Теория познания. Философия науки
1. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма; г) сенсуализма;
б) реализма; д) гедонизма.
в) скептицизма;
2. Дедукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
3. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
4. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово; г) термин;
б) категория; д) имя.
в) дефиниция;
5. Эмпиризм — это:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
6. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
7. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
а) рассудок; г) ум;
б) разум; д) интуиция.
в) чувство;
8. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире; в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях. | 1) скептицизм; 2) агностицизм; 3) прагматизм; 4) солипсизм. |
а)- 1 б)- 2 в)- 4 г)- 3
9. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:
а) «Я верю, чтобы знать»;
б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
в) «Я мыслю, следовательно, я существую»;
г) «Мы живем внутри языка»
10. Какое из понятий лишнее в данном перечне:
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
г) антропоцентризм.
11. Уровни научного познания (укажите все варианты):
а) эмпирический; г) мифологический;
б) религиозный; д) диалектический.
в) теоретический;
12. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
а) понятие; г) суждение;
б) представление; д) восприятие.
в) умозаключение;
13. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным; г) научным;
б) теоретическим; д) божественным.
в) обыденным;
14. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания; г) сомнение в возможности познания;
б) рассмотрение объектов познания; д) метод познания.
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
15. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
а) методика; г) механизм;
б) развитие; д) процесс.
в) навык;
16. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция; в) анализ;
б) дедукция; г) синтез.
17. Соотнесите термин с определением:
1. Абсолютная истина 2. Относительная истина 3. Истина как откровение | а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной. б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе). в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. |
1-в 2- б 3-а
18. Какое определение истины соответствует исторической эпохе:
а) Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в. | 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам. 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) 3. Бог, вот что является истиной. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) |
А)- 2 б)- 3 в)- 4 г)- 1
19. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель:
а) Эмпирический б) Теоретический | 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой. 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. 3. Добыть новые экспериментальные факты. 4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. |
А) -2, 3. Б)- 1,4
20. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о сущности познания, о путях постижения истины;
б) о развитии вселенной; д) о сущности человеческой истории.
в) о бытии как таковом;
21. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле:
а) гипотеза; г) парадигма;
б) теория; д) модель.
в) проблема;
22. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
23. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности; г) Нового времени;
б) средних веков; д) в ХХ веке.
в) Возрождения;
24. Установите степень соответствия критерия истины тому или иному направлению:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; б) верифицируемость; в) практика. | 1) неопозитивизм; 2) диалектический материализм; 3) конвенционализм. |
25. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна; г) абсолютна;
б) объективна; д) божественна.
в) субъективна;
26. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение; г) объяснение;
б) познавательный контакт с объектом познания; д) ноумен.
в) представление;
27. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
а) агностицизм;г) гносеологический оптимизм;
б) эмпириокритицизм; д) гедонизм.
в) скептицизм;
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
28. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
а) представление; в) идея;
б) восприятие; г) ощущение.
29. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
а) пропаганда; г) предрассудок;
б) заблуждение; д) иллюзия.
в) суждение;
30. Определите какому периоду времени те или иные исторические формы науки:
а) романтический; б) классический; в) неклассический; г) постнеклассический. | 1) XVII в. 2) XVв. 3) XXI в. 4) XX в. |
31. Какое определение истины соответствует исторической эпохе:
а) Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в. | 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам. 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) 3. Бог, вот что является истиной. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) |
А)- 2 б)- 3 в)- 4 г)- 1
32. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
а) проблема; г) гипотеза;
б) боль; д) теория.
в) вера;
33. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
а) конвенционализм; г) агностицизм;
б) релятивизм; д) скептизизм.
в) рационализм;
34. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
а) аналогии; г) анализа;
б) индукции; д) математического анализа.
в) дедукции;
35. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления б) антисциентистские направления | 1) неотомизм; 2) экзистенциализм; 3) «философия жизни»; 4) неопозитивизм; 5) неокантианство. |
36. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия носят название:
а) категорий; г) антиномий;
б) универсалий; д) законов.
в) модусов;
37. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира называется:
а) материализм; г) идеализм;
б) скептицизм; д) рационализм.
в) эмпиризм;
38. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного:
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.