Закон единства и борьбы противоположностей
Один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, выступающий и как всеобщий закон познания. Закон единства и борьбы противоположностей в системе материалистической диалектики занимает центральное место, являясь сутью, «ядром» диалектики. Напомним, что Закон – это необходимое, существенное устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи[44]. Существуют законы функционирования, выражающее существенную, необходимую связь между существующими в пространстве вещами и явлениями (например, закон всемирного тяготения). Наряду и в единстве с законами функционирования существуют законы развития. Например, общество закономерно развивается от одной общественно – экономической формации к другой. В системе объективного идеализма закон трактуется как выражение мирового разума, воплощенного в природе и обществе. Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия: сначала противоречие обнаруживается в виде образа («гармония лиры и лука» у Гераклита) или апории. Апория (от греч. aporia – затруднение, недоумение, отрицательная частица и poros – выход) – это трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта их мысленным анализом (Ахилл и черепаха, которую он догоняет). Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику единства и борьбы противоположностей Платон. В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях,
Антиномия (от греч. antinomia, от anti – против, nomos – закон — противоречие закона самому себе, против закон): 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе при попытке их доказат. формулирования.
Термин «антиномия» имел первоначально юридический смысл и означал противоречие между двумя законами или внутреннюю самопротиворечивость какого-либо отдельного закона. В I в. его использовали в указанном значении Квинтилиан, а позднее — Гермоген, Плутарх, Августин и др. В Кодексе Юстиниана (534) предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой, и эта коллизия получила название Антиномии.
Термин «антиномия» встречается в «Философском словаре» (1613) Р. Гоклениуса; в естественную теологию его ввёл Ш. Бонне (XVIII в.). Однако идея противоречия, сочетания и единства противоположностей была присуща ещё учениям Гераклита и Платона. Антиномические определения пространственно-временного мира и движения были сформулированы в апориях Зенона. В новое время идея сопряжения противоположностей была отчётливо выражена в учениях Дж. Бруно и Николая Кузанского.
Философский смысл понятие антиномия приобретает у И. Канта в «Критике чистого разума» (1781). Согласно И. Канту, антиномии необходимо возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По И. Канту, неизбежные противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где наличествует только преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре антиномии:
1) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве;
2) всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого;
3) причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная) причинность.— Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.
4) к миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно И. Канту, диалектические противоречия, возникающие в человеческом разуме,— естественная и неизбежная «иллюзия», проистекающая из его субъективного, сверхопытного применения.
Учение И. Канта об антиномии было всесторонне развито немецким классическим идеализмом как фундаментальная предпосылка диалектической логики. Г. Гегель подверг критическому анализу кантовское решение вопроса об антиномии, показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характеристика развивающегося духа, исторического бытия и мышления. В диалектике Г. Гегеля понятие «антиномии» было преобразовано в понятие синтетически разрешимого противоречия.
Таким образом, Г. Гегель разработал учение о единстве и борьбе противоположностей на содержательно – логическом принципе, являющимся одной из важнейших исторических предпосылок марксистской диалектики.
В диалектическом материализме проблема антимонии рассматриваются в рамках учения о диалектическом противоречии. В противоположность идеалистическим концепциям противоречия, марксистская философия исходит из признания объективных диалектических противоречий в качестве основы антимоний, выражающих процесс развития научного знания. Примеры: атом, законы механики И. Ньютона и А. Эйнштейна и др.
Марксистско-ленинская философия, развивающая с позиций материализма диалектические идеи предшествующей философии и отвергающая все идеалистические толкования диалектики, рассматривает единство и борьбу противоположностей как важнейший закон материалистической диалектики — общего учения о развитии природы, общества и мышления.
Характеристика всякого объекта как подчинённого закону единства и борьбы противоположностей указывает на источник движения и развития не где-то вне его самого, не в сверхъестественных силах, а в самом объекте. Закон позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Закон единства и борьбы противоположностей снимает притязание на окончательность со всякой ограниченности формы существования в природе и обществе, ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Например, в биологической эволюции именно путём единства и борьбы противоположностей наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.
Относительно внешняя сторона закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы, или крайности,— такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают (вытесняют) один другой. Действительных противоположностей не бывает вне единства и взаимопроникновения. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.).
Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, всё более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п. «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» [Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4].
В марксистской философии единство и борьба противоположностей выступает как фундаментальный методологический принцип. Раздвоенность единого на полюсы — лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания[26].
Закон единства и борьбы противоположностей имеет важное значение для понимания законов логики и форм мышления, путей раскрытия и отыскания истины. Закон единства и борьбы противоположностей не находится в конфликте с формально-логическим законом противоречия. Диалектическое противоречие — это противоречие живой жизни. Оно означает наличие в предмете, в явлении двух противоположных сторон, тенденций, которые находятся в постоянно изменяющейся борьбе, но существуют в предмете одновременно, пока одна из противоположных тенденций (прогрессивная) не победит вторую тенденцию (консервативную), положив начало появлению нового предмета, в котором возникнет новое противоречие. Другое дело — логическое противоречие, которое запрещает формально-логический закон противоречия. Логическое противоречие появляется тогда, когда одному предмету мысленно приписываются в одно и то же время и в одном и том же смысле и отношении два противоположных свойства, нацело отрицающих друг друга и не могущих существовать одновременно в данном предмете[12].