Предмет и структура философского знания
Предметом философии является всеобщее.
Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека.
Отсюда философское мышление трансцендентно, так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметом практического опыта и предметом других наук.
Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), связывал специфику философии со стремлением разума уловить всеобщие сущности, которые мерцают в просветах конечного бытия.
Уже ранняя греческая философия дала высокие образцы рационального мышления. В ней теоретической критике и логическому обоснованию были подвергнуты различные идеи и учения. При этом разумное сомнение не отвергает философскую веру, которая предполагает существование универсальных сущностей и целостность мира, веру в авторитет учителя, но оберегает ее от догматизации. Это означает первенство разума над верой в области философии, что принципиально отличают философию от религии.
От науки философское мышление отличает то, что оно носит универсальный характер, так как стремиться постигнуть предельные основания бытия в целом и всех его составляющих. Предметом философской рефлексии становятся обыденное сознание и познание, наука, миф, религия, искусство, язык. Предметом рефлексии для философии становится и сама философия.
В связи с этим философские категории являются предельно общими (бытие, мир, человек, душа, дух, сознание, сущность, явление, содержание форма, материя, пространство, время и т. д.).
Однако существуют и метафорические образы, которые широко используются в некоторых течениях современной философии, наиболее близких к художественному и религиозному восприятию мира (экзистенциализм, философия жизни др.). Вода, огонь, воздух, число, рассматривавшиеся древними философами как первоосновы мира, представляют собой также метафоры, которые нельзя понимать буквально.
Еще одна особенность философии состоит в том, что, наряду с абстрактно-теоретическим знанием, в философию включается и ценностное знание. Это размышления о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом и т.д.
Специфика философии проявляется и в специфике философских проблем, которая сводится к следующему:
1. Философские проблемы противостоят здравому смыслу.
Об этом свидетельствуют многие известные высказывания древних философов: «Философия начинается с удивления» (Аристотель); «Ожидаю неожиданное» (Гераклит); «Знаю, что ничего не знаю» (Сократ); «Летящая стрела покоится; Ахилл не догонит черепаху» (Зенон); «Бытие постижимо только разумом» (Парменид). Ставя подобные вопросы, философия решает задачу вырваться из пут обыденного мышления и преодолеть тяготение чувственной реальности.
2. Метафизический характер философских проблем.
Аристотель определил метафизику как то, что находится за физическим, т.е. позади природы. Это невидимые духовные сущности, постигаемые только разумом. Они и являются предметом философии. Философское мышление выводит человека за грань видимого мира и позволяет представить универсум в виде сети категорий. Конструирование такой картины мира без опоры на факты выдающийся испанский философ ХХ в. Ортега-и-Гассет назвал «интеллектуальным героизмом» философии.
3. Вечный характер философских проблем и отсутствие однозначных решений.
Философия на протяжении всей своей истории ставит и решает одни и те же проблемы. При этом каждый выдающийся философ вносит свой вклад в их постановку и решение. Величайшая заслуга философии состоит именно в выдвижении и обосновании проблем, в их обобщении до универсальности, синтезе всех возможных вариантов рассмотрения и решения проблемы.
4. Антропологический характер философских проблем.
Философия занимается поиском предельных оснований человеческого существования. Поэтому ее интересует не мир как таковой, а мир в его отношении к человеку и человек в его отношении к миру, к Богу, другим людям. Центральное место в философии занимают вопросы о происхождении человека, его месте и роли в мире, сущности человека и формах его бытия, теле, душе и духе, их соотношении и значении для понимания человека. Именно от решения антропологических вопросов зависят и способы философствования.
Способы философствованияопределяются теми предельными основаниями, которые задают смысл и цельность человеческого существования.
В качестве таких предельных оснований в различных философских учениях выступают природа, Бог, общество, индивид. В зависимости от принятого основания формируется свой способ философствования, решения проблемы человека, его сущности, места в мире, смысла существования, иерархии ценностей. К ним относятся натуроцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Все они зародились в Древней Греции и нашли свое дальнейшее развитие в более поздней философии.
Натуроцентризм (Ф. Ницше, А. Бергсон, У. Джемс, З. Фрейд, О. Шпенглер, А. Уайтхед, Г. Плесснер, А. Гелен и др.) - это такой способ философствования, который исходит из понимания человека как творения природы. Человек - венец природы, либо «больное животное с ослабленными инстинктами» (Ф. Ницше), его «самость составляет его бессознательное» (З. Фрейд). Культура в своей сути репрессивна по отношению к человеческой природе.
Теоцентризм (П.А. Флоренский, Ж. Маритен, Э. Мунье, Р. Гвардини, К. Барт, П. Тиллих и др.) - способ философствования, исходным основанием которого является Бог как творец мира и человека. Поэтому основой существования человека является Бог и все, что с ним связано. Вера выступает предельным основанием знания, истина - то, что от Бога. По Флоренскому, культура сакральна, ибо ее основой является религия.
Социоцентризм (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Г. Гадамер, А.Ф. Лосев и др.) рассматривает человека как продукт социальной среды. Предельным основанием человеческого существования является человеческая деятельность, человеческое общение, в процессе которых возникают человеческие качества, мышление, сознание и язык. Сущность человека, по Марксу, составляет «не ее борода, не ее кровь, а ее социальное качество». Культура социальна, ее субстанцию составляет человеческая деятельность.
Антропоцентризм (Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет, М. Шелер, Н.А. Бердяев и др.). Здесь человек - продукт самосозидания, он самоценен и самодостаточен. По мнению Сартра, человек – это реализация своего собственного проекта. Он сам выбирает себя и мир вокруг себя. Он заброшен в мир, чтобы понять истину своего бытия. Культура субъектна, ее субстанцией является творческий дух индивида.
В основание структурирования философского знаниямогут быть положены два принципа: исторический и проблемный.
С точки зрения исторического подхода в философии можно выделить исторические этапы ее развития, каждый из которых имеет свои особенности и внес свой вклад в развитие философской мысли:
1. Философия Древнего мира. Охватывает период в Европе с VI века до нашей эры по IV век нашей эры.
2. Философия средних веков - с V по XIV вв.
3. Философия Эпохи Возрождения - с середины XV до середины XVI вв.
4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения - c середины XVI - по XVIII век.
5. Философия XIX века.
6. Философия XX века.
С точки зрения проблемного подхода в философии выделяются следующие разделы:
1.Онтология, или философское учение о бытии.
В этом разделе философии рассматриваются вопросы о том, что такое мир, как он устроен, существует ли первооснова мира, что может быть его первоосновой, что есть сущность и что есть существование, виды бытия. Философия утверждает, что кроме чувственной реальности, существует сверхчувственная реальность, обладающая устойчивостью, вечностью и неизменностью. Чувственные же вещи неустойчивы и вечно текучи. Так возникла метафизика как учение о сверхчувственном мире. Отсюда ее стремление обнаружить скрытую сущность вещей, недоступную непосредственному наблюдению.
2. Гносеология, или философское учение о познании.
В гносеологии ставятся и обсуждаются вопросы о том, как человек познает окружающий мир, каковы этапы или ступени познания, какова роль чувств и разума в этом процессе, что такое истина, каким образом она достижима, каковы ее критерии? Способен ли человек познать мир и существует ли предел познаваемости мира? Рассматриваются вопросы о роли науки и вненаучных форм знания в постижении мира.
3. Философская антропология.
В центре внимания этого раздела философии - универсальные характеристики человека как особого рода сущего. Осмысливаются проблемы человеческой природы, человеческой сущности и существования, человеческого предназначения, места в мире, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Как особая область знания философская антропология складывается в ХV111 в. Наибольшее развитие получает в философии ХХ столетия.
4. Социальная философия.
В этом разделе философского знания изучаются наиболее общие характеристики общественной жизни в ее статике и динамике.
Общество - это совместное бытие людей. Каковы основы этого бытия? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни, что такое общество, какова его структура, при каких условиях общество сохраняет свою целостность, в чем специфика социального бытия, как соотносятся общественное и индивидуальное бытие - все эти вопросы являются предметом социальной философии.
Предельные основания бытия общества в его динамике изучает философия истории. Ее интересует, что такое история, каковы ее движущие силы, смысл и цель истории, роль личности в истории и др.
5. Аксиология, или учение о ценностях.
В этот раздел включаются: этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле; эстетика, или философское учение о красоте, прекрасном и безобразном, о смысле и назначении искусства. В аксиологию входят также учения о других видах ценностей: религиозных, политических и т.д., даются различные классификации ценностей, выстраиваются их иерархии.
Функции философии
Специфика философии раскрывается также и в ее функциях.
Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренческую функцию, другие – методологическую, третьи – антропологическую.
На наш взгляд, философия выполняет, прежде всего, мировоззренческую функцию. Некоторые авторы считают ее генеральной функцией философии (И.Я. Лойфман).
Мировоззрение- это важнейшая составляющая, стержень духовного мира личности, общества и социальной группы. Оно выполняет интегративную функцию, и в его формировании участвуют разные источники: практический опыт, наука, искусство, религия и др., но особая роль принадлежит философии. Философское мировоззрение имеет свои специфические особенности.
Но прежде чем говорить об особенностях философского мировоззрения, необходимо определить, что такое мировоззрение вообще.
Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир и отношений человека к миру. Оно имеет довольно сложную структуру.
Прежде всего, в содержательном аспекте в структуре мировоззрения можно выделить ряд компонентов. К ним относятся обобщенные знания о мире и его свойствах; убеждения, т.е. такие знания, в истинности которых субъект не сомневается; ценности (цели, идеалы, принципы). Ценности играют особенно важную роль в мировоззрении. На их основе человек определяет свое место в мире, в системе общественных отношений, смысл своей жизни. Мировоззрение регулирует поведение человека, определяя выбор поступков.
В мировоззрении находит свое отражение эмоциональный и интеллектуальный опыт людей, поэтому в нем можно выделить два слоя: эмоциональный и рациональный. Эмоциональный слой мировоззрения представлен мироощущением и мировосприятием. Отсюда мировоззрение может иметь как оптимистическую, так и пессимистическую окраску. На рациональном уровне рождается теоретическое мировоззрение, выраженное в научной и философской картинах мира.
Философия является частью теоретического мировоззрения, точнее - его ядром. Она отличается от других исторических типов мировоззрения, к которым следует отнести мифологию, религию, науку. Философское мировоззрение представляет собой систему предельно общих теоретических взглядов на мир, в основании которой лежит решение вопроса о первоначале мира. Это вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы (материи).
В зависимости от его решения сложилось два основных типа философского мировоззрения: материализм и идеализм.
Для материалистов - первична материя, а дух вторичен.
Для идеалистов - дух первичен, а материя производна от него, вторична. Каждый человек является либо материалистом, либо идеалистом в решении тех или иных вопросов своего бытия, отдавая приоритет духовному или материальному.
Следующая функция философии - методологическая.
Методологическая функция, также как и мировоззренческая, вытекает из природы философии. Философия в предельно обобщенной форме рассматривает отношение «человек - мир», раскрывая при этом природу и сущность мира, природу и сущность человека в их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии, являясь предельно общими и универсальными, имеют методологическое значение по отношению к более частному знанию.
В то же время философия, выступая как общее учение о мире и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком, является всеобщей методологией научного познания.
Под методологией в самом широком смысле слова надо понимать совокупность принципов, определяющих способы анализа и оценки явлений действительности, характер и направленность познавательной и практической деятельности.
Слово «метод» дословно переводиться как «путь», и в их понимании означает совокупность правил, помогающих познающему субъекту отыскать истину.
Важнейшими методологическими установками, выработанными философией, являются философские принципы, и, прежде всего, материализм и идеализм. Они выступают как наиболее общие подходы рассмотрения бытия и познания. С точки зрения материализма познание есть процесс отражения действительности в сознании людей, а с точки зрения идеализма он есть процесс самопознания духа.
К философским методам относятся также диалектика и метафизика.
Диалектика это учение о наиболее общих законах развития бытия и познания и одновременно - это метод теоретического и практического освоения действительности, который ориентирует познающего и действующего субъекта опираться на следующие основные принципы: а) принцип развития; б) принцип противоречия; в) принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений; г) принцип целостности.
Диалектика зародилась в далекой древности, однако у древних философов она носила стихийный характер. При этом философы – материалисты (Гераклит) во главу угла ставили объективную диалектику реального мира, а идеалисты (Сократ и Платон) первичной считали субъективную диалектику - диалектику понятий.
Создателем диалектики как теории и метода явился выдающийся немецкий философ, представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831). Его диалектика носила идеалистический характер, так как Гегель представляет мир как процесс развитие абсолютной идеи, мирового разума.
Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) создали материалистическую диалектику, переработав диалектику Гегеля в материалистическом духе.
Метафизика - это метод мышления, который является противоположностью диалектики. Метафизике как методу мышления присущи такие черты, как односторонний подход к реальности; рассмотрение мира в статике, в неизменном состоянии; изолированное рассмотрение фрагментов реальности, которые вырываются из общей связи; упрощенное представление о мире как лишенном внутренней противоречивости.
Важнейшими методологическими установками в философии являются также сенсуализм, рационализм и иррационализм.
Сенсуализм - это методологический принцип, который за основу познания берет чувства и стремится вывести все его результаты из деятельности чувств (Эпикур, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.).
Рационализм -это такой метод, согласно которому основой познания является разум (Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель и др.), при этом недооценивается роль чувств в познании.
Иррационалим - философский метод, отрицающий или принижающий роль разума в познании, выдвигающий на первый план иррациональные способы постижения бытия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
В качестве методологических установок выступают и способы философствования (натуроцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм). Они задают парадигмы решения философских проблем.
Кроме этого в качестве важнейших методологических установок познавательной деятельности выступают принципы детерминизма, структурности, системности, синергии, герменевтические принципы и др.
Бурное развитие науки в ХХ столетие привело к становлению в рамках философии методологии научного познания как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы становления и развития науки как вида познавательной деятельности, разрабатываются критерии научности знания, рассматриваются логика и закономерности роста научного знания, анализируется язык науки, роль научных революций и научных парадигм в процессе познания.
С методологической функцией философии очень тесно связана ее критическая функция.
Принцип «все подвергай сомнению» со времен античности проповедуется многими философами. Он играет важную антидогматическую роль, нацеливая на пересмотр устоявшихся знаний и социокультурных ценностей, способствуя их обновлению и развитию.
Центром всех философских размышлений является человек, поэтому философия выполняет гуманистическую функцию. Философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, дает знание человеку о нем самом, ориентирует в системе ценностей, помогая решать смысложизненные проблемы. Она культивирует потребность и способность быть человеком. Он предстает как субъект-носитель познавательного, практического и ценностного отношений к миру.
Философия выполняет также и терапевтическуюфункцию. Она служит средством душевной терапии. Философия способна осуществлять логотерапию (термин В. Франкла), т.е. помогать справляться с теми проблемами, которые ставит перед человеком жизнь, с помощью рассуждений, выражения собственных проблем на языке понятий и продумывания всех возможных вариантов причин и следствий, позволяющих найти оптимальное разрешение конкретной жизненной ситуации.
Кроме того, важнейшей функцией философии является аксиологическая функция. Она заключается в том, что философия разрабатывает системы ценностей, выстраивает их иерархию и оценивает существующую реальность с точки зрения обоснованных ею нравственных, эстетических, политических и других эталонов. Философия берет на себя роль инициатора переоценки ценностей в различные исторические эпохи, принятые называть переломными. Не случайно в эти исторические периоды интерес к философии резко возрастает. Он связан с потребностями в новых идеалах, объединяющих и воодушевляющих людей, дающих им силы и энергию для новых свершений.