Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Природные предпосылки сущ-ния человека и общества
Природа - одно из центральных понятий философской мысли и культуры, обладающее широким спектром значений: 1) как совокупность всего сущего; 2) как противостоящий человеку (субъекту) объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от него мир; 3) сущность той или иной вещи (природа вещи). В предельно широком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.
Предпосылки сущ-ния человека:1) геофизические (космические явления: тепло и свет, магнитная оболочка планеты, земные реалии); 2) биологические (поля, леса, животный мир→биосфера). Человек является составной частью биосферы. Сбалансированность биосферы – важнейший фактор жизни человека; 3) демографические (численность населения, его плотность, возрастная структура и т.д. оказывают влияние на состояние экономики; динамика народонаселения зависит от уровня развития общества, культуры, социального развития и т.д.).
В философии истоки понятия П. связывают с дргреч. термином фюсис (органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста, процесс и т.д.), в Новое время появляется термин натура (мир, миропорядок, вселенная). Далее преобладающим смыслом понятия П. становится ее статус как объекта естествознания. В зависимости от контекста мы понимаем под П.: все сущее; естественную или искусственную среду обитания человека; внутреннюю сущность вещей. Философ исследует сущность и причины П., т.е. исходит из понимания природы как целого, в то время как ученые только описывают и высчитывают ее «число и меру».
В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыслился как одна из ее частей. в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом - душой. В эпоху Возрождения человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения в противовес мрачному аскетизму средневековья. Впоследствии в философии и эстетике романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. В период становления капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Наиболее отчетливо это отношение выразил аглийский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626), провозгласивший целью науки и техники господство над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.
Что касается естественнонаучного познания, то в нем доминирующей становится идея испытания природы, стремление вырвать у нее ее тайны, свести все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов.
По мере того как научно-техническая мощь человека, неуклонно и быстро возрастая, становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов для того, чтобы убедиться в опасности неограниченного, бесконтрольного и непродуманного употребления этой мощи. В результате в отношениях человека к природе начинает оформляться и приобретать все более заметное место момент ответственности. В исторической перспективе - и это отчетливо видно уже сегодня - мы имеем дело с глубочайшим изменением самого характера природопреобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления. Речь идет об ограничении элементов стихийности и, напротив, о возрастающей роли сознательности, организованности, сообразовании целей деятельности с ее средствами и последствиями - короче, о разумности и гуманности во взаимодействии общества и природы.
Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы. Базовые принципы философии природы:
• процветание любых форм жизни на Земле имеет ценность само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;
• богатство и разнообразие людей способствует реализации этих ценностей;
• люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;
• современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того и другого;
• необходимо изменить отношение к природе обосновать в соответствии с этим стратегические приоритеты в области политики, экономики, образования, учитывающие ценность природы. Философия природы исследует отношение человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические, социокультурные и другие принципы, учитывающие внутреннюю сущность человека иприроды как единого целого.
Модели взаимодействия человека и природы: мифологическую, научно-технологическую и диалогическую: 1) приоритета природы над человеком (преобладающий принцип, мифологической модели); 2) власти человека над природой (определяющий смысл научно-технологической модели); 3) диалога и взаимодействия человека и природы (основная стратегия партнерской диалогической модели).
Самоорганизания – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин.
Организация - под воздействием внешних сил или причин.
9. Природа и общество как целостная система. Биосфера и неосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования
Природная среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле впределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.
С самого возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера..
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жаном Батистом Ламарком) для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Биосферу рассматривают в качестве основного структурного компонента организации нашей планеты, включая околоземное космическое пространство. Выделяют такие структурные уровни организации живого вещества в биосфере, как молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.
Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразовывающего воздействия общества на природу.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "общество-природа".
Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность". В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем.
Потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единения человека и природы, которая и обеспечила бы дальнейшее развитие человечества, его коэволюционный путь развития. Перспективы развития цивилизации связываются с переходом на режим соразвития или коэволюции природы и человека. Коэволюция – определенное взаимодействие общества и природы, обеспечивающее прогресс человеческого рода.
Итак, современный этап взаимодействия природы и общества требует новых ориентиров для развития общества, а именно его коэволюции с биосферой.
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. советский биолог Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981). С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества.
Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.
Можно говорить о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера это область бытия, основаного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. (А. Швейцер)