Генезис науки и проблема периодизации ее истории
Наука как тип духовного производства, как форма познания, как социальный институт возникла в Европе, в Новое время – в 16-17 вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого знания на философию и науку.
Наука сначала в форме естествознания начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука через практику материализуется в ней.
В античности и в средние века имело место философское познание мира. Философия, знание, наука – были единым целом.
В рамках философии объединились сведения и знания о первых причинах и всеобщих началах, об отдельных природных явлениях, о жизни людей, о процессе познания, совокупность логических и математических знаний.
Элементы, предпосылки, ростки будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но еще не выделились из них как самостоятельное.
У Платона – содержатся первые формулировки логики как особой науки.
Аристотель создал целостную систему формальной логики, диалектический метод.
Для греческих философов важно было познание природы. Своё теоретическое учение Аристотель применил к большому материалу, собранному наблюдением в зоологии, физике, социологии.
Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях: Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др. (Геометрия Эвклида – это не наука в целом, а только одна из ветвей математики). В Новое время произошло отпочкование науки от традиционной философии.
В конце 16 начале 17 вв. произошла буржуазная революция в Нидерландах. С середины 17 в. – в Англии. Если в Средневековье было религиозное сознание, то буржуазии нужна уже наука для развития промышленности, торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания.
Развитие нового буржуазного общества порождает изменения в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказалась наука, прежде всего экспериментальное математическое естествознание. В самостоятельные отрасли выделяются астрономия, механика, физика, химия и др. части науки.
Наука и естествознание отождествлялись. Формирование гуманитарных наук происходило медленнее.
В механике, астрономии и математики было накоплено много фактов. Эти науки поставили задачу познать на основе реальных фактов природу и объективную действительность.
В общественной жизни стала формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления.
Галилей отметил: «Книга Вселенной написана на языке математики».
Он ввёл в познание мысленный эксперимент, опирающийся на строгое количественно-математическое описание. Он считал, что наука без мысленного конструирования, без идеализации, без абстракций, без обобщающих резолюций, опирающихся на факты – невозможна.
В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками.
Выделяются философские дисциплины: онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика.
Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания.
Возрождались и развивались принципы материализма и диалектика.
Представители: Бруно, Коперник, Галиллей, Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Лейбниц. Они и философы и крупные естествоиспытатели.
В понимании генезиса возникновения науки имеются 2 подхода:
1. Экстернализм – появление науки обусловлено лишь внешними для нее обстоятельствами: социальными и экономическими и другими.
Поэтому для развития науки нужна реконструкция социокультурных условий.
2. Интернализм – основной силой развития науки считаются факторы, связанные с внутренней природой научного знания. Главной задачей сторонники интернализма считают описание познавательных процессов.
Возникновение и развитие науки связано с потребностью общественно-исторической практики.
Практика и познание едины.
Науке предшествует преднаука (докласический этап), где зарождаются элементы (предпосылки науки), это зачатки знаний на Древнем Востоке, Греции, Риме, а также в Средние века, вплоть до 16-17 вв. Лишь в Новое время появляется новый тип знания - теория.
Наука, вследствие отпочкования от философии в своем развитии проходит 3 основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный).
Классическая наука (17 в.-19 в.)- объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъекта.
Неклассическая наука – (первая половина ХХ в.), и исходный пункт который связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отбрасывает субъективный фактор. Наука осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.
Постнеклассическая наука (II половина ХХ в. – начало XXI в.) – включенность субъективной деятельности в «тело знания».
Существует 2 основных типа периодизации науки: 1) формальный и 2) диалектический.
Формальный тип – широко применяется особо на начальных этапах исследования истории предмета, т.е. на эмпирическом уровне.
Диалектический тип – предмет рассмотрения в процессе противоречия, происходит постоянное развертывание противоречия предмета (количество переходит в качество).
Наука – явление конкретное – историческое, проходящее в своем развитие ряд качественно-своеобразных этапов.
Наука не есть нечто неизменное, а представляет собой целостное развивающееся формообразование, которое имеет своё прошлое, настоящее и будущее.