Научный факт как форма научного знания
Каждый ученый, приступая к исследованию в какой-то области науки, получает в свое распоряжение накопленный в ходе развития этой научной области фактический материал – результаты наблюдений и экспериментов; результаты обобщения фактического материала, выраженные в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке; общетеоретическое, философское истолкование открытых наукой принципов, законов; мировоззренческие установки; соответствующую методологию и техническое оснащение. Все эти стороны и грани науки существуют в тесной связи между собой.
Необходимым условием научного исследования является установление факта или фактов. Научный факт выступает в виде прямого наблюдения объекта, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельств очевидца и т.д.
Сила науки заключается в ее опоре на факты. Но сами по себе факты не составляют еще науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенное его значение и установить закономерную связь между фактами.
В.И.Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» (1882г.) объяснял слово «факт» как происшествие, случай, событие, которое может служить основанием для вывода. В наше время факт (в широком смысле) понимается как суждение, в котором утверждается наличие (или отсутствие) у объекта какого-то свойства.
Любой факт представляет собой результат отражения в сознании человека определенных сторон действительности. Этот результат закрепляется с помощью языковых средств в виде так называемых фактуальных предложений. В повседневной жизни каждый человек усваивает массу обыденных фактов, выражаемых словами естественного языка («снег белый», «день сменяется ночью» и т.п.). Однако такого рода обыденные знания не являются фактами науки.
Понятие «научный факт», или «факт науки» существенно отличается от понятия факта, применяемого в обыденной жизни.
Научные факты – это определенные фиксированные результаты эмпирических исследований (научных наблюдений, измерений, экспериментов). Причем для фиксации этих результатов требуется использование языка науки.
Научные факты отличаются определенными характерными чертами. К ним относятся: новизна, достоверность, точность, воспроизводимость и некоторые другие. Познание – это, как правило, процесс открытия новых фактов.
Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор знании о каком-то предмете или явлении (это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы не знали). Например, археологические раскопки в районе Новгорода позволили установить интересный для исторической науки факт – существование в XII в. неизвестной до недавнего времени особой новгородской денежной единицы. Или другой пример, который уже можно отнести к разряду крупных научных открытий последнего времени. В 2005г. был окончательно установлен факт существования в Солнечной системе десятой планеты, которая находится от Солнца на расстоянии в два раза большем, чем Плутон. Её диаметр составляет 3000 километров и состоит она из горных пород и льда. Открытие этого сенсационного факта потребовало выработки новой классификации планет Солнечной системы, что и было сделано на ассамблее Международного астрономического союза в августе 2006г.
Достоверность научного факта – это объективная истинность знания, зафиксированного в этом факте. Отсюда вытекает важное условие: научный факт не должен зависеть от того, кем и когда он был получен. В истории науки есть немало примеров, когда одни и те же факты устанавливали разные исследователи, причем независимо друг от друга.
Точность научного факта определяется совокупностью наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных характеристик. Известны примеры высочайшей точности, достигаемой при определении количественных характеристик некоторых физических констант. Например, выдающийся австрийский физик Людвиг Больцман установил одну из основных универсальных физических постоянных – газовую постоянную для одной молекулы. В то же время, фактические данные, на которые опираются, например, метеорологи не всегда достаточно точны, а отсюда – и невысокая точность многих метеорологических прогнозов.
Оценка получаемых фактов – важная составляющая научного исследования. Чем глубже, конкретнее исследователь будет оценивать роль и значение тех или иных фактов, тем эффективнее будет протекать его познавательная деятельность. Заметим, что иногда для характеристики фактов используются всякого рода эпитеты, подчеркивающие роль того или иного факта в исследовании («яркий факт», «бесспорный факт», «основной факт»и т.п.).
Оценка принципиальных особенностей научных фактов также помогает выяснить их масштабность, т.е. предполагаемое значение для теории и практики. К сожалению, это не всегда возможно. Так, открытие в конце XIX в. знаменитым русским физиком А.Г.Столетовым фотоэлектрических закономерностей, а затем (впервые в мире) и фотоэлементов не было оценено в той мере, в какой значение этих научных открытий, спустя много лет, стало очевидным на практике.
Научные факты, призванные служить основой для дальнейшего теоретического исследования, сами требуют для своего выявления и оценки определенной работы теоретического мышления. Как любил говорить академик И.П.Павлов, без идеи в голове никакого научного факта установить невозможно. Но чтобы такая идея в голове родилась, необходимо соответствующая теоретическая подготовка исследователя.
Для иллюстрации этого приведем следующий интересный пример из истории науки. Известный датский физик Х.Эрстед 15 февраля 1820г. в ходе лекции студентам Копенгагенского университета пропускал электрический ток через проволоку, с целью демонстрации эффекта её нагревания. Рядом с проволокой находился компас, не имевший прямого отношения к теме лекции. Один из студентов случайно обратил внимание, что когда через проволоку проходит ток, стрелка компаса вздрагивает и немного поворачивается. Студент указал профессору на это совершенно непонятное явление. Эрстед, который в течение многих лет до этого задумывался над вопросом о связи между электрическими и магнитными явлениями, увидел в наблюдаемом эффекте глубокий смысл. Он описал его и сделал соответствующую публикацию. Так был открыт факт магнитного действия электрического тока.
Полученные в науке факты требуют определенного теоретического истолкования. При этом особый интерес ученых вызывает чаще всего не те факты, которые соответствуют существующей теории (или гипотезе), а те, которые обнаруживают противоречие с ней. М.Планк так оценил значение фактов для науки: «Первый повод к пересмотру или изменению какой-нибудь физической теории почти всегда вызывается установлением одного или нескольких фактов, которые не укладываются в рамки прежней теории. Факт является той архимедовой точкой опоры, при помощи которой сдвигаются с места даже самые солидные теории. Поэтому для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа».[34]
Весь ход развития современной физики свидетельствует о справедливости этого положения. Так, созданию специальной теории относительности предшествовали эксперименты Майкельсона–Морли, установившие факт независимости скорости света от движения источника (невозможность обнаружения движения Земли относительно эфира). Созданию же квантовой механики предшествовали эксперименты по установлению корпускулярной природы катодных лучей, открытие фотоэффекта, рентгеновских лучей, радиоактивности и, главное, накопление огромного фактического материала, явившегося основой для изучения структуры спектров различных химических элементов.
Открытие новых эмпирических фактов имеет большое значение для развития системы научных знаний. В этом случае начинает «работать» внутренняя логика фактов, приводящая к неизбежному отказу от старых представлений, когда те приходят в явное противоречие с новыми экспериментальными данными.
Попытка исследователя (сознательная или бессознательная) игнорировать логику фактов, а иногда даже подтасовывать их, приводит к неправильным выводам, которые не согласуются с действительностью. Результаты такого «исследования» очень скоро устраняются из науки. Наука представляет собой самокорректирующуюся систему и никакой обман или невольная ошибка не могут в ней долго оставаться нераскрытыми. История науки показывает, что личные пристрастия, идеологические предпочтения отдельных ученых рано или поздно разбиваются логикой фактов и отметаются в процессе научного прогресса.
Эмпирические исследования ведут к открытию все новых фактов, а они, в свою очередь, требуют теоретического объяснения, истолкования. В процессе научного познания факты становятся необходимой основой и побудительной силой построения гипотез и теорий.