Проблема свободы в философии Канта и Фихте
Кант
Человек наделен свободой води и природная детерминация (определенная цепь событий в соответствии волей природы) над ним не властна. Человек живет в двух мирах: человек - клетка чувственного мира, существующая по его законам, с другой стороны он ноумен (в интеллигибельном мире), существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. В поведении человека реализуется связь между двумя характерами: эмпирическим - привитым окружением, и ноуменальным, интеллигибельным - присущим ему изнутри. На этом основана вменяемость человека и его ответственность. В интеллигибельном мире нет железного сцепления причин и следствий, нет времени, возможна причинность особого рода – «через свободу», которая только и делает человека моральным существом. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга.
Этика долга, причем автономная. Это значит, что она не выводит этический принцип («поступать нравственно ради самой нравственности, а не каких-то целей») из внеэтических оснований. Быть нравственным – самоцель. Мы поступаем поистине нравственно только тогда, когда поступаем исключительно во имя долга.
Сфера морали = сфера человеческой свободы. Я свободен ровно настолько, насколько следую категорическому императиву (высшему этическому принципу).
Существует две формулировки КИ:
Формальный вид
Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы одновременно служить принципом всеобщего законодательства.
Содержательный вид
= Поступай так. чтобы ты относился всегда к человечеству в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству.
= Поступай так, чтобы человечество в лице каждого было свято.
= умей быть сполна виноватым и искренне раскаиваться в своих плохих поступках; будь ответственным за все, что думаешь и делаешь; будь человеком, а не суперобезьяной. Совершай по преимуществу моральные (добрые, просто так, без личной выгоды), а не легальные поступки (что-то хорошее в надежде на выгоду), потому, что именно моральные поступки действительно прекрасны.
Постулируется самоценность каждого.
Постулаты бессмертия души и бытия Бога – постулаты морального сознания (это для моего достоинства, т.к. без них нет оснований морали и справедливости: за нравственные поступки меня в конце концов наградят). Нравственность учит не тому, чтобы быть счастливым, а тому, чтобы быть достойным счастья.
Человек, следующий категорическому императиву, избегающий соблазна его нарушения во имя мнимой любви к ближнему, поистине свободен. Он свободен не от моральных обязательств, он свободен постольку, поскольку абсолютные нормы морали присущи только ему, субъекту, так как они априорны. (Канке учебник).
Основные постулаты критического разума: 1. Человек несвободен (как природное существо он заключен в рамки причинно-следственных связей), его можно рассматривать как вещь в себе. 2. Нравственное существо - в этом случае человек свободен. У каждого есть представления о счастье. Всеобщего счастья добиться невозможно - все люди разные. Пропасть между счастьем и долгом.
Тpи постулата практического разума: 1. признается существование свободы в поступках,2. бессмертие души (воздавать за поступки в том мире; гармония между всеобщим благом и поведением может быть лишь в мире бессмертия души), 3. в мире существует некое абсолютное существо - Бог (необходимый момент, гарант нравственного мира и порядка). Мораль - причина религии и Бога.
Иоганн Готлиб Фихте: «До тех пор, пока люди не станут мудрее и справедливее, напрасны все их усилия стать счастливее. Вырвавшись из темницы деспота (очевидно, став свободными) они уничтожают друг друга обломками разбитых цепей».
Свобода требует определенной культуры. Культура свободы представляет собой единственную цель человека, поскольку он часть чувственного мира, притом никто другой не может культивировать (окультурить, взрастить – в смысле культуры свободы) человека, кроме него самого.
Фихте различает 3 типа свободы.
- Трансцендентальная – свобода присущая всем существам как способность выступать в качестве самостоятельной причины.
- Космологическая свобода означает состояние, когда человек зависит в принятии решения только от самого себя; это цель культурного развития.
- Политическая свобода дает право следовать только тому закону, который каждый определил для себя самого, она должна быть в каждом государстве.