного и стихийно-эмперического) характеризуется особой организованностью и систематичностью. Идеалом систематизации является аксиоматический метод в математике и гипотетико-дедуктивный метод в естествознании и в других опытных науках.
Другими формами организации и систематизации научного знания являются:
1) Принцип простоты, благодаря которому можно выделить наиболее общие предпосылки существующего научного знания;
2) Принцип точности, предполагающий выражение результатов исследования в точной количественной, математической форме;
3) Принцип выявления минимального числа допущений при построении теории;
4) Принцип приемственности в развитии и организации научного знания.
Также важнейшими идеалами научного объяснения служат адекватность и объективность полученных результатов. Адекватность объяснения достигается с помощью логических, эмперических и методологических норм исследования. Логические нормы требуют, чтобы объясняемый факт был:
1) Логическим следствием объясняющего его закона или обобщением;
2) Логическим следствием тех начальных условий, которые относятся к объясняемому факту.
Эмперические нормы требуют, чтобы все посылки объяснения были истинными. Методологические нормы обеспечивают возможность независимой проверки.
Научная картина мира исследует связь научных теорий с реальным бытием. Научная картина мира в своем развитии проходит следующие этапы:
1) Стихийно-эмперическая картина мира- на ее основе возникают мифологическая и натурфилософская картина;
2) В 17-18 вв возникает естественно-научная картина мира, выполняющая следующие функции:
Устанавливает связь между научным знанием и предметом своего исследования;
Обеспечивает систематизацию научных знаний;
Предлагает определенные исследовательские программы.
В структуре научной картины мира можно выделить ее базовые основания, систему законов и теорий, с помощью которых объясняются те или иные явления, и систему гипотез, которые формируются на стыке различных теорий.
Формирование научного знания связано с определенными научными предпосылками. Несмотря на усилия позитивистов, которые считали, что к началу 19 в философия исчерпала свой познавательный потенциал и ее место должна занять другая наука, связь между философскими системами и формированием научной картины мира признавали все выдающиеся ученые 19-20 вв.
Связь философии и науки- это связь частного и всеобщего. Задача философии заключается в обосновании цели и системы ценностей, в то время как роль науки состоит в достижении этой цели и реализации сформированной системы ценностей. Изучение философии позволяет ученому выйти за рамки существующей народной парадигмы и т.о. обнаружить перспективы развития своей деятельности.
28. Понятие метода и методологии. Классификация методов. Основные принципы диалектического метода
Метод — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
Главное предназначение любого метода — на основе соответствующих принципов обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.
Методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы.
I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности.
Философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генераль-ную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.
Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик.
Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулирования человеческой деятельности.
1. Объективность – основан на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.
2. Всесторонность философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Конкретное (конкретность) философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности. 4.Историзм — философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее.
5. Противоречия принцип—диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей. Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
П. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.
Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.
Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания, являются такие методы как: анализ и синтез, аналогия и моделирование.
Анализ - это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения.
Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь, то есть позволяет понять то общее, что связывает части воедино. Анализ и синтез находятся в единстве.
Аналогия - это "правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках"
Моделирование - это "метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объектую
Методы научного познания, на каких бы уровнях не находились, тесно взаимосвязаны.