Сущность логических законов
Логические законы (греч. logos — мысль, мышление, разум) — это законы человеческого мышления. Логические законы представляют отображение в человеческом мозгу объективных закономерностей существующей вне и независимо от сознания природы, что логические законы вторичны, производны. Законы логики суть отражения объективного в субъективном сознании человека
Логические законы, во-первых, не могут возникнуть, если нет, во-первых, природы, а, во-вторых, органа мысли — мозга человека, как высшего продукта той же природы. Без материи нет мышления, а следовательно, нет и законов мышления. Будучи отражением законов материального мира, логические законы соответствуют законам природы. Соответствие законов мышления законам природы является безусловной предпосылкой правильного понимания логических законов. Над всем нашим теоретическим мышлением, господствует с абсолютной силой тот факт, что «наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласоваться между собой» [26].
Логические законы сложились в сознании людей в результате многократного наблюдения в процессе общественно-производственной деятельности наиболее обычных, часто встречающихся общих закономерностей бытия. Законы логики абстрагированы из действительности.
Логические законы являются предметом изучения двух научных дисциплин: логики и диалектики, т.е. наук, исследующих законы человеческого мышления. Каждая из этих наук изучает в человеческом мышлении свою область законов.
Науке издавна известны четыре логических закона. Еще в IV в. до н. э. известный греческий мыслитель Аристотель открыл три логических закона, присущих человеческому мышлению: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. В XVII в. н. э. немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц открыл четвёртый закон достаточного основания.
Действию этих законов подчиняются все наши мысли, независимо от конкретного содержания этих мыслей. Если в том или ином рассуждении не соблюден хотя бы один из этих законов правильного построения мыслей, прийти к верному выводу в результате рассуждения невозможно. Формально-логические , законы противоречия и достаточного основания Г.В. Лейбниц называл «великими началами». В своей «Монадологии» он писал, что наши рассуждения основываются на начале противоречия, в силу которого считается ложным то, что скрывает в себе противоречие, и истинным то, что противоположно, или противоречит ложному, и на начале достаточного основания, в силу которого усматривается, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым,— без достаточного основания. Почему именно дело обстоит так, а не иначе, утверждал Г.В. Лейбниц, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны.
В данных законах логики зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей. Законы логики, говорил В. И. Ленин, не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Логические законы сложились в сознании людей в результате наблюдения миллиарды раз наиболее обычных, часто встречающихся общих закономерностей окружающего мира. Эти общие закономерности материального мира отличаются устойчивостью. Так, связь между родами и видами в органической природе существует издавна.
Естественно, что и логические законы, в которых отразились связи явлений и, в частности, связь между родом и видами, также отличаются устойчивостью. Ими люди пользуются уже в течение многих тысячелетий.
Поскольку на всем земном шаре общие закономерности материи одинаковы, постольку логические законы едины для всех людей, независимо от классовой и национальной принадлежности. Представители разных классов могут иметь различные представления и понятия о предметах и явлениях, но законы связи мыслей в рассуждении одинаковы у всех людей. Люди могут открыть логические законы, познать их, изучить, но они не могут изменить или отменить их. Нарушение логических законов привело бы в полное расстройство весь мыслительный процесс, совершающийся в нашем мозгу, в результате чего люди перестали бы понимать друг друга.
Законы логики являются объективными, т. е. независимыми от воли людей законами. Люди не в силах создать по своему желанию какие-либо новые логические законы.
Логические законы связи мыслей в рассуждении нельзя отождествлять с законами возникновения, изменения и развития человеческого мышления. Процесс возникновения чувственных образов (ощущения, восприятия и представления) и образования на их базе суждений и понятий, наиболее общие законы развития мышления от низшей ступени к высшей изучает не логика, а теория познания диалектического материализма.
Познание мира не сводится только к установлению связей в рассуждении. Познать предметы и явления — это значит найти законы их развития и изменения, уметь их использовать в интересах общества. Поэтому знание одной логики, одних лишь законов связи мыслей в рассуждении недостаточно для познания окружающего нас мира.
Но логические законы являются одним из важнейших условий познания мира. Они обеспечивают получение верного вывода в результате рассуждения. Слабое знание законов логики создает возможность для появления разного рода ошибок в умозаключениях. Отступление от требований логических законов немедленно нарушает процесс мышления, а вне мышления и без мышления невозможно познание закономерностей природы и общества.
Законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания начала исследовать уже традиционная логика, которая является первой ступенью в развитии формальной логики. Но о сущности каждого из этих законов до сих пор нет полной договоренности как среди философов, так и среди логиков. Так, совсем недавно (30—45 лет назад) многие наши философы законы формальной логики безоговорочно отождествляли с законами метафизики. Это объяснялось, как правило, тем, что о законах формальной логики судили по плохим школьным учебникам логики дореволюционного периода.
Так, закон тождества, противники формальной логики истолковывали как закон, который будто бы исходит из того, что вещь всегда должна быть тождественной самой себе. Но, во-первых, формальная логика — это наука не о вещах, а о мыслях, и поэтому она не могла выставить подобного требования. Во вторых, что касается тождественности мысли, то со времен Аристотеля закон тождества означал требование определенности и тождества понятий самим себе в процессе какого-то данного рассуждения или умозаключения. Если в процессе беседы, спора оппонент будет вкладывать в одно и то же понятие разное содержание, то это будет уже не логическое, а софистическое рассуждение - подмена тезиса.
Противники формальной логики пытались и закон противоречия истолковать метафизически и на этом основании отвергнуть его. Дело представлялось таким образом, будто закон противоречия запрещает всякие противоречия в природе и в обществе. Но, во-первых, как мы уже сказали, формальная логика — это наука не о вещах, а о мыслях, поэтому закон противоречия и не ставит вопрос о противоречиях, присущих вещам. Во-вторых, и мышлении закон противоречия не запрещает всех противоречий, а только противоречия самому себе по одному и тому же вопросу, об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время.
В настоящее время уже крайне редко можно слышать прямые утверждения о метафизическом характере законов формальной логики. Но косвенные утверждения на эту тему все еще встречаются. Выражаются они в следующем: формальная логика не называется метафизической, ибо считается недопустимым говорить о каких-либо даже элементах диалектики в формальной логике. Словом, считается чем-то запретным «диалектизировать формальную логику». Можно ли с этим согласиться? Конечно, нет. Создается крайне странное положение: ученые всех наук (биологии, физики, химии, истории, психологии и др.) призываются к тому, чтобы они руководствовались диалектическим методом в своих исследованиях, ученым же, занятым исследованием формальной логики, это запрещается.
Между тем, вопреки запретам противников формальной логики, формальная логика в своих законах издавна отобразила диалектику объективного мира. Это можно показать на примере хотя бы закона противоречия. Закон этот говорит:
1) две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, не могут быть вместе истинные. Только в «одно и то же время», но не во все времена. Почему? Потому что предмет может измениться, а вместе с ним должна измениться и наша мысль о нем. Значит, закон противоречия исходит из признания развития предмета, о чем говорит и диалектика вещей;
2) две противоположные мысли об одном и то же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными. Опять берется определенное отношение, но не все. Почему? Потому что предмет, взятый в другом отношении к другим предметам, будет проявлять другие качества. Об этом же говорит и диалектика. Да иначе и не должно быть.
В правилах и законах сочетания мыслей в рассуждении отобразилась диалектика вещей. Каждое, самое простое правило формальной логики отображает определенные всеобщие связи. Диалектика учит, например, о единстве тождества и различия, общего и особенного. А на чем построены правила определения понятия, изучаемые в формальной логике? На претворении в жизнь этих требований диалектики.
Основные законы традиционной логики — тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания — имеют полную силу и в математической логике, которое детально изложено в п.п. 2.3.2. – 2.3.5. настоящего пособия, является второй ступенью в развитии формальной логики — логики выводного знания.
И последнее, законы мышления, исследуемые традиционной и математической логиками,— это частные законы, законы выводного знания, т. е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в данном конкретном случае к опыту, к практике, а только в результате применения законов и правил логики к имеющимся истинным мыслям. Но ведь мышление не сводится только к получению одной истины из других истин. Истина, из которой выводится по законам логики другая истина, получена в процессе практической деятельности, в результате познания сущности природных и социальных объектов. Здесь действуют наиболее общие законы мышления — диалектические законы движения, развития и изменения мышления.
Такими законами являются законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания. Это законы, присущие не только мышлению, но природе и обществу. Знание этих наиболее общих законов имеет философское, мировоззренческое, методологическое значение.
Диалектика учит брать предмет в развитии, в самодвижении, в изменении. Чтобы познать предмет, говорит диалектика, надо изучить все его стороны, связи и отношения. Критерием истины, согласно диалектике, является практика. Одним из важных принципов диалектики является принцип конкретности истины, по которому нет абстрактной истины, ибо истина всегда конкретна. Учение о диалектических законах мышления является методологией для формальной логики, как и для любой другой науки [12].