Абстрагирование, здравый смысл, приметы, народные рецепты, традиции
ВАРИАНТ 4
Часть 1 (задания уровня А)
1. Что из перечисленного не характеризует игровое познание?
1)возможность сокрытия истины, обман партнера
2)возможность возвыситься над современным бытием, не заботиться о практической выгоде
3)обучающе-развивающий характер, выявление качеств и возможностей человека
4)обязательное использование теоретических понятий
2. О каком уровне научного познания идет речь в высказывание Ф. Бэкона: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом... Ученость дает сама по себе указания чересчур общие, если их не уточнять опытом»?
1. теоретическом 2. эмпирическом 3. Абсолютном 4. относительном
3. Какое из приведённых суждений является верным?
А. Коллективное знание является общезначимым, предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил.
Б. Примером коллективного знания является знание о фазах Луны.
1.) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Знаменитый русский ученый-физиолог Павлов изучал природу условных рефлексов у
животных. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в своем исследовании он использовал эмпирические методы познания?
1)анализировал имеющиеся в науке теории, 2) проводил эксперименты с собаками
3) создал научную теорию об условных рефлексах, 4) сформулировал научный закон
5. Знание о предмете можно считать истинным, если оно
1) является распространенным в обществе, 2)представляет результат деятельности выдающихся
ученых, 3) соответствует предмету познания, 4) воплощено в форму теории
6. Верны ли следующие суждения?
А. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины.
Б. Примером относительной истины является высказывание «Земля вращается вокруг своей оси и Солнца».
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
1. Кант понимал истину как «вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов, или как согласие мышления с самим собой». В соответствии с этими взглядами он является
1) Материалистом, 2) идеалистом, 3) экзистенциалистом, 4) прагматиком
2. Какой вывод можно сделать из следующего высказывания: «Мышление позволяет создавать
только относительный, условный, символический, идеальный образ мира, поэтому знание человека о мире — это субъективно преломленный образ мира»?
1) истинное объективное знание о мире получить невозможно, 2) мир полностью познаваем,
3) истины — это вечные ценности, 4) Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок. (Гекели Томас Генри)
Часть 2 (задания уровня В)
3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:___________________________
4. Ниже приведены элементы, которые все, за исключением одного, присущи обыденному
знанию. Найдите и укажите элемент, выпадающий из общего ряда.
Абстрагирование, здравый смысл, приметы, народные рецепты, традиции.
Ответ: _________________________
5. Установите соответствие между критериями истины и именами философов, их выдвинувших: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КРИТЕРИИ | ФИЛОСОФЫ | ||||
А) всеобщность и необходимость | 1) Декарт | ||||
Б) простота и ясность | 2) Кант | ||||
В) логическая непротиворечивость, обще | 3) Аристотель | ||||
значимость | 4) Богданов | ||||
Г) соответствие мысли и предмета, знания | 5) Платон | ||||
и действительности | |||||
А | Б | В | Г | ||
6. Найдите в приведенном перечне элементы, относящиеся к рациональному познанию, и запишите цифры, под которой они указаны, в порядке возрастания.
1) представление , 2) понятие , 3) суждение, 4) ощущение, 5) умозаключение, 6)восприятие
Ответ:_____________________________
7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
А. Догматики рассматривают истину как раз навсегда данную, абсолютную. Б. Немецкий философ Дюринг утверждает, что истина являются вечными, окончательными. В. Догматики абсолютизируют наши знания и отрицают их относительный характер. Г. На наш взгляд, их учения нежизнеспособны, так как постоянно витают в сфере абстрактных рассуждений, оторваны от реальности. Д. Как правило, их доказательства очень недолговечны в связи с изменяющейся обстановкой.
Определите, какие положения носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.
А | Б | В | Г | д |
14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Вся современная наука базируется на сочетании эмпирического и ***(А) уровней познания и использует общие для них методы — ***(Б), синтез, индукцию, дедукцию, моделирование. Характерно также тесное взаимодействие ***(В) и естественных наук. Важнейшей особенностью научного знания является ***(Г) научных знаний. Каждое новое поколение людей не отбрасывает научные достижения прошлого, а воспринимает их и развивает в соответствии с новыми практическими ***(Д).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков. .
1) преемственность, 2) разум 3) потребности 4) теоретический 5) субъект 6) анализ 7) познание
8) гуманитарные
А | Б | В | Г | Д |
Часть 3 (задания уровня С)Что обществоведы понимают под объективностью абсолютной истины? Ответ проиллюстрируйте двумя примерами.
ВАРИАНТ 5
Часть 1 (задания уровня А)
1. Только в состав научного знания входят
1)установленные факты 2)экспериментально обоснованные выводы 3) логические умозаключения
4) оценочные суждения
2. Общей характеристикой и научного, и религиозного знания является то, что они
1)носят объективный характер 2) предполагают доказательства, 3) могут передаваться из поколения в поколение, 4) необходимы человеку для производственной деятельности
3. Верны ли следующие суждения?
А. Некоторыми критериями истинности знания являются простота, ясность и непротиворечивость.
Б. Универсальным критерием истинности знания является общественно-историческая практика.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4.Рациональное познание, в отличие от чувственного:
1)фиксирует форму и цвет предмета 2) сравнивает существенные признаки различных предметов
3) создает целостный зрительный образ предмета 4) определяет расположение предметов в пространстве
5.Мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов, называется: 1) представлением 2) понятием 3) ощущением 4)восприятием
6. Верны ли следующие суждения?
А. Фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю» выражает позицию ученых агностиков.
Б. Фраза: «Что разумно, то и действительно, что действительно, то и разумно» соответствует взглядам эмпириков.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Относительная истина отличается от абсолютной тем, что
1)содержит объективное знание о предмете 2)создает идеальную модель объяснения мира
3)со временем может устареть и потерять свое значение 4) является результатом чувственного и рационального познания
8. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания.
Б. Социальное познание отличается субъективным характером, поэтому достичь абсолютных истин в нем практически невозможно.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2 (задания уровня В)
9.Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ ____________________
10. Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением одного, относятся к методам эмпирического познания. Найдите и выпишите термин, выпадающий из общего ряда.