Познавательное и ценностное отношение к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания (донаучное, вненаучное и научное познание)
Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенности человеческого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру человеческого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биологических и социальных факторов познания, исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ чел-го познания, опирается на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.
Субъект и объект познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка Субъекта и Объекта существенно менялась. В докантовсой философии под Субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под Объектом же, то, на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения Объекта и Субъекта. Кантовский Субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого Субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В нем классической философии Субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала объекты. У Канта, и Фихте эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с Объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.
Каковы же основные качества Субъекта, отличающие его от Объекта? Исходная характеристика Субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности Субъекта.
Различия м/у Объектом и Субъектом относительны. Субъект и Объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если активно воздействует то Субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в Объект. С точки зрения марксизма, человек становиться Субъектом познания лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что познание никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким Субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Объект – часть объективной реальности, с которой Субъект вступил в практическое и позновательное взаимодействие. Таким образом, марксизм считает, что подленным гносеологическим субъектом является человечество, общество.
Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т е сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.
Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания – мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, худодественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание – получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание.